Что делать, если вам надо уволить сотрудника
Увольнение неприятный процесс для обеих сторон. Work.ua рассказывает, как работодателю подготовиться к разговору, чтобы не наломать дров и не расстроить работу остальных сотрудников.
Принимая кого-то в команду, мы всегда надеемся на долгое сотрудничество. Но в реальности бывает всякое, иногда нам приходится этих людей увольнять. Сообщать сотруднику, что в его услугах не нуждаются, довольно сложно. Но иногда без этого не обойтись.
Work.ua рассказывает о психологических тонкостях увольнения и о том, как лучше это сделать.
Предупредите
Хорошо, если у сотрудников есть задачи и планы на определенный период, они понимают важность их выполнения в оговоренные сроки. Тогда, если человек систематически не справляется с задачами, он может сам предвидеть последствия.
Всем понятна схема: планы не выполняются, работник не справляется с обязанностями. Значит, увольнение будет вполне закономерным.
Так у человека появляется время на психологическую подготовку. Увольнение не будет для него новостью и не вызовет такой стресс, поскольку ответственность за невыполненные задачи лежит на нем и винить руководство бессмысленно.
Такая модель работы должна быть выстроена еще в начале сотрудничества. И возможна в компаниях, где сотрудники систематически получают обратную связь.
Проведите сокращения одним этапом
Если планируются сокращения нескольких сотрудников, не делайте из этого неприятный сюрприз. Положение дел в компании, смена курса, условия и сроки, в которые будут происходить сокращения — эту информацию стоит донести до всех, чтобы люди не чувствовали панику, получая приглашение на обычный разговор к начальнику.
Подготовьтесь
Чтобы провести разговор с кандидатом на увольнение максимально корректно, представьте, что вы должны уволить своего близкого друга, а затем — что ваш близкий друг увольняет вас самих. Подумайте о том, что бы вы сказали и что бы хотели услышать в обоих случаях.
Поговорите
Преподнесите информацию прямо. Независимо от последовавшей реакции, ведите себя спокойно и доброжелательно. После такой новости разные типы сотрудников ведут себя по-своему. Кто-то начинает кричать. Некоторые обвиняют других в сложившейся ситуации. Другие могут плакать. Дайте человеку возможность выговориться и задать вопросы.
Используйте правило «Трех не»:
- не отвечайте на агрессию;
- не проявляйте активное сочувствие;
- не упрекайте ни в чем.
Флегматические и меланхолические личности могут спокойно реагировать на сообщение. Но не стоит думать, что негативные эмоции у них отсутствуют. Их психологические переживания могут быть еще сильнее, чем у холериков. Этим людям сложнее справляться со стрессом.
Объясните
При увольнении работника работодатель обязан назвать причины. Сделать это можно на после того, как сотрудник успокоится и будет готов вас выслушать.
Важно дать простой и лаконичный ответ на вопрос: «Почему?»
Будьте максимально честными, объясните, с какими конкретными функциями ему не удалось справиться, отсутствие каких навыков предшествовало увольнению. Если сокращение вызвано внешними факторами (компания находится в тяжелой финансовой ситуации), объясните, что причина — не в личных качествах работника.
Решение должно быть окончательным
Если вы начали разговор об увольнении — значит решение уже принято. Не давайте сотруднику усомниться в этом и подумать, что есть возможность как-то повлиять на ситуацию.
Как правило, перед тем как уволить, руководители взвешивают все «за» и «против» и решают нужно ли увольнять сотрудника и, если это уместно, рассматривают способы повлиять на его поведение или производительность.
Поэтому во время встречи сообщите, что принято решение об увольнении и оно окончательное. Это гораздо честнее по отношению к сотруднику, чем давать напрасную надежду.
Помогите
Если это возможно, предоставьте людям поддержку — консультацию HR, помощь в поиске новых мест, рекомендации для нового работодателя.
Помните — сотрудник, которого вы увольняете, возвращается на рынок труда и однажды может стать вашим клиентом или подрядчиком, поэтому важно сохранить с ним адекватные отношения. Во многом от ваших действий зависит, что бывшие сотрудники будут думать и говорить о вашей компании после расставания.
Читайте также
- 4 типа сотрудников, которых можно уволить без сожаления
- Как уволить сотрудника, который не оправдал надежд
- Как сокращать людей и зарплаты по-человечески
2 комментария
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
Візнюк Тетяна Борисівна, Департамент екологічної політики Дніпровської міської ради26.06.2020, 10:45
Дякую за співпрацю
Візнюк Тетяна Борисівна, Департамент екологічної політики Дніпровської міської ради06.11.2020, 08:50