Безусловно, пандемия изменила нашу жизнь. Эти изменения мы видим каждый день — антисептики, маски, социальная дистанция. Однако есть ряд вещей, которые невозможно увидеть сразу, — ухудшение ментального здоровья. Уровень тревожности вырос у многих, и часто это сильно влияет на качество работы. Как же помочь персоналу и компании? Ирина Брыжак, директор департамента персонала METRO Cash & Carry Ukraine, специально для Work.ua рассказала о запуске сервиса поддержки сотрудников.

Ирина Брыжак
Ирина Брыжак
директор департамента персонала METRO Cash & Carry Ukraine

В METRO Cash & Carry Ukraine мы начали внедрение wellbeing-стратегии и в условиях пандемии решили ее усилить Employee Assistance Program (EAP). Благодаря этому сервису поддержки сотрудников, корпоративный бизнес получил инструмент для улучшения организационного благополучия сотрудников: ментального, финансового, физического. Но обо всем по порядку.

Почему мы решили запустить EAP

Ключевой компетенцией METRO Cash & Carry Ukraine является предпринимательство. А это о гибкости, скорости реакции, об умении рисковать и открытости мышления. С одной стороны, это делает нас ближе к нашему «ключевому» клиенту — независимому предпринимателю, с другой — требует постоянных сверхусилий, чтобы выдерживать скорость и работать в условиях неопределенности и постоянных изменений.

В 2016 году у нас была высокопрофессиональная, вовлеченная команда, которая, однако, постоянно менялась из-за выгорания. Мы поняли, что нам не хватит традиционных инструментов мотивации сотрудников и нужно делать фокус на общем благосостоянии человека.

Благодаря исследованию Towers Watson, мы добавили в трансформационную стратегию три ключевые компонента благополучия (wellbeing): физическое, ментальное и социальное здоровье. В этом году из-за пандемии добавили еще один — финансовый. Мы начали учить компанию и работников доверять друг другу, заботиться о себе и других, ведь без доверия невозможно построить human centric культуру.

Изменение ценностного предложения было направлено ​​на поддержку финансовой стабильности и здоровья:

  • у нас появились медицинские осмотры для различных категорий сотрудников в зависимости от пола и возраста;
  • мы пересмотрели наполнение программы медицинского страхования на основе демографических данных компании — у нас работает примерно 70% женщин, средний возраст работников — 37 лет;
  • постепенно начали делать фокус на ментальном здоровье: организовывали обучение для развития эмоционального интеллекта, проводили регулярные wellbeing-семинары, йога-классы, приглашали диетологов и т. п.

Как находили подходы к разным категориям сотрудников

Среди офисных сотрудников инструменты организационного благополучия внедрять легче, чем среди сотрудников массовых позиций. Последние воспринимали такие инициативы с осторожностью. Поэтому для работы с этой категорией наших коллег мы начали искать другие подходы: строим коммуникацию, в центре которой признание их важности в работе компании, благодарность и уважение.

Пандемия показала, что и офисные работники, и сотрудники массовых позиций чувствовали сильную потребность поддерживать себя в ресурсном состоянии физически и психологически. Однако запросы у этих двух категорий сотрудников разные. Офисные сотрудники, которые остались дома, жаловались на повышение уровня стресса, тревожности, размытость границ между домом и работой, высказывали желание вернуться к привычной жизни. Сотрудники же на массовых позициях, в частности магазинов, наоборот, боялись идти на работу из-за риска заболеть.

Конечно, с первого дня пандемии все сотрудники магазинов были полностью обеспечены средствами индивидуальной защиты и дополнительными барьерами на кассах, но это не уменьшило уровень страха и стресса.

Было очевидно, что на состояние сотрудников влияют психологические факторы, поэтому сервис EAP нужен нашей компании. Перед запуском EAP мы провели программу «Большая перезагрузка» с Юноной Лотоцкой для работы со стрессом. Также спросили сотрудников, готовы ли они работать с психологом, и увидели, что на такие консультации есть запрос.

Особенность работы сервиса поддержки сотрудников в METRO

Вопрос, как «продать» EAP менеджменту компании, перед нами не стоял. Мы руководствовались тем, что из-за эпидемической ситуации выросли случаи домашнего насилия; из-за неопределенности и невозможности жить в привычном ритме многие находятся в постоянном стрессе, испытывают социальную изолированность и недостаток общения. Запустив программу, мы предоставили возможность каждому сотруднику анонимно обращаться за профессиональной психологической поддержкой.

Те, кто решился на первую консультацию, продолжали работу с психологом. Первое обращение — бесплатное, далее сотрудник должен принимать минимальное финансовое участие в оплате консультаций. Сумма, которую платит сотрудник, символическая.

Финансовое участие в оплате консультаций — часть терапии. Для результативности программы важно, чтобы человек сознательно обращался за помощью, а не потому что за это заплатила компания. Также благодаря участию в оплате отношение к консультациям становится серьезнее, увеличивается их ценность. Кроме того, сотрудники активно оказывают фидбэк о качестве услуги, которую частично оплатили.

На кого рассчитана программа

EAP актуальна для всех категорий сотрудников, потому что у каждого есть свои потребности.

Сейчас в нашей компании программой пользуются сотрудники массовых позиций и младший менеджмент, топы еще не принимали в ней участия.

Чтобы мотивировать людей заботиться о своем благополучии, стоит работать над коммуникацией внутри компании:

  • говорить о ментальном здоровье с различными группами сотрудников нужно на их языке;
  • проще коммуницировать на тему ментального здоровья с сотрудниками офиса, которые в большинстве своем имеют высокий уровень образования;
  • для коммуникации с сотрудниками массовых позиций нужна другая тактика. Они боятся резких изменений. Для них приоритет — это финансовая стабильность. Поэтому навыки заботы о ментальном здоровье среди них очень слабые. Однако мы вкладываем много усилий в коммуникацию и акцентируем на том, что о себе стоит заботиться, и отмечаем медленную, но положительную динамику.

Сейчас мы размышляем над тем, чтобы EAP также оказывала поддержку людям, которые имеют зависимость или расстройство пищевых привычек.

Результаты, которые мы получили

EAP работает уже более 5 месяцев. За это время мы точно можем сказать, что программа эффективна, и вот результаты, о которых стоит упомянуть:

  • она мотивировала многих наших сотрудников впервые в жизни обратиться к психологу и получить высокопрофессиональные услуги в сфере психологического здоровья. Это важное личностное достижение человека, однако это не менее важный результат и для компании-работодателя, и для всего общества;
  • EAP открыла доступ сотрудникам, в частности массовых позиций, к психологической поддержке. Ведь получение такой помощи связано не только с осознанием ее потребности, но и с ощутимыми финансовыми затратами, а также проблемой нехватки квалифицированных специалистов, особенно в регионах.

Очень важно понимать, что EAP не только помогает сотрудникам оставаться здоровыми, но и акцентирует внимание на вызовах в сфере ментального благополучия, с которыми сейчас имеет дело украинское общество, и расширяет доступ к психологической помощи в Украине.


Читайте также