Решиться основать что-то свое — непросто. Чтобы начать собственное дело, нужны не только решительность, но и знания в юридическом и административном поле. Обо всем этом знает Ольга Роенко, креативная предпринимательница и владелица маркетингового агентства Royenko Agency. Уже четыре года она с командой помогает компаниям продвигать их товары и услуги на рынке.

Недавно Ольга прочитала лекцию на базе бесплатного учебного курса карьерных изменений «З місця в кар’єру» от проекта «Я зможу!». Work.ua публикует ее текстовый вариант и рекомендует к прочтению и тем, кто хочет начать собственное дело, и тем, кто уже имеет бизнес и стремится получить дополнительные знания, убедиться, что все делает правильно.

Ольга Роенко
Ольга Роенко
креативная предпринимательница и владелица маркетингового агентства Royenko Agency

Как найти свою бизнес-идею

Существует два основных пути: реализовать мечту или реализовать опыт.

Как превратить мечту в бизнес-идею? Подумайте, что нравится именно вам. Возможно, вы всегда мечтали стать фотографом, изготавливать керамическую посуду или открыть собственное кафе?

Другой путь — зарабатывать на том, что вы уже круто умеете. Например, я — профессиональный маркетолог. Не могу сказать, что маркетинг и коммуникации — это моя мечта или призвание. Нет. Просто я круто это умею, и мне это нравится. Поэтому я основала именно маркетинговое агентство.

Если ни реализация мечты, ни реализация опыта вам не подходит, есть третий вариант — франшиза. Это уже готовая и проверенная рынком идея, которую можно купить и развивать как собственное дело.

Так могут развиваться любые бизнесы: продуктовые магазины, бутики одежды, салоны красоты, кафе и рестораны и даже детские сады и гостиницы для животных. Обычно, покупая франшизу, вы также получаете бизнес-план, продукцию для продажи и подробную инструкцию по управлению таким бизнесом.

Как проверить бизнес-идею на прочность

После того как вы определились с бизнес-идеей, нужно проверить ее на прочность, то есть узнать, нужны ли ваши товары и услуги рынку, и с кем вы будете конкурировать. Как это сделать?

Шаг первый — представьте своего потенциального клиента

Распишите, кто этот человек — чем подробнее, тем лучше. Где живет — в городе или в селе, где работает, есть ли у него хобби? Затем найдите 5-10 таких людей в вашем окружении и поговорите с ними.

Ваша задача на этом этапе — не продать, а лучше понять потребности клиентов. Спросите, они уже покупали подобные товары или пользовались сервисами? Как часто? Где именно? Что им понравилось? Что нет? Сколько они готовы платить за подобное?

Включите максимальную заинтересованность и не давайте никаких оценок ответам. Но будьте внимательны и критичны.

Помните, если бы Apple спросили у покупателей, хотят ли они телефон без кнопок или ноутбук без клавиатуры, то вряд ли кто согласился на такую ​​покупку. Но сегодня в мире продано более миллиарда айфонов, и эта цифра растет.

Шаг второй — оцените уровень конкуренции

Например, вы хотите открыть мастерскую по изготовлению мебели в Житомире. Поищите в гугле «мебель на заказ Житомир». Это поможет вам примерно понять уровень конкуренции и определить собственную нишу. Возможно, многие делают мебель для взрослых, но мало кто специализируется на детской мебели.

Шаг третий — найдите истории, которые вдохновляют

Поищите и почитайте истории компаний в Украине и мире, которые достигли успеха в вашем сегменте. Смотрите интервью с их владельцами, возможно, они делились историей своего успеха?

Как воплотить бизнес-идею в жизнь

Для этого нам нужен план. Бизнес-теоретики и предприниматели Александр Остервальдер и Ив Пинье создали методику бизнес-моделирования на одной странице. Она состоит всего из 9 полей. Рассмотрим их.

  1. Сначала определите ценность продукта или сервиса для клиента. Какие проблемы он решает? Какие имеет характеристики? Какие у него преимущества над конкурентами? Сколько он стоит?
  2. Далее разделите и опишите сегменты клиентов. Вполне возможно, что вы будете продавать свой товар или услуги разным клиентам, которые не похожи между собой, но имеют общую потребность. Например, покупателями магазина здоровой пищи могут быть мамы, которые заботятся о здоровье ребенка. Или сторонники здорового питания, думающие прежде всего о своем здоровье. Или же клиенты, которые по рекомендации врача должны придерживаться правил здорового питания. Это совершенно разные сегменты, но они объединены одной потребностью — покупать полезные продукты питания.
  3. Теперь определите тип взаимоотношений с клиентами: насколько близкими, вы планируете быть? Продавать лично или через посредников? Будете создавать продукт под индивидуальный запрос клиента? Так вы выясните, какие виды работ и ресурсы вам понадобятся.
  4. Пропишите ключевые виды работ, которые нужно выполнить для создания продукта или сервиса. Например, наладить производство, закупить оборудование, найти каналы дистрибуции.
  5. Определите ключевые ресурсы, необходимые для создания товара или предоставления услуги: физические (помещение для офиса или производственного цеха), интеллектуальные (разработка продукта или создание услуги), человеческие (наемные рабочие), финансовые (сколько средств потребуется на запуск бизнеса).
  6. Определите каналы сбыта. Вы будете самостоятельно продавать? Или через партнеров? В физическом магазине, на сайте или в соцсетях?
  7. Проанализируйте ключевых партнеров, которые вам могут помочь в реализации бизнес-плана: словом, делом, контактом, продукцией.
  8. Теперь — финансы. Определите структуру расходов: какие будут постоянные расходы (аренда помещения, обслуживание оборудования, зарплаты) и переменные (закупка оборудования, выплаты премий персоналу).
  9. Последнее поле — потоки доходов. Подумайте, на чем и сколько вы будете зарабатывать? Только на продаже товаров или и на сервисе? Например, если вы продаете технику, вы можете зарабатывать и на техническом обслуживании.

Базовые шаги юридической и финансовой грамотности

Важно юридически зарегистрировать компанию, чтобы у вас появилось право вести коммерческую деятельность. Для государства ваш статус налогоплательщика также изменится. Это можно сделать самостоятельно или с помощью юристов.

Существует две основные формы регистрации предприятия, в зависимости от прогнозируемых оборотов бизнеса:

  • Физическое лицо – предприниматель (4 разные группы с различной налоговой ставкой).
  • Общество с ограниченной ответственностью (упрощенное и плательщик НДС).

Чтобы понять, что подходит именно вам, обратитесь за советом к юристу и бухгалтеру.

На этапе регистрации предприятия позаботьтесь о защите вашей торговой марки — обратитесь к патентному поверенному, чтобы защитить название и логотип. Очень часто успешный бизнес, например салон красоты или пекарню, пытаются полностью скопировать — от вывески до оформления интерьера и даже названия.

Советую вам создать excel-табличку, где вы будете фиксировать все финансовые моменты — на что вы тратите деньги, как и сколько зарабатываете. Не смешивайте собственные средства и финансы предприятия. Например, не совершайте покупки для дома из денег бизнеса. Это может привести к разрыву кассы, то есть временному отсутствию средств для перекрытия расходов бизнеса.

Сразу определите себе зарплату и все, что зарабатываете дополнительно, инвестируйте в развитие и откладывайте. Иногда случается непредвиденное — портится товар или срочно нужно ремонтировать оборудование — на это понадобятся деньги.

Также не советую на начальном этапе привлекать дополнительные инвестиции в бизнес. Если у вас еще нет опыта управления бизнесом, лучше ориентируйтесь на собственные средства и, возможно, небольшие кредиты.

Ну вот, вы почти готовы к стремительному старту. У вас есть идея, вы проверили ее на прочность, запланировали первоочередные действия, поняли, как юридически оформить компанию и согласились, что лучше не смешивать финансы личные и деньги бизнеса. Для успешного запуска собственного дела не хватает только узнать, где искать клиентов и как продвигать свой продукт. Но мы позаботились об этом. Так что держите бонусный файл, тут целый 20 идей, как продвигать бизнес с минимальным бюджетом.


Изображение из х/ф Pirates of Silicon Valley, 1999 г.


Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.


Читайте также