В 2021 году всем было непросто — и тем, кто стремительно развивался, и тем, кому пришлось принимать сложные решения, минимизировать потери. В обоих случаях дополнительные нагрузки взяли на себя А-players: месяцами переносили выгорание, как грипп, на ногах, им приходилось пробовать новое, больше ошибаться и испытывать стресс. Люди стали привыкать, что коллеги — источник напряжения. Во всех компаниях обострились проблемы с вовлеченностью, доверием и инициативностью.

Что же с этим делать? Существует инструмент, который помогает найти проблемные точки вовлеченности за час, а явно улучшить ситуацию — за неделю. О нем специально для Work.ua рассказали эксперты из Questoria.

Шаг первый — оцифровать уровень вовлеченности в команде

Тут без новостей. По-прежнему не выйдет управлять тем, что не измерено. Самые популярные методы оцифровки:

  • AON Hewitt — 24 вопроса анкеты каждому.
  • HAY — 200 вопросов.
  • Ernst&Young — 36 вопросов.
  • Mercer — 47 вопросов.

Авторы этой статьи рекомендуют оптимальный по соотношению скорость/точность Gallup Q12. Это анонимный опросник на 12 вопросов, где на каждое утверждение о проблемах в работе сотрудник ставит оценку от 1 до 5.

Одна страничка Google Forms, 10 минут на заполнение — и картинка уровня вовлеченности готова у вас в диаграмме. В основу создания опросника положено 40-летнее исследование причин увольнений от Института Гэллап. Из цифр можно понять, что делать с командой, и начать работать над сферами, где значение ниже всего.

У вас будет статистика со средними числами по каждому из 12 вопросов. В первую очередь направьте усилия на самые низкие значения.

12 вопросов условно можно разделить на 4 категории:

  • Развитие и карьера.
  • Признание и ценность сотрудника.
  • Миссия и цель компании.
  • Взаимоотношения на работе.

Разберем ситуацию на примере. Допустим, выяснилось, что у вас низкий индекс по таким вопросам:

1. Получали ли вы похвалу или награду за хорошую работу в последнюю неделю?

Почему спрашиваем: признание напрямую связано с мотивацией, что в свою очередь влияет на производительность.

Решение: обращайте внимание на заслуги и успехи сотрудников, не забывайте говорить «спасибо».

Инструмент: сейчас, перед праздниками, после сложного года, стоит отблагодарить лучших и показать, что их помощь и труд не остались незамеченными. Проведите церемонию награждения, чтобы команда ушла в новый год с пониманием, что им не нужно искать, где реализоваться, ведь их ценят тут.

2. Есть ли у вас настоящий друг на работе?

Почему спрашиваем: мотивация продолжать работать именно у вас подкрепляется общением с коллегами. Друг на работе — ключ к эмоциональной лояльности сотрудников к вашей компании.

Решение: регулярный неформальный досуг.

Актуальный инструмент: новогодний корпоратив. После столь «жаркого» года, когда люди привыкли, что коллеги — источник напряжения, популярностью пользуются форматы, где члены коллектива взаимодействуют друг с другом.

3. Была ли у вас возможность учиться новому и расти профессионально в последний год?

Почему спрашиваем: для человека одна из основных потребностей — развиваться. Этот элемент измеряет, есть ли у сотрудника такая возможность.

Решение: каждый год давать сотрудникам новые задачи. Организуйте обучение для всего коллектива или каждого отдела. Благодарность за возможность развиваться выльется в производительность.

Для каждого из этих и других вопросов существует точечное решение.

Шаг второй — определить причины неэффективной работы

Анкетирование лучше всего даст понимание о проблемах именно ваших сотрудников. Но есть и другие причины, которые могут приводить к низким числам в результатах. Поэтому обратите внимание на следующие пункты.

Проблема: сложности в адаптации новичков

Многие компании работают удаленно, и когда в команду приходит новый человек, ему тяжелее разобраться в своих обязанностях. Рядом нет коллег, у которых можно что-то спросить, сложно запомнить имена и должности. Влияет даже то, что не с кем выпить кофе — человек не чувствует принадлежности к компании и коллективу, адаптация проходит медленнее.

Решение: предварительно подготовьте план адаптации, закрепите за новичком наставника. Чтобы человек влился в коллектив, также нужен неформальный досуг.

Например, квестории — игры с перевоплощениями, результат совместной работы киносценаристов и HR. В процессе люди могут показать себя с новой стороны, проявить лидерские качества, познакомиться. Как результат — положительные эмоции в кругу коллег, тема для разговоров минимум на месяц и приятная адаптация.

Проблема: опытные сотрудники переносят выгорание «на ногах»

В карантин таким членам команды не хватает отдачи от встреч и коммуникации. Их нужно вовремя поддерживать искренней благодарностью и давать отдохнуть.

Решение:

  • Дайте им почувствовать благодарность и то, что их вклад ценит и руководство, и коллеги.
  • Дайте возможность получить приятные эмоции в команде.
  • Озвучьте перспективы смены деятельности после отдыха и, возможно, повышения.
  • Дайте отпуск — крайний вариант, так как после него часто принимается решение уволиться.

Проблема: коллеги и работа ассоциируются с напряжением

Сотрудники в постоянном круговороте рабочих вопросов привыкают, что работа и даже обычная конференция в Zoom — это напряжение.

Решение: разбавьте онлайн-конференции неформальными активностями. Компания EPAM, к примеру, вывела сюжетные игры на корпоративный уровень. Онлайн-мероприятия дешевле, чем корпоративы и помогают избавиться от эффекта Zoom Fatigue — усталости от бесчисленных часов перед камерой.

Другие частые проблемы

  • Войны отделов.

Решение: дайте возможность человеку поработать в другом отделе.

Ротация — это эффективный метод, но затратный по времени. К нему нужно тщательно готовиться и использовать в межсезонье. Не рекомендуется, если у вас сейчас много работы.

  • Люди не знают, есть ли у них будущее в этой компании.

Решение: делитесь планами. Расскажите не только о целях компании в целом, а и о том, какие перспективы ожидают каждого при их выполнении. Составляйте карты развития сотрудников, проводите стратегические сессии. Введите грейды с четкими правилами перехода между ними и понятной перспективой карьерного роста.

  • У сотрудников нет ощущения, что все делают одно дело; нет доверия и возможности положиться на коллег, как следствие — падает мотивация.

Решение: организуйте ролевой квест для коллективного достижения целей. Это повод встретиться и получить удовольствие, которое будет ассоциироваться с коллегами. Игры можно проводить онлайн.

Шаг третий — внедрить решения

Рассмотрим, как работает ролевой квест на примере конкретного кейса.

Алексей Самулев
Алексей Самулев
собственник и основатель компании Q-team

Команда Q-team провела диагностику сотрудников клиента, и мы пришли к выводу: их менеджеры по продажам охотно делают 3 касания, а потом чувствуют себя навязчивыми. В то время как успешные продажи, по статистике, происходят после 5-6 касаний.

Мы предложили сотрудникам сыграть в ролевой сценарий «Завещание Флинта», где нескольким игрокам нужно достать артефакты, которые на руках у одного из 30 участников. Необходимо узнать, у кого именно. Чтобы выиграть, нужно договариваться, предлагать каждому что-то взамен.

Когда игра закончилась, мы собрались в круг с сотрудниками отдела продаж и выяснили, кому достался артефакт, а кому не удалось им завладеть. Следом собрали простую статистику: сколько результативных действий (касаний) с другими игроками сделал каждый участник. Для этого заранее внедрили в игру наших ассистентов в качестве игроков. Их задача была не только поддержать атмосферу, но и зафиксировать результативные действия ребят.

Выводы были очевидными: проигравшие разговаривали с другими игроками 4-8 раз, а победители 9-14. Зачастую нужный артефакт находился на десятом диалоге. Игра без нравоучений, просто и наглядно показала, как нужно добиваться результатов в продажах.

Когда использовать инструменты для повышения уровня вовлеченности

Вовлеченность нужно отслеживать и улучшать регулярно. Но декабрь и январь — подходящий момент, чтобы повлиять на ситуацию. Ведь сотрудники строят планы, мечты на новый год и решают, смогут ли исполнить их, работая в вашей компании. Воспользуйтесь новогодним корпоративом и напомните коллегам, что они команда и вы о них заботитесь.

Фото компанії Questoria

Фото компании Questoria

Корпоратив любого формата — это ваша возможность:

  • поделиться планами компании, показать перспективу для каждого;
  • сказать «спасибо», отметить лучших, проявить заботу;
  • сменить обычные роли и получить удовольствие от общения с коллегами;
  • познакомить людей, помочь новичкам с адаптацией.

Можно ли не заниматься вовлеченностью? Можно ли сэкономить на корпоративах и командных активностях? Можно. Но затем потратить больше времени на рекрутинг и онбординг.


Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.


Читайте также