Компетенция — это поведение, способ действия людей, то есть как они взаимодействуют с другими, анализируют информацию, планируют, преодолевают препятствия для достижения результата. Это о применении знаний на практике.

Каждой компании нужно определить, какие компетенции важны для нее, какие дают ей конкурентные преимущества. Важно понимать, развивать и оценивать компетенции своих сотрудников, чтобы они были максимально эффективны на своем месте. Или, чтобы в будущем, когда откроется должность высокого уровня, у вас был достойный кандидат, готовый ее занять.

Work.ua публикует шесть ключевых компетенций, которые помогут определить высокопотенциальных сотрудников. Конечно, этот список не эталонный, компетенций может быть больше или они могут быть другими, исходя из ваших потребностей. Но эти — основные.

1. Письменное общение

Многие компании сейчас используют письменную коммуникацию, чтобы донести свои сообщения, предложения, информацию об услугах или продукте через слово — соцсети, блоги, вебсайт, рассылки и т. д. И это работает.

Человек, обладающий сильными навыками письма как ключевой компетенцией, — это сотрудник с высоким потенциалом. Он может эффективно, четко, без ошибок общаться и создавать контент, отвечающий потребностям аудитории, к которой вы обращаетесь.

2. Налаживание связей

Каждый бизнес в той или иной степени зависит от внутренней и внешней коммуникации.

Человек, умеющий налаживать сотрудничество, выстраивать взаимоотношения как внутри компании, так и за ее пределами, — ваша суперзвезда.

Такой сотрудник проявляет интерес к другим, уделяет время знакомству с коллегами и партнерами, поддерживает людей в достижении их целей и развивает двусторонние отношения с нужными людьми. Это все идет в пользу бизнеса.

Компетенция налаживать полезные связи имеет решающее значение для любой сферы — от топ-менеджмента до продаж, финансов, обслуживания клиентов и HR-менеджмента.

3. Сбор аналитической информации

Когда у вашей организации возникает проблема, высокопотенциальный сотрудник берется решать ее аналитически. То есть, он не только решает проблему, но и собирает информацию, объясняющую, как вообще она возникла: разговаривает с людьми, задает нужные вопросы, чтобы получить данные, способен не делать поспешных выводов и принять обоснованное решение.

Эта компетенция особенно важна для руководителей высшего звена в отделах кадров и обслуживания клиентов.

4. Техническая экспертиза

Мысль о том, что работнику нужно напечатать какой-нибудь документ, а он не может этого сделать без посторонней помощи, сегодня звучит как анекдот. Но техническая экспертиза — это о чем-то гораздо большем. Сотрудник с этой компетенцией ищет технические решения для сложных проблем, но понимает, что технологии не решают все.

Такие работники идут в ногу с технологическими изменениями в своей отрасли и не боятся овладевать новыми навыками. Поскольку технический опыт продолжает быстро меняться, человек обладает этой основной компетенцией только в том случае, если готов постоянно учиться. Поэтому ищите технически подкованного человека, который владеет цифровыми навыками и не боится перемен.

5. Уверенность

Высокопотенциальный работник уверен в себе. Уверенность также означает, что он может адекватно реагировать на критику или негативный отклик на свою работу.

Такой сотрудник говорит и держит язык за зубами именно тогда, когда это необходимо. Если же он готов только говорить, а молчать — нет, это наоброт может говорить о неуверенности.

Человек сразу защищается или чувствует, что его путь не так уж правильный.

6. Умение прогнозировать

Чтобы быть лидером, нужно думать о завтрашнем дне. Умение думать о сегодняшнем дне делает работника… хорошим работником. Но если он продумывает варианты развития событий или действия на несколько шагов вперед, то его потенциал очень высок.

Эта основная компетенция подразумевает видение отрасли в целом, а не только вашего бизнеса или отдела и означает постоянное развитие. Если вы заметили такой потенциал в своих сотрудниках, развивайте его, обучайте, давайте больше информации, обеспечивайте наставничество от более опытных коллег.


Компетенции — это то, на что вы можете влиять. Если вы хотите, чтобы ваш бизнес имел долгосрочный успех, вам нужно искать и развивать эти ключевые компетенции сотрудников во всех отделах.

Получайте больше полезной информации в нашей группе «Поворкуємо?» в Facebook.


Читайте также