Илларион Карнаух много учился, работал, а в 2015 году вместе с партнером по бизнесу основал в Днепре студию дизайна и разработки Moohii. Команда занимается брендированием, упаковкой, делает веб-сайты и приложения.

Наш герой прошел путь от наемного работника до собственника бизнеса, и это крутой опыт. Work.ua расспросил его, что именно подтолкнуло к открытию своего дела, с какими трудностями пришлось столкнуться и что может посоветовать тем, кто стремиться к автономности в работе, независимости. Ответы — в этом интервью.

Илларион Карнаух
Илларион Карнаух
head designer и co-founder студии дизайна Moohii

— Ты всегда знал, что хочешь стать дизайнером и «играться со шрифтами»?

— В раннем детстве я мечтал стать крановщиком или дальнобойщиком. Меня интересовало все, что связано с техникой. Но поскольку с юных лет я увлекался еще и рисованием, то в 13-14 лет поступил в художественную школу, начал изучать компьютерную графику, и пошло-поехало.

Как-то заработал деньги, поехал на радиорынок и купил книгу по 3ds Max. Я так думал: «Ничего себе, в этой программе рисовали динозавров для „Парка Юрского периода“. Это же круто! И я так хочу».

Летом, на школьных каникулах я ее прочел от корки до корки, установил программу на компьютер, начал работать и сумел нарисовать... кубик. Ок, кубик, и что мне с этим делать? Я хотел нарисовать динозавров, чтобы они двигались и разрушали здания!

А интернета тогда не было нормального, черпать знания неоткуда. Но разобрался, начинал с малого: рисовал ложки, вилки, домики, снеговика, потом даже анимацию сделал — Масяню, у нее ручки и ножки двигались.

— А динозавров?

— И динозавров. (Смеется)

Илларион Карнаух: «Я хотел нарисовать динозавров, чтобы они двигались и разрушали здания!»

«Я хотел нарисовать динозавров, чтобы они двигались и разрушали здания!»

— Но ты же черпал знания не только в книгах. Где учился? Школа, которую ты прошел, много тебе дала?

— Я закончил Днепропетровский театрально-художественный колледж и Харьковскую государственную академию дизайна и искусств. Учеба заняла около 10 лет. Но сейчас понимаю — всему, что я знаю и умею, научился на работе.

В колледже со своей графикой никому ты не нужен. Да, основы композиции, цвет, типографика — это база, ее нужно было получить. Но программу растягивают на 5 лет, а ее можно пройти за полгода, если не быстрее.

Например, нам давали задание сделать фирменный стиль, и мы делали его полгода. Сейчас я не могу позволить себе разрабатывать для клиента один брендинг 6 месяцев. Это нереально. Месяц — максимум, с правками и утверждениями.

Вот тогда я понял: если хочешь чего-то добиться, необходимо самому себе пробивать дорогу, учиться и оттачивать навыки.

И я много учился сам, покупал уроки по вебу, скачивал видео про цвет, композицию, анимацию на торрентах. А на втором курсе пошел работать — рисовал этикетки на новогодние подарки. Работодателю честно признался, что теорию знаю, а практики у меня нет. На что мне ответили: «Ок, мы тебя подучим и будешь делать». И я делал. Здесь была одновременно и учеба, и практика.

Это, кстати, показательный пример, который для меня лично разрушил миф о том, что без опыта и блата на работу не берут. Как оказалось, берут.

Единственное, меня не устраивала зарплата. Я всегда хотел быть финансово независимым, точно понимал, что наемным работником буду временно, но не знал, в какую сторону двигаться.

— Именно стремление к финансовой независимости подтолкнуло тебя к созданию своего дела? Так и появились Moohii?

— Нет. До Moohii я поработал еще в сфере дизайна интерьеров. И это мне безумно нравилось! И о бизнесе даже не помышлял: заканчивал учебу, тусил с друзьями, ходил на работу, мне платили зарплату. Пока все.

Потом мне стало интересно, как делают дизайн за рубежом, стал изучать, захотелось сделать сайт. Свой первый сайт я сделал на «флеше», и он был таким странным — на белом фоне появлялся логотип.

Когда делал уже третью версию сайт, то начал изучать html. Но в коде мои творческие идеи никак не проявлялись, и мне не хотелось в это все углубляться.

Тогда судьба свела меня с будущим партнером по бизнесу — Димой Зарубиным. Мы скооперировались и стали делать сайты для клиентов за очень небольшие бюджеты, раз-два в месяц. Пусть это было неприбыльно, но давало отличную практику.

Со временем заказов становилось все больше. Я уже не мог совмещать разработку сайтов с архитектурой, уволился и ушел на фриланс, где просидел больше года. Мы расширили перечень услуг, удаленно набрали в команду людей, и в один прекрасный момент поняли, что нам нужен офис.

Через знакомых сняли малюсенькое помещение в 5 кв.м. Туда поместилось 5 человек (программисты и верстальщики), а я — нет, поэтому продолжал работать из дома. Но буквально через месяц арендовали офис побольше. И там уже поместились все. Даже я. Вот так и появились Moohii.

«Я не мог совмещать разработку сайтов с архитектурой, уволился и ушел на фриланс, где просидел больше года».

«Я не мог совмещать разработку сайтов с архитектурой, уволился и ушел на фриланс, где просидел больше года».

— А почему Moohii?

— Ой, это самый частый вопрос. В названии нет никакого смысла. Нам просто понравилось сочетание звуков. Изначально мы ориентировались на зарубежных клиентов, и не думали, что они будут ассоциировать нас с насекомыми.

— Тяжело было начинать свое дело?

— Это было время проб и ошибок. У нас не было нужных знаний ни по бизнесу, ни по разработке. И даже негде было их получить, не то что сейчас — множество курсов онлайн, книг, видеоуроков типа «UX за 5 минут».

Нас никогда не учили экономике, как разумно распоряжаться финансами. Поэтому бизнес строился вслепую. Как нам казалось правильным его строить, так и строили. Много раз ошибались.

Не раз бывало, что с нами не рассчитывались клиенты. Причем «попадали» на большие суммы — на 3-5 тысяч долларов.

Когда переехали в первый офис, делали мебель в буквальном смысле сами. Ножки для столов варил мой папа, а деревянные столешницы покупали в «Эпицентре». На часах десять часов вечера, мы с Димой лакируем столешницы где-то на лестничной клетке и я говорю: «Мда, не так я себя представлял, как должны жить владельцы компании».

То есть делали все сами, без кредитов и долгов. Собрали все возможные деньги, которые откладывали, и просто сделали.

— Наемным работником быть легче, чем собственником — это понимают все. Но многие все равно хотят создать свое дело, работать на себя. Что бы ты посоветовал тем людям, которые ищут пути к своему бизнесу? Что им делать?

— Как бы это банально не звучало — просто брать и делать.

Не знаешь чего-то — найди информацию, изучи. Я постоянно учусь. Например, когда Moohii стали получать запросы от клиентов на брендинг, я почувствовал нехватку знаний, поэтому поехал на интенсив в Kyiv Academy of Media Arts. За неделю обучения взял все, что мне нужно.

Изучаю даже то, что, возможно, никогда не буду применять в работе. Допустим, я не умею рисовать людей, иллюстрации, могу не знать, как работает какой-то плагин в Figma, но обязан понимать основные принципы, сможем ли мы с командой выполнить ту или иную задачу для клиента.

Да, за знания нужно платить. Но сейчас много информации в свободном доступе: YouTube, TED, вебинары и мастер-классы, аудиокниги. Было бы желание!

В офисе Moohii

В офисе Moohii.

Также важно научиться обращать в свою пользу любое внешнее изменение. К примеру, до пандемии COVID-19 у нас в команде было 20 человек. Однажды, когда начался карантин, мы пришли в офис и увидели, что он пустой. Это было так мрачно. И мы поняли, что нужно оптимизироваться. Поэтому перевели команду в онлайн, избавились от того, что тянуло деньги. И это был самый правильный шаг.

Тому, кто хочет начинать IT-бизнес, советую сначала изучить, как строить этот бизнес, а потом уже совершенствоваться в профессии.

Кстати, о проблемах отрасли, взаимоотношениях работодателей и сотрудников мы с командой много говорим в своем подкасте «Выйти из айти».

И еще одно. Если вы хотите открыть свое дело, но не знаете, в какую сторону двигаться, замутите коллаборацию, найдите партнера по бизнесу, разделите обязанности. У нас в компании Дима отвечает за все финансовые вопросы, клиентов, я руковожу продуктом, командой и направляю в нужное русло. Как говорится, если хочешь идти быстро — иди один, если хочешь идти далеко — иди с кем-то.

Ну, и не ждите быстрых результатов.


Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.


Читайте также