Чтобы получить интересную и хорошо оплачиваемую работу в перспективной сфере, сегодня недостаточно освоить профессию и периодически повышать квалификацию. Нужно еще и позиционировать себя как специалиста определенного уровня. То есть, создать и развивать собственный профессиональный бренд. Как это сделать, знает контент-директор холдинговой компании UFuture и фонда K.Fund Алена Гусева.

Об этом эксперт рассказала в рамках вебинара волонтерской образовательной инициативы Code Club Украина «Менторство в вашем профессиональном бренде». Говорили о профессиональном бренде и как его можно поднять на новый уровень благодаря опыту менторства — наставничества, передачи собственных знаний и опыта другим.

«Как это касается меня?» — спросите вы. Непосредственно, ведь сегодня каждый из нас — это персональный бренд, деятельность, миссия и достижения которого публикуются в соцсетях, резюме и тому подобном. Мы все находимся в социальном и диджитал-пространстве. И подходя к себе как к бренду, можно существенно повысить собственную ценность на рынке труда. Поэтому Work.ua публикует рассказ Алены Гусевой о распространенных ошибках при создании профессионального бренда. Поехали!

Алена Гусева
Алена Гусева
PR-специалист, спикер вебинара Code Club Украина

Успешность профессионального бренда измеряется тем, насколько люди лояльны к тому, что вы говорите и делаете. Сколько людей реально вас посоветуют как классного специалиста или насколько воспользуются вашим советом, доверятся рекомендациям. Это о лояльности. Поэтому на пути формирования личного бренда важно не допускать следующих ошибок.

1. Страх говорить о себе

Чаще всего специалисты стесняются рассказывать о своих достижениях, навыках, умениях. Сами себе они кажутся не такими уж и классными. Считают, что есть личности намного круче и успешнее, на фоне которых они теряются.

Нужно преодолевать этот блок. Расскажите о себе — в комьюнити, в социальных сетях. В этом на первых этапах вам смогут помочь близкие и особенно ментор. Это взгляд «со стороны» на качества, которых вы уже не замечаете. В то же время наставник сможет подсветить те моменты, которые вам нужно доработать в личном бренде. Так вы сможете спокойно рассказывать о своих сильных сторонах, а также о том, над чем сейчас работаете, в чем развиваетесь.

2. Отсутствие фокуса на профессиональной деятельности

Это когда вы, например, приходите на собеседование и говорите «я могу быть таким специалистом, который вам нужен», но еще добавляете, что можете заниматься кучей дополнительных направлений. Такой себе «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

Мы всегда стремимся преподнести себя лучше, но в идеале можно выделить одно направление.

Существует теория, что миром управляют не профессии, а компетенции. Поэтому если у вас есть 3-4 скилла, в которых вы развиваетесь постоянно, это вам поможет расти потом. Чтобы распространенный вопрос рекрутера «Кем вы себя видите через 5 лет?» не вызывал ступора, исходя из этих направлений, выбирайте одно, в котором вы максимально профессиональны и видите перспективу. Ведь когда нет этого фокуса, нет профессионального бренда.

3. Нехватка оригинальности

Это когда вы слепо вторите какому-то успешному деятелю или делаете так, как вам сказал ваш руководитель или кто-то авторитетный посоветовал.

Хороший наставник никогда не скажет: «Делай так, как делаю я».

Стоит сформировать личные ценности, потому что когда вы против всех или со всеми, нет вас. Да, должны быть люди, на которых вы ориентируетесь. Но без фанатизма.

4. Отсутствие системности в работе над своим брендом

Когда вас или слишком мало, или слишком много. Невозможно написать один пост в месяц или раз в год где-то выступить и думать, что люди вас помнят.

Потому что люди запоминают системность. Сформируйте контент-план. 

Также, если мы говорим о профессиональном бренде, вам нужно привыкнуть к тому, что не все личное останется личным. В то же время не обязательно сразу все говорить о себе.

Достаточно поделиться с аудиторией всего 20% личной информации, чтобы завоевать ее доверие. Необязательно рассказывать о муже/жене, детях, сколько вы зарабатываете.

Но нужно честно рассказывать о том, как вас увольняли/нанимали, как у вас получались/не получались проекты, удавалось/не удавалось сотрудничество. Рассказывать дозировано и системно.

5. Попытки объединять хобби с профессией

Нужно разграничивать: ваше хобби — это не ваша профессия. Если вы любите учиться и постоянно повышаете скиллы, подумайте, насколько это коррелируется с вашей работой и с тем, куда вы хотите расти. Если никакой связи нет, стоит говорить о чем-то одном.

При этом правильное позиционирование вашего хобби может пригодиться. Например, занятия спортом характеризуют вас как человека, который каждый день встает в 7 утра и едет на фитнес или бегает. Это говорит о вашей системности и ответственности.

6. Слишком узкая или широкая аудитория

Нам хочется внимания миллионов. Это следующий этап после преодоления страха говорить о себе. Однако все — это не ваша аудитория. Ваша — это люди конкретно по вашему направлению и еще плюс пять рукопожатий, условно.

Например, когда мы говорим о продажах, вы понимаете, что менеджеры по продажам — люди, с которыми вы коммуницируете. Они тесно сотрудничают с операционным менеджментом, бизнес-девелопментом, аналитиками — это также ваша аудитория, для которой ваши компетенции являются ценными.

7. Консервирование опыта и знаний

Не отказывайтесь от чашки кофе с теми, кто просит вашей помощи. Консервируя свои знания, избегая нетворкинга и любой кооперации, вы отказываетесь от дальнейшего развития.

Очень хорошо это работает в соцсетях, когда вы рассказываете о проблеме, для которой нашли решение, и о том, как к нему пришли. Сразу к вам обратится аудитория, которой это полезно. Особенно если вы выступаете, делитесь, откликаетесь на приглашения провести лекцию, вебинар. Опыт менторства — это плюс 100 баллов к вашему профессиональному бренду и резюме.

Рекрутеры чувствуют: человек, который делится, — успешный член команды. Это прекрасно понимают за рубежом, где формат pro bono (это когда бесплатно предоставляют профессиональные услуги благотворительным, общественным, некоммерческим организациям — прим. ред.) достаточно развит. Менторство уже практикуют и поощряют специалистов с таким опытом ведущие украинские компании, в частности Таскомбанк, EPAM, Lohika, Tas Life, Ciklum, Sigma, Luxoft, SoftServe и другие. Поэтому если вы хотите сделать свой профессиональный бренд успешным, стоит следить за тенденциями и равняться на лучших игроков рынка.

Существует ошибочное представление, что выигрывает в погоне резюме тот специалист, у которого больше лет опыта или больше компетенций. Нет, обычно выигрывает тот, кто умеет делиться. Значит, он не только работает, но еще находит время выступить, рассказать, написать пост, записать видео. Значит он — человек, который умеет эффективно использовать время. Ведь когда мы не только берем, но и отдаем — это всегда история о профите.


Читайте также

Личный бренд, или что сделать, чтобы работа вас искала
Личный бренд, или что сделать, чтобы работа вас искала