Полномасштабное вторжение рф на территорию Украины заставило украинский бизнес и граждан адаптироваться к работе в новых реалиях. К сожалению, не все работники могут оставить временно оккупированные территории, а компании — перенести свои производственные мощности и деятельность на подконтрольные Украине территории.

Что делать таким гражданам и предпринимателям? Какие риски, связанные с работой на временно оккупированных территориях, нужно осознать? Как разработать план действий, чтобы не нарушать законы Украины? Мы обратились за разъяснениями к экспертному партнеру Work.ua юридической фирме ЮФ INTEGRITES.

Инна Кострицкая
Инна Кострицкая
старший юрист, адвокат из юридической фирмы INTEGRITES

Какие действия могут быть квалифицированы как коллаборационизм или пособничество оккупантам

После введения военного положения в Украине усилилась ответственность за государственную измену и появилось наказание за сотрудничество с врагом и пособничество оккупантам. Так, Уголовный кодекс Украины (далее — УКУ) был дополнен статьями «Коллаборационная деятельность» и «Пособничество государству-агрессору».

Перечень действий, которые могут быть расценены как коллаборационная деятельность или пособничество государству-агрессору, достаточно широк. Преступлением или уголовным проступком считаются:

1. Публичные возражения и призывы:

  • публичное отрицание осуществления вооруженной агрессии против Украины, установление и утверждение временной оккупации части территории Украины;
  • публичные призывы к поддержке решений и/или действиям государства-агрессора, вооруженных формирований, оккупационной администрации государства-агрессора;
  • к сотрудничеству с государством-агрессором, вооруженными формированиями, оккупационной администрацией государства-агрессора;
  • к непризнанию распространения государственного суверенитета Украины на временно оккупированные территории.

2. Занятие должностей в незаконных органах:

  • добровольное занятие неруководящей должности (не связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций) в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории, в частности в оккупационной администрации государства-агрессора;
  • добровольное занятие руководящей должности (связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций) в таких незаконных органах власти или добровольное избрание в них; 
  • добровольное занятие должности в незаконных судебных или правоохранительных органах, созданных на временно оккупированной территории.

3. Организация выборов в незаконные органы:

  • участие в организации и проведении незаконных выборов и/или референдумов на временно оккупированной территории, публичные призывы к их проведению.

4. Участие в вооруженных формированиях:

  • добровольное участие в незаконных вооруженных или военизированных формированиях, созданных на временно оккупированной территории и/или в вооруженных формированиях государства-агрессора;
  • предоставление таким формированиям помощи в ведении боевых действий против ВСУ, других военных и добровольческих формирований Украины.

5. Пропаганда и внедрение стандартов образования рф в учебных заведениях:

  • осуществление пропаганды государства-агрессора в учебных заведениях;
  • осуществление действий, направленных на внедрение стандартов образования государства-агрессора в учебных заведениях.

6. Экономическое сотрудничество с государством-агрессором:

  • передача материальных ресурсов незаконным вооруженным или военизированным формированиям, созданным на временно оккупированной территории, и/или вооруженным или военизированным формированиям государства-агрессора;
  • ведение хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором и незаконными органами власти.

7. Участие в политических и информационных мероприятиях:

  • организация и проведение мероприятий политического характера, осуществление информационной деятельности в сотрудничестве с государством-агрессором и/или его оккупационной администрацией, направленных на поддержку государства-агрессора и/или уклонение им от ответственности за вооруженную агрессию против Украины;
  • активное участие в таких мероприятиях.

8. Пособничество государству-агрессору:

  • умышленные действия, направленные на помощь государству-агрессору (пособничество), вооруженным формированиям и/или оккупационной администрации государства-агрессора, совершенные с целью причинения вреда Украине путем реализации или поддержки решений и/или действий государства-агрессора, его вооруженных формирований и/или оккупационной администрации или добровольного сбора, подготовки и/или передачи им материальных ресурсов или других активов.
То есть уголовно наказуемым признается сознательное, умышленное сотрудничество с государством-агрессором и оккупационной властью или оказание им помощи, публичное отрицание вооруженной агрессии рф и призывы к поддержке врага и непризнанию украинской власти, незаконная пропаганда и другие действия, направленные на нанесения вреда Украине.

Некоторые формулировки очень широкие, и только судебная практика покажет, какой будет интерпретация тех или иных действий.

Ответственность за коллаборационизм и пособничество

За коллаборационизм и пособничество в Украине к уголовной ответственности привлекают виновных физических лиц. В некоторых случаях субъектом уголовного правонарушения является только гражданин Украины, в других могут быть и другие лица (иностранцы и лица без гражданства).

В зависимости от совершенного деяния санкция соответствующей части упомянутых статей УКУ предусматривает:

  • наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком от 10 до 15 лет; 
  • штраф в размере до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 000 грн); 
  • исправительные работы на срок до 2 лет; 
  • арест сроком до 6 месяцев и лишение свободы сроком от 3 до 15 лет или пожизненно, с конфискацией имущества или без таковой.

Ответственность за коллаборационную деятельность по ст. «Коллаборационная деятельность» УКУ может возлагаться и на юридические лица. Если ее осуществляет руководитель или другое уполномоченное лицо компании от ее имени, то к такому субъекту хозяйствования возможно применение мер уголовно-правового характера, в том числе штрафа или ликвидации, с конфискацией имущества или без него.

Право на труд или уголовно наказуемое деяние?

С внесением изменений в законодательство у граждан и бизнеса, оставшихся на временно оккупированных территориях, возникает вопрос: будут ли они нести уголовную ответственность, если продолжат работать? Это зависит от многих факторов.

Анализ соответствующих статей УКУ свидетельствует о том, что продолжение выполнения наемным работником трудовых обязанностей не содержит состава преступления или уголовного проступка.

Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949 года, а также дополнительные протоколы к ней, ратифицированные Украиной (далее — Конвенция), не содержат общего запрета на продолжение работы наемными работниками.

Поэтому при отсутствии признаков вышеперечисленных уголовных правонарушений не будет считаться коллаборационизмом и пособничеством продолжение выполнения гражданином своих обязанностей, возложенных на него государством Украина, или выполнения рядовыми наемными работниками своих обычных трудовых обязанностей на предприятии, находящемся в оккупации.

Для многих людей возможность работать и получать заработную плату является вопросом выживания. Кроме того, жизнь на оккупированных территориях не останавливается, и гражданским все еще необходимы медицинская помощь, поддержание нормальных условий жизни, обеспечение функционирования объектов инфраструктуры, возможность приобрести лекарства и еду.

Чтобы не быть позже обвиненными в коллаборационной деятельности или пособничестве, этим людям важно избегать публичных высказываний против Украины, призывов и участия в публичных мероприятиях в поддержку россии и оккупационных властей, принятия предложений занять должности в незаконных органах власти оккупантов и других запрещенных действий.

Какие работники находятся в группе риска

Прежде всего, это должностные лица и работники органов государственной власти и управления, правоохранительных и силовых структур, органов местного самоуправления, а также работники учебных заведений, медики (в определенных случаях), руководители и другие уполномоченные лица предприятий, учреждений и организаций, а также лица, которые намерены занимать должности в институциях оккупационных властей.

О коллаборационизме речь не идет, если должностное лицо продолжает четко выполнять свои полномочия и инструкции высших органов власти Украины, не способствует захвату территории и установлению «русского мира» оккупантами.

Но в условиях давления со стороны вооруженных военных рф, отсутствия связи с подконтрольной территорией, необходимости решать здесь и сейчас, это может быть достаточно сложно. Поэтому во избежание ответственности важно фиксировать факты принуждения всеми возможными способами (фото, видео, письменные свидетельства, документы и другие материалы) и сообщить о них украинским органам, как только появится возможность.

К примеру, оккупационные власти могут требовать от медиков оказания медицинской помощи оккупантам. Минздрав отмечает, что врачей, работающих на временно оккупированных территориях и обеспечивающих работу больниц, не сочтут коллаборантами. В своих разъяснениях от 26 мая 2022 года, размещенных на официальном веб-сайте, Минздрав подчеркивает, что только добровольное сотрудничество с оккупантами и поддержка оккупационного режима влекут уголовную ответственность. Медикам и дальше разрешено выполнять свои обязанности по спасению жизни и здоровья граждан, они продолжают оказывать медицинские услуги по договорам о медицинском обслуживании населения.

Также врачам разрешается использовать ресурсы, которые переданы оккупационными властями, однако только в соответствии с украинским законодательством и в пределах, предусмотренных Конвенцией. В частности, согласно Конвенции, государство-оккупант прежде всего обязано обеспечить дальнейшие медицинские нужды гражданских. Поэтому все медицинские работники, ресурсы, оборудование, материалы и лекарства в первую очередь направляются для обеспечения надлежащего медицинского обслуживания гражданского населения и непрерывного ухода за ранеными и больными.

Если представители страны-оккупанта заставляют медучреждение присоединиться к оказанию медпомощи оккупантам, Минздрав рекомендует:

  • зафиксировать факт принуждения оккупационных властей к оказанию медицинской помощи представителям страны-агрессора; 
  • зафиксировать, как в настоящее время обеспечивается медицинской помощью население на оккупированной территории (ведь, если привлечение медучреждений к оказанию помощи оккупантам приводит к ухудшению удовлетворения потребностей гражданских, это нарушение Женевской конвенции страной-агрессором).

В своем интервью «Украинской правде» от 10 июня 2022 года министр здравоохранения Виктор Ляшко также отметил, что получение лекарства или топлива от оккупантов — это не сотрудничество, а обеспечение жизнедеятельности больницы, которая должна спасать украинских граждан.

Даже получение зарплаты от оккупантов не является коллаборационизмом. Коллаборантами будут считаться только медики, которые проявляют инициативу для назначения на руководящую должность или сотрудничают с оккупационными властями по политическим мотивам или признают законность оккупации.

В самом сложном положении оказались педагоги. Оккупационная власть требует от учебных заведений и педагогов восстановить учебный процесс на русском языке и в соответствии с российскими стандартами образования. Однако, согласно части 3 статьи «Коллаборационная деятельность» УКУ, действия граждан Украины, направленные на внедрение стандартов образования государства-агрессора, а также осуществление антиукраинской пропаганды в учебных заведениях независимо от типов и форм собственности, влекут уголовную ответственность. Учителя могут признать коллаборантом без учета того, какой именно предмет он преподает.

Если соблюдение законодательства и продолжение образовательного процесса по украинским программам невозможно, МОН советует учителям инициировать приостановление трудового договора или уволиться и сообщить управлению образования о причине. Если им удастся эвакуироваться, за ними обещают сохранить заработную плату.

Какие риски существуют для бизнеса

Что касается субъектов хозяйствования — ФЛП, юридических лиц — ситуация не легче.

Согласно части 4 статьи «Коллаборационная деятельность» УКУ, осуществление хозяйственной деятельности во взаимодействии с государством-агрессором, незаконными органами власти, созданными на временно оккупированной территории, в частности оккупационной администрацией государства-агрессора, является коллаборационной деятельностью.

Согласно статье 3 Хозяйственного кодекса Украины, под хозяйственной деятельностью понимается деятельность, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ или предоставление услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

Поэтому любое снабжение товара, передача имущества, выполнение работ, оказание услуг органам оккупационной власти или государству-агрессору может считаться коллаборацией. (В то же время те же действия в пользу населения коллаборацией не являются!)

Также красной линией для бизнеса на оккупированных территориях является регистрация и получение разрешений или лицензий в органах оккупационных властей и/или уплата налогов или других платежей в пользу государства-агрессора или оккупационных властей. Все это может расцениваться как коллаборационизм.

К ответственности прежде всего будет привлекаться лицо, которое принимало соответствующее решение от имени субъекта хозяйствования (руководитель или лицо, его замещающее, другое лицо, уполномоченное по доверенности или решению предприятия). Другие работники, в зависимости от обстоятельств и наличия умысла, теоретически также могут быть привлечены к ответственности как пособники.

Как обезопасить бизнес и работников

Лучшее решение — это, конечно, релокация бизнеса и работников на территорию, подконтрольную Украине. Однако это может быть сложно или даже невозможно сделать из-за особенностей работы конкретного завода, производства, магазина или ситуации в регионе в целом.

В таком случае работодателю следует разработать план действий по минимизации рисков, который может включать следующие шаги:

  • Перерегистрация бизнеса на подконтрольную Украине территорию. 
  • Инвентаризация корпоративной структуры и бизнес-связей для прекращения какой-либо связанности с рф, оккупационными властями и контрагентами, которые с ними связаны или сотрудничают. 
  • Не осуществлять хозяйственную деятельность (производство и снабжение продукции, выполнение работ, оказание услуг) на пользу оккупантов. 
  • Проводить платежи, выплачивать заработную плату и налоги исключительно на счета получателей в банках. 
  • Проинструктировать и предостеречь руководителя, других уполномоченных лиц и работников от действий, которые могут быть расценены как коллаборационная деятельность или пособничество, при необходимости сменить руководителя и подписантов. 
  • Принять меры по организации работы персонала в зависимости от конкретных обстоятельств и возможностей работников. 
  • Предложить перевод на работу на подконтрольную Украине территорию.
  • Ввести дистанционную или надомную работу. 
  • Предоставить оплачиваемый или неоплачиваемый отпуск. 
  • Объявить простой. 
  • Приостановить действие трудового контракта.

Для украинцев, которые находятся на оккупированных россией территориях, ситуация остается сложной, но мы верим в ВСУ и то, что Украина обязательно победит. Эти советы посодействуют остаться незапятнанными перед законом и сохранить персонал после деоккупации.

Статья создана в соавторстве с младшим юристом INTEGRITES Софией Молчанец.


Читайте также