Увольнение: что нужно знать, когда стоит подумать и кто принимает решение
Из этой статьи вы узнаете, как грамотно подойти к вопросу увольнения сотрудников, и разберетесь, где ставить запятую в высказывании «Уволить нельзя оставить».
Увольнение — неотъемлемая часть бизнеса, ведь HR-ы и собственники регулярно нанимают и прощаются с сотрудниками. В каких случаях увольнение оправданно? Какие вопросы стоит задать себе тому, кто увольняет? Кто вообще принимает такие решения?
Своими размышлениями с Work.ua поделилась Вера Романова, кандидат психологических наук, основательница и CEO компании Your Personal Growth Hacker.
Нанимая сотрудника, сразу подумайте, как будете его увольнять
При найме нужно думать не только о профессиональных качествах и навыках кандидата. Важно также оценить риски от его возможного ухода и подстелить себе соломку, чтобы позже «смягчить падение». Ведь в бизнесе увольнение — это своеобразная пауза, требующая слаженной работы всей команды, забирающая у компании ресурсы и время.
Существует два критических момента, которые топ-менеджеры часто не учитывают, прощаясь с сотрудником:
- Они увольняют функциональную единицу, а не просто Сашу, Настю или Олега. Когда человек уходит, он забирает с собой не только коробку с личными вещами, но и опыт, уникальные знания, понимание того, как работает и устроена компания, каким образом здесь выполняются внешние и внутренние задачи и процессы. Позже эти знания и опыт получит новый сотрудник, но он будет делать все иначе. Может, лучше или хуже, но в любом случае по-другому.
- Об увольнении сотрудников нужно думать так же детально, как и об их найме, чтобы минимизировать возможные проблемы в будущем.
Кто принимает решение об увольнении
Тут могут быть варианты — СЕО, тимлид, проджект-менеджер, HR.
Если речь идет о коллективе до 100 сотрудников, то собственник может самостоятельно взвесить все за и против и объявить о своем решении — оставить человека в команде или уволить.
Если же в компании несколько сотен людей, то без корпоративного HR-а просто не обойтись. Он должен работать в связке с руководителями отделов, чтобы вместе оценивать продуктивность сотрудников.
В больших корпорациях СЕО часто делегирует часть своих обязанностей, потому степень ответственности новых сотрудников нужно оценивать на этапе поиска. Нанимая проджект-менеджеров и HR-ов, нужно искать людей, которые мыслят как гендиректор.
За что можно уволить сотрудника
Стопроцентных причин для увольнения, по моему мнению, не так много. Например:
- Токсичные и абьюзивные отношения, которые личностно проявились внутри команды.
- Обман и воровство (к примеру, данных).
В остальных случаях есть место для размышлений и маневров.
Если работник был уволен не по какой-то ужасной, непростительной причине, лучше в ваших отношениях поставить не точку, а многоточие. Если вы окончательно их не разорвали и оставили возможность вернуться к диалогу, то ваш бизнес может только выиграть от этого.Такой человек знает все о вашей компании плюс получил новый опыт, которым может усилить команду. А новый сотрудник — это только новый опыт.
В каких случаях увольнение — не лучший выход
Действующий сотрудник понимает все процессы в компании, он — носитель знаний и опыта. Взять к примеру проектного менеджера, который фиксирует на себе практически всю работу команды, или разработчика, пишущего код. Если в организации большая текучка кадров и над проектом работали десятки людей, то рефакторинг грозит обернуться катастрофой. Так же с продажами: один менеджер ведет много важных клиентов и сложно прогнозировать результаты замены такого ценного сотрудника.
Поэтому для начала нужно разобраться с причинами, которые привели к проблемам, и подумать, стоит ли искать работнику замену. Вполне возможно, что проще их решить, а не открывать новую вакансию.
Минусы:
- Новички достаточно долго разбираются в теме.
- После 105-го пересказа обязанностей смысл искажается, да и сам онбординг требует времени и денег.
- Даже если на предыдущем месте потенциальный работник отлично себя показал, не факт, что в новых условиях он продемонстрирует тот же результат.
Может показаться, что чем ниже должность, тем проще замена, и уволить рядового сотрудника можно всегда. Возможно. Но действительно ли нужно менять человека, в которого вы уже вложили время и ресурсы?
Причиной плохой работы может быть недопонимание между сотрудником и руководителем. В таком случае нужно прибегнуть к альтернативному подходу — разбираться с руководителями, промежуточным звеном между главой компании и простым менеджером.
Не действуйте по шаблону
Большинство компаний пользуются шаблонными договорами и типовой схемой найма персонала. Но если топ-менеджер заинтересован в снижении рисков и оптимизации вопроса увольнений, ему придется погрузиться в операционную деятельность:
- разобраться в работе всех функциональных единиц, на которые нанимают людей: как они работают, как планировать их деятельность, какие программы есть на проекте и тому подобное;
- понять, как всем этим управлять.
Да, существуют типовые юридические договоры найма и увольнения. Но каждой отдельной компании лучше создавать собственные документы, особенно под стратегически важные должности.
Также стоит разобраться в организации системы безопасности, например, в вопросах утечки информации. Особенно это важно для IT и торговли, где все данные находятся в цифрах и клиенты в базах — как их защитить и что будет, если уволенный сотрудник унесет часть конфиденциальной информации.
Советы, которые помогут осознаннее подойти к процессу увольнения
- Определите проблему в отношении бизнеса к работнику. Вот какие могут быть сложности:
✅личное общение и проявления;
✅нет результата;
✅жалобы коллег.
Продолжите список, исходя из собственного кейса. - После фиксации проблемы необходимо понять глубину и суть катастрофы, к которой может привести этот работник.
- Дайте себе ответы на вопросы:
✅Что я точно хочу изменить?
✅Что будет со мной и моей компанией, если эта проблема не решится?
Важно: писать нужно то, что приходит в голову, забыв о долгих раздумываниях и редактуре. Ведь наш мозг принимает решение до того, как мы проговорим его вслух, поэтому нужно все зафиксировать на бумаге или в электронном виде.
То, что вы напишете, станет фундаментом для анализа конкретной ситуации. Также информацию можно будет использовать для обсуждения с коучем или ментором. Она станет кирпичиком для построения работы с командой и организации функциональной структуры. С помощью записей легче понять вещи, о которых сомневаетесь, и проще найти оптимальное решение проблемы.
Используйте все средства, а главное — анализируйте каждую ситуацию, не действуйте по шаблону. Ведь мы говорим не о машинах, а о людях, хотя и в ключе функциональных единиц.
Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.
3 комментария
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Синицкая Наталия Витальевна, Cиницкая Н.В., ФЛП09.12.2021, 23:32
Мария Побережная, Pyro13.12.2021, 10:37
Поддубная Вера Степановна, PlanetaStom11.12.2021, 12:27