- 3304
Как перестать тратить сотни часов на микроменеджмент и вовлечь команду
Эксперты компании Questoria собрали инструменты повышения вовлеченности, которые хорошо работают в украинских компаниях, в условиях частично удаленной работы, резких колебаний спроса, сложности планирования.

В 2021 году всем было непросто — и тем, кто стремительно развивался, и тем, кому пришлось принимать сложные решения, минимизировать потери. В обоих случаях дополнительные нагрузки взяли на себя А-players: месяцами переносили выгорание, как грипп, на ногах, им приходилось пробовать новое, больше ошибаться и испытывать стресс. Люди стали привыкать, что коллеги — источник напряжения. Во всех компаниях обострились проблемы с вовлеченностью, доверием и инициативностью.
Что же с этим делать? Существует инструмент, который помогает найти проблемные точки вовлеченности за час, а явно улучшить ситуацию — за неделю. О нем специально для Work.ua рассказали эксперты из Questoria.
Шаг первый — оцифровать уровень вовлеченности в команде
Тут без новостей. По-прежнему не выйдет управлять тем, что не измерено. Самые популярные методы оцифровки:
- AON Hewitt — 24 вопроса анкеты каждому.
- HAY — 200 вопросов.
- Ernst&Young — 36 вопросов.
- Mercer — 47 вопросов.
Авторы этой статьи рекомендуют оптимальный по соотношению скорость/точность Gallup Q12. Это анонимный опросник на 12 вопросов, где на каждое утверждение о проблемах в работе сотрудник ставит оценку от 1 до 5.
Одна страничка Google Forms, 10 минут на заполнение — и картинка уровня вовлеченности готова у вас в диаграмме. В основу создания опросника положено 40-летнее исследование причин увольнений от Института Гэллап. Из цифр можно понять, что делать с командой, и начать работать над сферами, где значение ниже всего.
У вас будет статистика со средними числами по каждому из 12 вопросов. В первую очередь направьте усилия на самые низкие значения.
12 вопросов условно можно разделить на 4 категории:
- Развитие и карьера.
- Признание и ценность сотрудника.
- Миссия и цель компании.
- Взаимоотношения на работе.
Разберем ситуацию на примере. Допустим, выяснилось, что у вас низкий индекс по таким вопросам:
1. Получали ли вы похвалу или награду за хорошую работу в последнюю неделю?
Почему спрашиваем: признание напрямую связано с мотивацией, что в свою очередь влияет на производительность.
Решение: обращайте внимание на заслуги и успехи сотрудников, не забывайте говорить «спасибо».
Инструмент: сейчас, перед праздниками, после сложного года, стоит отблагодарить лучших и показать, что их помощь и труд не остались незамеченными. Проведите церемонию награждения, чтобы команда ушла в новый год с пониманием, что им не нужно искать, где реализоваться, ведь их ценят тут.
2. Есть ли у вас настоящий друг на работе?
Почему спрашиваем: мотивация продолжать работать именно у вас подкрепляется общением с коллегами. Друг на работе — ключ к эмоциональной лояльности сотрудников к вашей компании.
Решение: регулярный неформальный досуг.
Актуальный инструмент: новогодний корпоратив. После столь «жаркого» года, когда люди привыкли, что коллеги — источник напряжения, популярностью пользуются форматы, где члены коллектива взаимодействуют друг с другом.
3. Была ли у вас возможность учиться новому и расти профессионально в последний год?
Почему спрашиваем: для человека одна из основных потребностей — развиваться. Этот элемент измеряет, есть ли у сотрудника такая возможность.
Решение: каждый год давать сотрудникам новые задачи. Организуйте обучение для всего коллектива или каждого отдела. Благодарность за возможность развиваться выльется в производительность.
Для каждого из этих и других вопросов существует точечное решение.
Шаг второй — определить причины неэффективной работы
Анкетирование лучше всего даст понимание о проблемах именно ваших сотрудников. Но есть и другие причины, которые могут приводить к низким числам в результатах. Поэтому обратите внимание на следующие пункты.
Проблема: сложности в адаптации новичков
Многие компании работают удаленно, и когда в команду приходит новый человек, ему тяжелее разобраться в своих обязанностях. Рядом нет коллег, у которых можно что-то спросить, сложно запомнить имена и должности. Влияет даже то, что не с кем выпить кофе — человек не чувствует принадлежности к компании и коллективу, адаптация проходит медленнее.
Решение: предварительно подготовьте план адаптации, закрепите за новичком наставника. Чтобы человек влился в коллектив, также нужен неформальный досуг.
Например, квестории — игры с перевоплощениями, результат совместной работы киносценаристов и HR. В процессе люди могут показать себя с новой стороны, проявить лидерские качества, познакомиться. Как результат — положительные эмоции в кругу коллег, тема для разговоров минимум на месяц и приятная адаптация.
Проблема: опытные сотрудники переносят выгорание «на ногах»
В карантин таким членам команды не хватает отдачи от встреч и коммуникации. Их нужно вовремя поддерживать искренней благодарностью и давать отдохнуть.
Решение:
- Дайте им почувствовать благодарность и то, что их вклад ценит и руководство, и коллеги.
- Дайте возможность получить приятные эмоции в команде.
- Озвучьте перспективы смены деятельности после отдыха и, возможно, повышения.
- Дайте отпуск — крайний вариант, так как после него часто принимается решение уволиться.
Проблема: коллеги и работа ассоциируются с напряжением
Сотрудники в постоянном круговороте рабочих вопросов привыкают, что работа и даже обычная конференция в Zoom — это напряжение.
Решение: разбавьте онлайн-конференции неформальными активностями. Компания EPAM, к примеру, вывела сюжетные игры на корпоративный уровень. Онлайн-мероприятия дешевле, чем корпоративы и помогают избавиться от эффекта Zoom Fatigue — усталости от бесчисленных часов перед камерой.
Другие частые проблемы
- Войны отделов.
Решение: дайте возможность человеку поработать в другом отделе.
Ротация — это эффективный метод, но затратный по времени. К нему нужно тщательно готовиться и использовать в межсезонье. Не рекомендуется, если у вас сейчас много работы.
- Люди не знают, есть ли у них будущее в этой компании.
Решение: делитесь планами. Расскажите не только о целях компании в целом, а и о том, какие перспективы ожидают каждого при их выполнении. Составляйте карты развития сотрудников, проводите стратегические сессии. Введите грейды с четкими правилами перехода между ними и понятной перспективой карьерного роста.
- У сотрудников нет ощущения, что все делают одно дело; нет доверия и возможности положиться на коллег, как следствие — падает мотивация.
Решение: организуйте ролевой квест для коллективного достижения целей. Это повод встретиться и получить удовольствие, которое будет ассоциироваться с коллегами. Игры можно проводить онлайн.
Шаг третий — внедрить решения
Рассмотрим, как работает ролевой квест на примере конкретного кейса.

Команда Q-team провела диагностику сотрудников клиента, и мы пришли к выводу: их менеджеры по продажам охотно делают 3 касания, а потом чувствуют себя навязчивыми. В то время как успешные продажи, по статистике, происходят после 5-6 касаний.
Мы предложили сотрудникам сыграть в ролевой сценарий «Завещание Флинта», где нескольким игрокам нужно достать артефакты, которые на руках у одного из 30 участников. Необходимо узнать, у кого именно. Чтобы выиграть, нужно договариваться, предлагать каждому что-то взамен.
Когда игра закончилась, мы собрались в круг с сотрудниками отдела продаж и выяснили, кому достался артефакт, а кому не удалось им завладеть. Следом собрали простую статистику: сколько результативных действий (касаний) с другими игроками сделал каждый участник. Для этого заранее внедрили в игру наших ассистентов в качестве игроков. Их задача была не только поддержать атмосферу, но и зафиксировать результативные действия ребят.
Выводы были очевидными: проигравшие разговаривали с другими игроками 4-8 раз, а победители 9-14. Зачастую нужный артефакт находился на десятом диалоге. Игра без нравоучений, просто и наглядно показала, как нужно добиваться результатов в продажах.
Когда использовать инструменты для повышения уровня вовлеченности
Вовлеченность нужно отслеживать и улучшать регулярно. Но декабрь и январь — подходящий момент, чтобы повлиять на ситуацию. Ведь сотрудники строят планы, мечты на новый год и решают, смогут ли исполнить их, работая в вашей компании. Воспользуйтесь новогодним корпоративом и напомните коллегам, что они команда и вы о них заботитесь.
Фото компании Questoria
Корпоратив любого формата — это ваша возможность:
- поделиться планами компании, показать перспективу для каждого;
- сказать «спасибо», отметить лучших, проявить заботу;
- сменить обычные роли и получить удовольствие от общения с коллегами;
- познакомить людей, помочь новичкам с адаптацией.
Можно ли не заниматься вовлеченностью? Можно ли сэкономить на корпоративах и командных активностях? Можно. Но затем потратить больше времени на рекрутинг и онбординг.
Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.