Из любых трудностей необходимо выносить опыт и уроки. Катерина Дробова, директор рекрутинговой компании Agenda, рассказала Work.ua, каких изменений могут ожидать украинцы на рынке труда после войны.

Катерина Дробова
Катерина Дробова
директор рекрутинговой компании Agenda

Официальное и неофициальное оформление: последствия

Неоформленные сотрудники компаний, которые потеряли часть дохода из-за войны, не смогли воспользоваться денежной выплатой в размере 6 500 грн. Денежную помощь в течение первого и второго месяца войны предлагало государство через приложение «Дія».

Если говорить о финансовой защите с позиции работодателя, надеюсь, большинство компаний поступили так же, как и те, о которых мы читали в новостях и соцсетях. А именно: сделали все возможное, чтобы продолжать выплату зарплат как можно дольше; после простоя запуститься как можно скорее для поддержания как бизнеса, так и сотрудников и экономики в целом.

Однозначно будет пересмотр трудовых взаимоотношений. Будет тяжело, не все представители бизнеса справятся. Государство должно помочь. Но выход на официальные и прозрачные взаимоотношения между работодателем и работником будет несомненно. Плюс наше будущее в Евросоюзе невозможно без соблюдения стандартов ЕС.

После окончания войны и нашей победы вижу только глобальные и позитивные последствия, связанные с официальным оформлением сотрудников. Когда бизнес будет вновь развиваться, уверена, все меньше будет «серых» компаний. Верю в «белый» украинский бизнес и как следствие — сильную экономику и официально оформленных сотрудников.

Уроки на будущее:

  1. Соискатели должны обращать внимание только на официальное трудоустройство, чтобы иметь гарантии в случае кризиса. Его преимущества: заработная плата работника не может быть меньше минимальной, есть право на отпуск, оплату больничного, досрочный выход на пенсию и другие.
  2. Официальное оформление дает право сотрудникам притянуть к ответственности работодателя, в случае необоснованного увольнения или нарушений правил трудового законодательства.
  3. Официально трудоустроенные работники имеют страховку из-за утраты части заработной платы либо работы, когда деятельность была остановлена из-за проведения боевых действий.

Новый рывок в дистанционной работе

Многие компании перешли на дистанционную работу. Для некоторых сфер удаленка — норма. Остальным приходится и придется адаптироваться, потому что мы в этом состоянии, возможно, на долгие месяцы.

Поэтому лучшее, что может сделать предприятие для эффективной работы, — это грамотно построить связь между сотрудниками, их компьютерами и ПО.

Изменения в способе работы, коммуникациях между руководством, HR-менеджерами и сотрудниками, возможно, повлекут за собой текучесть кадров. Не всем удастся оперативно и качественно включиться в новые обстоятельства. Ведь большинство людей привыкли к работе в офисе. Например, к ежедневному ритуалу поездки на работу, к 8-часовому рабочему дню и смене окружения по возвращению домой.

Скорее всего, стандартные подходы в HR тоже изменятся. Мы все будем брать пример с представителей сферы IT и их процессов организации труда.

В лучшем случае большинство компаний, вынужденных включить режим дистанционной работы, модернизируются и в итоге только выиграют от этого. В худшем — не смогут под влиянием обстоятельств принять верные решения, удержать бизнес и как следствие — своих сотрудников.

Уроки на будущее:

  1. Последние несколько лет показали, как важно адаптироваться к изменениям. А дистанционная работа дает множество возможностей для свободного передвижения в любую точку страны и мира. Поэтому если у вас есть возможность перенести вашу работу в удаленный режим — не отказывайтесь от этой возможности и изучите правила планирования рабочего в таких условиях.
  2. Нужно также быть готовым, что ваша профессия потеряет актуальность и необходимость на рынке труда в стране, вашем регионе или населенном пункте. Чтобы не оказаться заложником такой ситуации, важно приобретать навыки и знания не только по вашему профилю, чтобы в любой момент вы имели возможность быстро переквалифицироваться и не остаться без дохода.

Способы накопления денег, которые можно использовать в будущем

Денежные сбережения могут быть в виде банковских депозитных вкладов или, например, регулярных накоплениях наличных — скажем, 10% от зарплаты ежемесячно.

Если сейчас нет сбережений или те, что были, закончились, то нужно искать работу. Искать любую работу, которая сможет обеспечить вас и вашу семью.

Я общаюсь со многими, кто покинул Украину и находится сейчас в ЕС. Нашим переселенцам гораздо сложнее найти работу без знания локального языка, и люди готовы на любую работу.

Уроки на будущее:

  1. Перед войной Work.ua провел опрос касаемо сбережений украинцев. 54% опрошенных отметили, что не имеют «финансовой подушки безопасности». Исходя из событий последних трех лет, становится понятно, что откладывать деньги на сберегательный счет просто необходимо.
  2. Во время нестабильной ситуации в мире или стране, вы можете остаться без работы и ежемесячного или сезонного дохода. Поэтому изучение финансовой грамотности — как правильно распоряжаться доходами, откладывать сбережения, как завести инвестиционный портфель или настроить пассивный доход — обязательно для всех, кто хочет себя обезопасить.

Финансовая помощь от работодателей

Считаю, что к работодателю можно обратиться всегда за помощью, если того требует ситуация. Работодатель — часть нашей системы и общества, за работодателем всегда стоят люди и они принимают решения о выплатах, компенсациях и финансовой помощи.

Война закончится, все встанет на свои места, все деньги, взятые в долг, можно вернуть и необходимые часы отработать. Я как руководитель компании это понимаю и, надеюсь, это понимают все, к кому сейчас обращаются за помощью.

Уроки на будущее:

  1. Если ситуация будет того требовать — обратитесь за финансовой помощью к работодателю и определите, на каких условиях вы можете занять деньги.
  2. Если ваш работодатель не может себе позволить одалживать сотрудникам и помогать в кризисной ситуации — смотрите уроки предыдущего пункта о способах самостоятельного накопления денег.

Как действия работодателей влияют на их репутацию

Чем адекватнее и человечнее руководство компании, тем лучше бренд работодателя и его репутация. Сейчас такое время, когда каждый делает то, что может, для близких, друзей, сотрудников, ВСУ, волонтеров. И активная позиция работодателей сейчас, как бы тяжело не было, повлияет на их будущее. Друг познается в беде. И такие понятия как эмоциональный, социальный интеллект в настоящее время и будущем будут еще более актуальны в бизнес-среде.

Надежность работодателя проще всего проверить на собеседовании. Мы всегда в общении понимаем, стараемся понять, какой человек сидит напротив, хотим ли мы работать с ним.

Поиск работы — это тоже работа и к этой задаче нужно отнестись не менее ответственно.

Уроки на будущее:

  1. Понять надежность работодателя иногда можно и на первой встрече. Для этого нужно подготовить вопросы и задать их, посмотреть на реакцию, насколько рекрутер открыт и готов делиться информацией. Также погуляйте по офису, пообщайтесь с людьми, которые там работают.
  2. Перед тем, как отправлять резюме и идти на собеседование в компанию — изучите в сети всю доступную информацию. Почитайте отзывы в интернете об имидже предполагаемого работодателя.
  3. У многих компаний есть свои ценности. Это те принципы, на которые ориентируются все сотрудники и руководство во время принятия решений и выполнения своих повседневных задач. Изучив ценности, вы сможете понять, на что она больше ориентируется компания — на своих людей или на другие вещи.

Как работникам обезопасить себя от сокращений и увольнений в будущем

  • Объединяться в профсоюзы.
  • Работать официально.
  • Внимательно читать трудовой договор и иметь его экземпляр.


Читайте также