Как правильно построенная мотивация влияет на результат
О специфике инструмента Objectives&Key Results, и как с его помощью вдохновить и синхронизировать команду, рассказывает директор по развитию бизнеса Юлия Рафальская.
Все знают, что есть материальная и нематериальная мотивация. А вот правильно ли ее применяют, другой вопрос, на который и постаралась ответить директор по развитию бизнеса Юлия Рафальская.
Базовые вещи можно найти в интернете, я же хочу поделиться действенными методами. С помощью мотивации мы даем сотруднику возможность удовлетворить свои потребности разного уровня.
Материальная мотивация
Это деньги в любом проявлении, будь то заработная плата или «плюшка» за сross продажу.
Основные рабочие критерии при построении материальной мотивации
- Конкурирующая сумма, возможно чуть выше рыночной. Тогда человек будет заинтересован «рвать и метать».
- Премия достижима минимум на 50%. Сделайте градацию, например, всего должно получать премию не менее 60% (цифра просчитывается индивидуально) всех сотрудников, для минимизации оттока и сохранения качества премию должны получать 60% отдела. Это позволит минимизировать отток и сохранить качество. 10% это ТОПы, которые получают максимальную премию. Среди ТОПов можно выделить лучшего, что приумножит ваш результат в 4 раза.
- Взаимосвязь с мотивацией руководства или прибылью компании. Это повысит доверие сотрудника и ответственность за результат.
Виды материальной мотивации
- Периодическая — когда вчера нужно продать 1000 позиций (думаю все сталкивались с таким). Поэтому быстро внедряем конкурс на достижение этого показателя. Запускаем тогда, когда есть точечная потребность. Длительность не более 3‑х месяцев.
- Длительная — для поддержания сервиса, качества услуг, удержания персонала. В основном такая мотивация рассчитана на год. Проявляется в разных формах и методах. Хочу отметить, что на данный момент в текущем цифровом мире самая эффективная форма — геймификации.
Для выбора подходящей необходимо определить, что вы хотите достичь
- «Хочу удержать персонал» — тогда внедрите стажевые, каждый квартал выплачивайте Х сумму за работу в компании или разыгрывайте призы. Сделайте накопительную бонусную систему за выслугу (да, попахивает схемой гос.структур :)
- «Хочу увеличить средний чек» — установите % от суммы чека, который будет начисляться сотруднику в копилку. Он на свое усмотрение раз в полгода сможет ими воспользоваться.
Важные нюансы
- Визуализация. Сотруднику нужно понимать и контролировать, сколько он зарабатывает. Здорово работает рейтинг, проявляется дух конкуренции.
- Конкретика. Расписать для каждого уровня, что можно получить и как заработать больше. Правильно установленные KPI играют бОльшую роль. Вам нужны качественные и количественные показатели. Оптимальное количество не более 3-х.
- Достижимость. KPI, которые не зависят от сотрудника — это перекладывание ответственности. Если человек не будет получать заявленный доход, ваша компания получит озлобленного работника, который в силе испортить репутацию, качество услуг и атмосферу в коллективе. И наоборот, когда легко получить премию, все старания и креативность пропадает. Найдите баланс в показателях.
- Профилактика. Любая схема не вечна. Не бойтесь ее менять, часто это на пользу. Анализируйте минимум раз в полгода/квартал, зависит от специфики работы.
Нематериальная мотивация
Это усиление материальной с помощью похвалы, карьерного роста, признания, привилегий, полученных знаний и т.д. Например, за выполненную работу в срок предоставили сотруднику дополнительный выходной.
Главная в такой мотивации — азарт, чтобы мотивировать чем-то еще, нужно зацепить.
Для этого нужен крутой анонс и сопровождение, желательно от руководства. Такой посыл заряжает и добавляет значимости. Создайте таблицу с идеями и анализируйте: какая мотивация лучше работает, в какой период, на какой группе и т. д. Тогда вам будет проще сориентироваться, когда появится необходимость.
Вовлеченность руководства в процесс — важна
Зачастую «возятся» только с новичками, про старичков забывают, думая, что они и так справляются. Мы все люди, которые требуют внимания и понимания. Какой бы должности не был сотрудник, с ним нужно говорить. Возможно, ему необходимы новые знания, развитие, он не понимает, как применять то чем он владеет для достижения результата. И для таких сотрудников важен не заработок, а похвала, личные достижения, повышение в дальнейшем и т.д.
Мотивация без осознания и вовлеченности руководства — деньги на ветер. Это важно проводить в комплексе!
Мотивации на время испытательного срока
Тонкий и спорный пункт, при этом он должен присутствовать в схеме мотивации. Это своего рода рычаг, который держит в тонусе. Подумайте, как обозначить условия ИС, чтобы они не противоречили законодательству и правилам вашего предприятия.
Что таит за собой несбалансированная мотивация
Как видим, результат можно достигнуть с помощью совокупных факторов. Формулы успешной мотивации нет. Есть логическая цепочка вопросов, которая, позволит создать рабочую для вашего бизнеса модель мотивации.
- Какой результат мне нужен (установка KPI).
- Сколько готов платить (определяете % выхода на премию).
- Что, кроме денег мотивирует моих сотрудников (подбираете нематериальную мотивацию).
- Что делать при невыполнении результата (работа с людьми, анализ KPI, ИС).
Используйте мудрую мотивацию. Например, на одном предприятии Генри Форда, работала бригада, которая получала деньги не за свой труд, а за отдых. Потому что это были ремонтники, которые отвечали за бесперебойную работу конвейера.
Они получали зарплату только когда сидели в комнате отдыха. Как только зажигалась красная лампа поломки линии сборки, останавливался счетчик, который насчитывал им деньги. Во-первых, они всегда оперативно делали ремонт, чтобы быстрее вернуться в комнату отдыха. Во-вторых, они делали ремонт всегда качественно, чтобы им не приходилось покидать комнату в ближайшее время из-за той же неисправности.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.