Обучение сотрудников — это важная часть управления коллективом. Если вы готовы инвестировать ресурсы в обучение сотрудников, это говорит о надежности компании и заинтересованности в своих работниках. К тому же, благодаря обучению персонала, вы можете заручиться лояльностью и вовлеченностью коллектива и удерживать таланты.

Что собой представляет обучение сотрудников

На каждом этапе жизни сотрудника в компании есть свои варианты корпоративного обучения:

Подготовка сотрудников — обучение на самом старте, когда новый сотрудник только приступает к выполнению своих обязанностей.

Например, обучение действующей методике продаж для отдела сбыта или обучение программистов по правилам, принятым в компании, или обучение технических специалистов по эксплуатации оборудования.

По итогам такого обучения сотрудник получает базовые специфические знания для работы в компании.

Повышение квалификации — то есть обучение, в процессе которого сотрудники совершенствуют знания и навыки. Этот вариант следует использовать, когда появляются новые методики и технологии, используемые в профессии, либо когда вы повышаете сотрудника до более высокой должности.

Например, вы можете отправить своего дизайнера обучиться работать в новой программе, вышедшей на рынок, или отправить на курсы управления командой будущего руководителя.

Переподготовка сотрудников — то есть обучение новым навыкам и умениям. В случае если вы переводите сотрудника на совершенно новую должность или меняются требования к действующей профессии.

К примеру, вы решили перевести всю команду разработки на новый язык программирования. Или полностью изменили технику продаж. Тогда придется обучить персонал новым техникам практически с нуля.

И если подготовка и переподготовка кадров — это практически разовое мероприятие, то повышение квалификации — это постоянный процесс, который вы должны обеспечить своим сотрудникам, если хотите, чтобы ваша компания росла и развивалась. Поскольку рынок постоянно меняется, появляются новые технологии и методики, а знания устаревают с невероятной скоростью.

Как понять, что пора проводить обучение

  • Для того чтобы запустить очередной этап обучения сотрудников, проводят анализ работы коллектива и отдельно взятых работников.
  • В некоторых компаниях проводится регулярное анкетирование персонала на знание продуктов/услуг.
  • В других — сотрудников опрашивают на предмет компетенции руководителей и наоборот — руководство анализирует работу «младшего» персонала.
  • Также стоит учитывать реальные результаты. Если команда не достигла поставленных целей за выделенный период, это может говорить о недостатке знаний или навыков.
  • Еще один важный фактор — планирование. На этапе формирования стратегических целей компании на будущее, важно понимать, все ли задействованные сотрудники обладают необходимыми умениями или кому-то следует подтянуть знания.
Важно понимать, что обучение персонала в первую очередь интересно самой компании. Ведь именно от квалификации ваших кадров зависит успех всего предприятия.

Поэтому не стоит пренебрегать возможностью постоянно повышать общий уровень знаний, навыков и умений персонала.

Как обучать персонал

В общем и целом все методы обучения можно разделить на две большие подгруппы:

  • внутреннее обучение;
  • внешнее обучение.

Внутренне обучение

Это обучение непосредственно в стенах компании. Оно более дешевое и простое в организации и позволяет сотруднику сразу применять новые навыки в работе. Проводить внутренне обучение можно своими силами либо с помощью приглашенного тренера.

Есть несколько видов внутреннего обучения:

  • метод копирования — то есть сотрудника прикрепляют к более опытному коллеге и он просто копирует действия специалиста;
  • метод наставничества — у сотрудника появляется наставник или проводник, который помогает освоить новые навыки, ежедневно сотрудничая со своим «подопечным»;
  • метод делегирования — то есть вы просто передаете сотруднику конкретные задачи или полномочия, при этом поддерживая и обучая его на каждом этапе выполнения задания;
  • метод «от простого к сложному» — сотруднику постоянно дают задачи, которые одна за другой становятся все более ответственными, объемными и сложными, в конце обучения сотрудник должен выполнить задание без чьей-либо помощи;
  • метод ротации — вы переводите сотрудника в другой отдел или на другую должность на определенный период, чтобы он освоил дополнительные навыки. Такой метод часто практикуют в компаниях, заинтересованных в привлечении и развитии Т-образных сотрудников.

Внешнее обучение

Внешнее обучение проводится за пределами рабочего пространства. Благодаря тому, что сотрудники отделены от повседневной работы, такое обучение помогает лучше сосредоточиться на новой информации.

К основным методам внешнего обучения относятся:

  • семинары, тренинги, лекции — с помощью такого варианта можно усвоить большой объем информации в относительно сжатые сроки;
  • проработка кейсов — то есть детальный разбор реальных или выдуманных ситуаций, который могут возникнуть в работе;
  • деловые игры и моделирование — разбор рабочей ситуации в ролях. То есть участники занимают условные роли и действуют в зависимости от «временной» должности. Это помогает лучше разобраться в процессах и понять механику работы в целом.

Не стоит также забывать о том, что сотрудники могут обучаться и самостоятельно. В таком случае вы можете поддержать их, полностью либо частично компенсируя стоимость обучения или выделяя специальные оплачиваемые дни для самостоятельного развития.


Читайте также