Work.ua совместно с Алексеем Слюсаренко, руководителем отдела бизнес-обучения Comfy, фасилитатором, тренером украинских и международных образовательных проектов, выпустили курс об обучении персонала.

Это завершающий урок курса. Из него вы узнаете о десяти трендах корпоративного обучения, способах измерения его эффективности и основных принципах построения качественной системы обучения в компании.

Оценка эффективности обучения

Это одна из сложнейших тем не только в HR, но и в целом в мире корпораций. Иногда трудно понять, какой фактор повлиял на сотрудника и насколько велика роль самого обучения. Однако качество и эффективность обучения можно и нужно оценивать.

Метрики измерения эффективности обучения:

  1. Оценка качества прохождения обучения сотрудником. Предусматривает анализ оценок за тесты, экзамены и т. д.
  2. Обратная связь от сотрудника. Спросите участников, понравилось ли им обучение, было ли полезным, помогает ли оно в решении бизнес-задач.
  3. Обратная связь от руководителя. Узнайте у руководителей, помогает ли обучение делать бизнес-процессы более эффективными, видят ли они прогресс у своих подчиненных благодаря обучению.
  4. Обратная связь от клиентов. Если обучение связано с обслуживанием клиентов, барометром его эффективности могут стать изменения показателей eNPS, CSI, количества жалоб.
  5. Динамика бизнес-результата процесса, которому обучался сотрудник. Это самая важная метрика.

Проанализировав все эти пять метрик, можно делать гипотезы по поводу эффективности обучения для конкретного сотрудника.

HR-ы часто спрашивают: «Почему нельзя смотреть только на динамику бизнес-результата, ведь это, казалось бы, самая важная и объективная метрика?» Ответ в том, что на бизнес-результат, кроме обучения, влияет очень много других факторов.

Пример: продажи конкретного сотрудника значительно выросли после обучения. Можно ли сказать, что это произошло только благодаря обучению? Нет, потому что на продажи могли повлиять сезонность, колебания курса валют и другие факторы.

Только комплексный подход с учетом всех вышеперечисленных метрик может дать объективное видение картинки: было ли обучение эффективным, повлияло ли оно на бизнес-результат конкретного сотрудника.

10 принципов успешного корпоративного обучения

В качестве итога курса Алексей предлагает учитывать следующие принципы при построении системы корпоративного обучения:

  1. Вовлекайте в разработку стратегии и создание контента для обучения руководителей на местах и ​​представителей бизнес-юнитов. Задача HR-команды — инициировать обучение, подобрать оптимальные форматы и «вписать» его в процессы компании. Но самостоятельно составить качественный практический контент HR-команда не в состоянии, ведь она не является экспертом по ключевым бизнес-процессам компании. Поэтому представители бизнес-юнитов и руководители на местах — главные друзья и партнеры HR-ов.
  2. Помните, что обучение — это процесс. Поэтому у него должны быть цели, контент-план, точки контроля и обратная связь. 
  3. Сделайте обучение в первую очередь полезным, а не просто интересным. Идеальное обучение — это когда сотрудники получают знания, необходимые для решения их регулярных задач.
  4. Учитывайте три основные цели обучения:
    -         результативность;
    -         эффективность;
    -         устойчивое развитие.
  5. Задавайте себе три вопроса при выборе лучшего инструмента обучения:
    1)    с какой группой сотрудников я буду работать: линейным персоналом или менеджерами?
    2)    какие цели моего обучения?
    3)    каких бизнес-результатов я хочу достичь благодаря обучению?
  6. Проверяйте себя. Сопоставляйте цели обучения и специфику инструмента, который вы для него подобрали — не ошиблись ли вы?
  7. Постройте систему обратной связи от руководителей на местах. Спрашивайте у них, что получается у сотрудников после учебы, а что нет.
  8. Разберитесь, как построен бизнес вашей компании и процессы в ней. Без этого будет сложно разобраться в аналитике и дашбордах, чтобы выявить потребности в обучении, а также обеспечить необходимое качество обучения. А еще сложнее будет общаться с руководителями на местах.
  9. Регулярно общайтесь с вашей целевой аудиторией. Задавайте вопросы. Работа с обратной связью очень важна для поддержания актуальности системы обучения.
  10. Учитесь сами. Проходите курсы и тренинги, общайтесь с коллегами из других компаний. Это поможет вам понимать актуальную ситуацию с системами обучения в других компаниях.

10 трендов корпоративного обучения будущего

  1. Маркетинг — часть процесса обучения. Обучение все больше нуждается в красивой упаковке и правильной подаче, чтобы заинтересовать целевую аудиторию. Сотрудничайте с отделом маркетинга, чтобы делать обучение модным и престижным.
  2. Рост и универсализация онлайна. Система дистанционного обучения с электронными курсами — это must have для каждой компании.
  3. Кастомизация обучения. Это самый главный тренд по мнению Алексея. В эффективных компаниях это реализовано уже сегодня. Основная идея кастомизации — учет специфики отдельно взятого сотрудника и предоставление ему возможности выбирать порядок изучения тем, длительность и интенсивность курсов. Кажется, что массовых планов обучение в будущем станет меньше.
  4. Итерационность. Уже сейчас форматы часового-получасового обучения уходят в прошлое. Короткие и интенсивные видеоуроки, например по восемь-десять минут, — это оптимальный формат обучения, как кажется сейчас. Чем короче будет одна порция развивающего контента для сотрудника, тем легче он сможет пользоваться полученными знаниями и встроить обучение в свою повседневную жизнь.
    Важно, чтобы такие короткие порции обучения с одной стороны давали ощущение гибкости и доступности, а с другой — чтобы они складывались в логическую последовательность и помогали в понимании всей темы.
  5. Эмоциональность обучения. За внимание и время сотрудника тренерам и спикерам приходится конкурировать с Netflix, YouTube и т. д. Поэтому эмоциональная часть обучения, помогающая вовлечь работника, становится все важнее.
  6. Дизайн системы поддержки. Сотрудникам становится все труднее доходить до конца курса. Это можно увидеть на примере Coursera — только 10% пользователей доходят до завершения курса. Чтобы ваши пользователи не отпадали в процессе обучения, важно продумать систему поддержки. Это могут быть интерактивные точки контроля, увлекательные тесты, возможность обмена опытом между всеми слушателями курса. Весьма интересно, когда в рамках курса создается некое сообщество, участники которого общаются во время обучения и могут делиться друг с другом своим опытом.
  7. Вовлеченность коуча. С одной стороны, мы все видим высокий темп перехода обучения в онлайн, и именно благодаря этому растет потребность в живом общении. Системы обучения будущего будут иметь элементы взаимодействия учащегося с его коучем, реальным живым человеком, сопровождающим курс. Это обусловит практическое использование информации по курсу и будет мотивировать сотрудника дойти до конца. 
  8. Кроссплатформенность. Это не о далеком будущем — уже сейчас нужно так поступать. Например, чтобы сотрудник мог начать обучение у себя дома утром на планшете, по дороге на работу перейти в формат аудио и слушать курс со смартфона и уже на работе завершить урок на ноутбуке.
  9. Использование элементов VR. Уже сейчас в некоторых компаниях шлемы или очки дополненной реальности помогают смоделировать реальную ситуацию, чтобы сотрудник мог отработать конкретные навыки. Очевидно, что с понижением стоимости таких гаджетов, можно будет активнее использовать их в системах обучения.
  10. Ваш вариант 🙂 Подумайте, какой тренд будущего в системах обучения вы видите уже сейчас в своей компании или понимаете, что это точно станет реальностью.
< Перейти к предыдущему уроку