Нейрофизиология обосновывает теории управления. Объясняет, как работает мозг. Помогает спрогнозировать реакцию на действия, которые планируются в компании. Тем самым вооружает HR-ов очень нужными знаниями. Поэтому Work.ua решил узнать больше об этой науке и расспросить о ней HRD рекрутинговой и консалтинговой компании MDCONSULT Анну Реминскую.

Анна поделилась своим опытом и рассказала, как исследования в сфере нейрофизиологии пригодились ей.

Анна Реминская
Анна Реминская
HRD рекрутинговой и консалтинговой компании MDCONSULT

Я считаю, что нейрофизиология в очередной раз доказывает нам, что подход в работе с сотрудниками требует изменений.

Во время подготовки этого материала я опиралась на книгу нейрофизиолога Джона Медины «Правила мозга». В ней информация подается просто и с юмором, благодаря чему я смогла лучше понять, как работает наш самый загадочный и сложный орган — мозг.

Какие же «подсказки» дает HR-профессионалу нейрофизиологию?

Микроклимат в коллективе сильно отражается на эффективности всей компании

Было обнаружено, что болевой механизм, который запускается при физических повреждениях, включается и при эмоциональной боли. Например, вследствие отвержения человека социумом. Тогда фраза «Ты разбил мне сердце» правда приобретает прямое значение.

Это важно знать, ведь публичное порицание, социальное непринятие, некоторые формы работы в команде — все это может доставлять членам вашей команды настоящую физическую боль и сказываться на эффективности сотрудников.

Нужно отмечать и поощрять сотрудников

Социальные награды — лучшая мотивация для сотрудника. Ведь поощрение и похвала от той социальной группы, к которой он принадлежит, даст понять, насколько ценен его вклад для компании. У человека появится желание продолжать выполнять свою работу наилучшим образом! Порой такой стимул оказывается действенней материальной мотивации. 

Необходимо делиться знаниями, чтобы приумножать их

Замечали, как хорошо запоминается информация, которой мы впоследствии хотим с кем-то поделиться? Когда мы делимся приобретенными знаниями, перед нами стоит задача сперва запомнить информацию, потом вновь вспомнить ее, сформулировать и, возможно, даже подобрать аргументы на случай, если необходимо отстоять понравившуюся точку зрения. Таким образом, процесс запоминания усилится при применении знаний. Поэтому старайтесь создавать в своей компании возможности для обмена новыми приобретенными знаниями.

Для изменения привычек в работе требуется много времени и усилий

Привычки порой могут быть сильнее нас. Особенно это заметно в работе — некоторые действия настолько доведены до автоматизма, что при вмешательстве наш мозг сильно им сопротивляется. Поэтому у HR-специалистов обучение по внутренним процессам и процедурам проходит непросто: команда привыкла работать на свой лад, и даже если есть более эффективный вариант, отказ от старого требует большого количество усилий, повторений и серьезной мотивации. Если в ваших планах внести некоторые изменения в работу компании, подумайте над программой, которая будет сопровождать сотрудника длительное время до тех пор, пока он не поменяет свою привычку.

Следует учитывать особенности механизмов памяти 

Восприятие и обработка новой информации — сложный процесс, который у каждого человека занимает разное количество времени. Кто-то понимает все с первого раза, у кого-то процесс затягивается. Для эффективного корпоративного обучения сотрудников необходимо повторение. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Поэтому при формировании долгосрочной программы обучения в компании обязательно внесите в нее повторение для эффективности запоминания.

Оптимальное количество целей для сотрудника — 1-2

При постановке задач перед сотрудником учитывайте, что целей не должно быть много. Каким бы он не был многозадачным, при большом количестве целей его внимание «распыляется», снижается уровень осознанности и вовлеченности в работу. «Погонишься за двумя зайцами, не поймаешь ни одного», — фраза, которая в чем-то отражает работу нашего мозга. Он старается выделить ресурс каждой задаче и в результате не доводит до конца ни одну. «Step-by-step» — принцип, который поможет вам достичь лучших результатов. Направляйте сотрудника на достижение одной цели, а по ее выполнению — следующей. 

Кстати, Джон Медина развенчивает популярный стереотип «Многозадачность развивает гибкость ума». Исследования доказали, что постоянное нахождение в режиме многозадачности ухудшает работоспособность и навык определения приоритетных задач. Такие люди часто думают о тех задачах, которые им нужно еще выполнить, вместо того, чтобы концентрироваться на текущих.

Не лишне напомнить сотрудникам о влиянии образа жизни на работу мозга

Казалось бы, как HR может повлиять на образ жизни сотрудников? Напрямую — никак. Однако есть весомые доводы, которые свидетельствуют, что малоподвижный образ жизни снижает способность воспринимать информацию. Ведь эволюцией задумано, что человек должен двигаться. Наши предки ходили по 15 километров в день. Ходьба улучшает кровообращение, благодаря чему мозг снабжается кислородом и готов воспринимать новую информацию. Как же мы, как HR-ы, можем повлиять на ситуацию? Информировать, напоминать, мотивировать. Даже такие «мелочи» влияют на эффективность всей команды.

Главный итог этой статьи: чем больше мы обращаемся к нейрофизиологии, тем легче нам дается понимание наших сотрудников и коллег. А значит, наша собственная результативность в разы выше!

Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.