В Днепре шесть вечера, в Калифорнии — еще самое утро. У авторки этого материала — видеовстреча с Антоном Кравченко. Во время интервью герой расскажет, как украинцу живется в США и работается продакт-менеджером, даст советы для успешной карьеры в межнациональной команде. Но главным открытием этого разговора для авторки станет именно значимость разницы во времени — то, с чем мы не очень часто считаемся, когда думаем о работе.

Антон Кравченко
Антон Кравченко
продакт-менеджер в Salesforce

— Антон, расскажите немного о себе, пожалуйста.

— Я родился и вырос в Украине, в городе Мариуполе. Поехал учиться в Донецк. В Донецком национальном университете получил степень бакалавра и магистра по математике и статистике. И вот в тот день, когда я защищал свою диссертацию, мы взяли билеты и улетели в Америку.

Это было в 2011 году. И в тот момент началась новая жизнь здесь, в Америке. Тогда я еще не понимал, какая жизнь это будет. И вот я здесь уже последние 10 лет. Первые два года были потрачены на изучение английского языка, получение здесь степени магистра по бизнесу. Потом был поиск работы.

Когда люди приезжают в Америку, большинство думает об «американ дрим» — хорошая работа, хороший дом. Есть, знаете, такая картинка. И мне тоже этого хотелось.Я начал с поиска работы.

За первый год после окончания учебы я поменял четыре работы, брался за всю работу, которую был готов делать. И последние 7 лет работаю в одной и в то же время разных компаниях.

Начинал работать в компании, которая состояла из 300 человек. Потом мы разрослись до 1,5 тысячи сотрудников, вышли на международный рынок. А потом нас купила самая большая компания в городе Сан-Франциско — Salesforce. И вот последние 3 года я — часть компании, которая состоит из 50 тысяч человек.

— Как вам работать в такой большой компании? Не чувствуете себя маленьким винтиком, просто частью механизма?

— Я думаю, это ощущение зависит от роли, должности, чем занимаешься.

Я работаю в команде, которая состоит где-то из 40 человек. Моя работа заключается в том, что я помогаю этой команде создавать продукты для определенного рынка. То есть моя позиция предполагает понимание не только своего направления, но и других продуктов компании. Нужно понимать, как составлять стратегию так, чтобы это приносило пользу не только юзерам нашего продукта, но и несло юзерам других продуктов какую-то ценность.

У меня это чувство не очень сильное. Но в больших компаниях за счет того, что много людей работают над разными продуктами и команды достаточно большие, получается так, что очень много времени инвестируешь в согласования.

Salesforce на рынке с 1999 года, то есть новые продукты выстраиваются на базе устаревшего software (программного обеспечения — прим. авт.). И что получается, когда выстраиваешь продукты на протяжении 20 лет, — это то, что очень много вещей нельзя изменить. Фундамент должен быть такими как он и есть, потому что если ты его меняешь, то миллионы юзеров не будут рады этим изменениям.

Получается, что если тебе, допустим, нужно выпустить одну маленькую вещь и у тебя есть задачи для других команд, вся работа становится очень долгой. Она включает в себя очень много встреч, включает в себя очень много выяснений «А почему мы будем делать это для этой команды, нежели что-то другое для другой команды?».

И все эти вещи замедляют процесс. Работа маленькой команде, где все друг друга знают, все понимают, куда быстрее движется, чем в больших компаниях.

— А помогает украинский менталитет в работе?

— Eсть такая особенно украинского менталитета: когда что-то не работает, его нужно починить — не надо выбрасывать, его всегда можно сделать рабочим.

Когда вместо выкидывания денег на что-то новое ты пытаешься использовать то, что у тебя уже есть — вот эти вещи, мне кажется, помогают. Они помогают с работой, они помогают с тем, как выстраивать отношения с разными людьми в командах.

Я, знаете, что еще заметил. Это, наверное, не только про украинцев. Когда берешь менталитет из Украины, менталитет из любой точки мира, а потом люди приезжают сюда, они меняются. У них открывается немного другое понимание о мире. То есть ты знаешь, что человек напротив тебя — другой, человек с совершенно из другой культурой, другими качествами, другими целями, другими вещами, которые для него важны. Это вещь, которая меняется при переезде.

Я приводил пример — в Украине, когда друзьям что-то нужно, мы просто это делаем, не задаем вопросов. Здесь есть в культуре подход более индивидуалистический: «Если я что сделаю для этого человека, а что мне будет взамен». Из этих двух культур выбираешь то, что ближе. Я выбираю, допустим, то, что приобрел в Украине.

Но в то же время есть другой момент, немножко смешной. Здесь, в Америке, например, стоишь на остановке либо встречаешь кого-то на улице, встречаешься глазами, и люди друг другу улыбаются. Приходишь в кофейню, все улыбаются. Люди тебя не знаю, но они тебе улыбаются, хотят как бы произвести хорошее впечатление, оставить с лучшим настроением. Для меня эта открытость была новым качеством которое я приобрел после переезда в Америку.

— Релокация актуальна только для айти или для других сфер тоже? Или, возможно, после того, как ковид изменил нашу жизнь, она неактуальна вообще?

— Релокация актуальна, но зависит больше от иммиграции. Сюда, в Америку, очень сложно иммигрировать. Есть большие компании, которые готовы заплатить много денег, чтобы перевести своих сотрудников. Но все люди сталкиваются с одинаковой кучей проблем, которая называется американская иммиграция.

Но если даже с иммиграцией получается, компания изначально должна хотеть перевести этого человека на этот рынок.

По моему опыту работы с ребятами из Украины, с командами из Словакии, Словении, Польши, большая команда у нас в Аргентине, в Буенос-Айресе, — все сводится к разнице во времени. Когда работаешь с командами, с которыми у тебя 4-5 часов рабочего дня пересекаются, все становится проще. Можно и встречи назначать и всю остальную работу выстраивать в более спокойной манере.

А когда твоя команда работает в другой стране и рабочее время совпадает только на часик-полтора, есть время только на повторяющиеся ежедневные встречи. А если что-то не работает и нужно срочно разобраться, в такие моменты нет команды, которая бы тебя могла поддержать в твой рабочий день.

За счет ковида много людей, включая меня, работают сейчас не из офиса, а из дома. И все сводится к той же разнице во времени.

Например, я ездил домой (в Украину — прим. авт.), проводил время своими родителями и одну неделю я оттуда работал. Тот же рабочий день, мне нужно было работать где-то до часу ночи. И даже работая до часу ночи, я заканчивал по Сан-Франциско где-то в 15:00, то есть уходил пораньше. Все сводится ко времени.

Единственные компании, в которых время особо не влияет, — это компании, которые с основания нанимают сотрудников из разных частей мира и у них немножко другая методика. Вместо того чтобы назначать встречи, у них коммуникация полностью проходит асинхронно через Slack, и никто не ожидает, чтобы люди отвечали сразу. Дается 24 часа на ответ и все понимают, что люди работают из разных точек мира.

Такие компании очень много времени инвестируют в то, чтобы записывать всю свою работу. То есть, чтобы ты не делал, существует документ, кучи документов. И даже если тебя нет онлайн, тот, кому что-то от тебя нужно, всегда сможете найти информацию.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы строить карьеру в международной компании?

— Первая вещь, о которой я бы сказал — это самопрезентация.

Например, здесь существует круг людей, с которыми ты работаешь и они тебя должны как-то видеть. Они должны понимать твою ценность. Для меня очень важно регулярно презентовать то, что я делаю, постоянно напоминая о своем представления того, как продукт должен развиваться.

Я думаю, эта тема особенно релевантна для украинского рынка. Я очень много работал с ребятами из Украины, свое образование я получал в Украине. Но я помню, что когда я сюда приехал, в бизнес-школе нужно было провести презентацию перед 40 людьми, 40, не 40 тысячами, и это было очень страшно.

Ты можешь быть очень умным, очень развитым в своей сфере, иметь технические навыки. Но все сводится к тому, можешь ли ты продать свою идею, можешь ли это рассказать очень понятно людям, которые, работая в той же сфере, могут не особо разбираться в твоих задачах.

То есть доступно показывать, чем ты занимаешься, я считаю очень важным. Вне зависимости от того работаешь ты в компании, большой или маленькой, либо открываешь свой бизнес.

Второе — нетворкинг.

Люди важнее компаний и проектов. За последние 7 лет в моей компании и 10 лет в Калифорнии я обзавелся большим количеством друзей, многие из них — из компаний, в которых я работал раньше.

И что получается. Ты с кем-то работаешь на одном проекте, в одной компании, с людьми складываются хорошие отношения, они понимают то что ты очень классный человек и очень знающий своей сфере. И когда они идут работать на другие компании, то и тебя пытаются туда заманить. Создается очень хороший нетворкинг.

И вот я последний год задумываюсь о том, куда пойти в следующую компанию, и всегда-всегда люди тебя ждут, пытаются заманить к себе, хотят видеть в своей команде.

И третья вещь: есть такое понятие в Software Engineering как Agile.

Аджайл — это очень хорошая методика. Она позволяет очень быстро что-то создавать и видеть, как работают новые продукты.

В Salesforce у всех команд есть двухнедельные спринты и мы за это время что-то делаем, рассматриваем, при необходимости корректируем и дальше развиваем эти продукты.

Но еще важно на основе этих всех разработок проводить ранние эксперименты. Часто работа, даже самая минимальная, — намного больше, чем она реально есть.

Но всегда можно поэкспериментировать на чем-то так сказать «первобытном». В моей работе, например, эксперименты сводятся к тому, что мне не нужна команда разработчиков, чтобы свою идею сформировать, прийти к юзеру и показать. Есть довольно много разных продуктов, которые помогают это сделать. Эти эксперименты не должны быть идеальными, не должны быть pixel perfect.

Тут важно понимание того, что в продакт-менеджменте и развитии своего бизнеса все сводится к понятию product-market fit (один из главных показателей успешности продукта, дословно переводится как «соответствие продукта рынку» — прим. авт.) — есть ли на этом рынке необходимость в твоем продукте. И чем раньше люди могут это понять, тем лучше.

В своем опыте я видел очень много проектов, включая в своей компании, где мы инвестировали очень много денег, очень много людей были задействованы на протяжении лет. А это все не нужно.

Поэтому очень важно проводить ранние эксперименты и помнить, что идеальных продуктов не бывает, всегда можно найти какие-то баги. Но главное — найти понимание, что этот продукт реально нужен на рынке.

Work.ua благодарит Антона Кравченко за интересный разговор.


Читайте также