Work.ua совместно с Алексеем Слюсаренко, руководителем отдела бизнес-обучения Comfy, фасилитатором, тренером украинских и международных образовательных проектов, выпустили курс об обучении персонала.

В этом уроке поговорим об инструментах обучения: лекциях, семинарах, тренингах. 

Инструменты обучения, используемые в корпоративном мире

К ним относят:

  • лекции;
  • семинары;
  • тренинги;
  • самостоятельное обучение;
  • деловые игры;
  • временные ротации;
  • электронные курсы;
  • видеоуроки;
  • наставничество;
  • коучинг.

На этот раз подробно рассмотрим первые три из них, а в дальнейших уроках — последующие.

Лекции, семинары и тренинги собраны в один урок не просто так, а потому, что их часто путают между собой и используют не по назначению. Разберемся, что это за методики и как ими правильно пользоваться.

Лекции

Это классический, знакомый всем студентам способ донесения информации. Лектор, он же тренер или эксперт, делится со слушателями теоретическими знаниями по теме обучения.

Основные характеристики лекции:

  • монолог эксперта;
  • минимальный интерактив;
  • большой объем теоретического материала;
  • может быть как офлайн, так и онлайн.

Многие из нас ассоциируют лекцию с чем-то скучным. Обычно это связано с отсутствием харизмы у преподавателей. Но на самом деле этот инструмент очень действенный, просто им нужно правильно пользоваться. Лекция может быть полезна, когда необходимо быстро дать большой объем теоретического материала для группы.

Три способа провести лекцию эффективнее:

  1. Сформировать запрос у аудитории. Когда все слушатели одинаково хорошо понимают важность и практичность информации, которая будет звучать на лекции, они будут слушать внимательнее, конспектировать, задавать вопросы. Результаты аттестации могут помочь сформировать подобный запрос. Объясните работникам, почему эта информация важна, как она поможет им работать лучше, как она связана с результатами аттестации. Сфокусировать внимание аудитории на старте лекции помогает вводное слово от руководителя.
  2. Сделать яркие наглядные материалы. Яркие слайды презентации, интересные видео, визуализация на флипчарте — все это помогает существенно поднять коэффициент запоминания информации. 
  3. Выдать слушателям после лекции конспект или презентацию. Также можно провести тесты. Это поможет пролонгировать эффект от лекции.

Практический совет: лекция как инструмент обучения лучше работает со зрелыми, взрослыми менеджерами и почти никогда не работает с линейным персоналом. Для последних следует использовать инструменты с большим количеством интерактива.

Семинары

Эта форма обучения также имеет свои особенности:

  • объем теории меньше;
  • достаточное количество интерактива;
  • семинар — это продолжение лекции;
  • может быть как офлайн, так и онлайн.

В лучшем случае на семинарах обсуждается тот материал, который перед этим был дан на лекции. Задача тренера на семинаре не просто делиться теоретической информацией, но и провоцировать дискуссии и обсуждения темы, практических кейсов. В ходе таких обсуждений тренер может заметить, все ли поняли слушатели.

Советы по повышению эффективности семинаров такие же, как и касательно лекций.

Семинары в онлайне, или вебинары, проводить можно и даже нужно. Только не забывайте обращать внимание на вовлеченность участников.

Тренинги

Тренинг — это производная от лекции и семинара. Если цель лекции — дать теоретическую информацию слушателям, а семинара — помочь им лучше эту информацию понять, то цель тренинга — научиться использовать полученную информацию и отработать конкретное умение. Тренинг сочетает в себе элементы и лекций, и семинаров, и даже физических упражнений. Поэтому сам по себе является достаточно сложным и специфическим инструментом.

Полноценный тренинг можно провести только офлайн.

Алексей рекомендует следующую структуру тренинга:

  • вводная часть с объяснением целей и задач тренинга;
  • объяснение структуры обучения;
  • айсбрейкеры;
  • основная часть;
  • завершение и подведение итогов.

Основную часть тренинга целесообразно заполнить следующим образом:

  • 25% — элементы лекции. Освежите в памяти участников теоретические знания. Здесь поможет презентация или дополнительные материалы.
  • 25% — элементы семинара. Соберите актуальные бизнес-кейсы по теме, распределите участников на группы и каждой группе дайте один кейс на проработку. После этого спросите группы, как решить тот или иной кейс.
  • 50% — отработка конкретных умений. Заранее подготовьте упражнения, которые можно проработать в парах или группах. Самое главное — все эти упражнения должны быть максимально приближены к тому умению, которому вы посвятили тренинг. Переходя от одного упражнения к другому, не забывайте давать группе обратную связь: что они сделали хорошо, а над чем еще стоит работать. 

Говоря о тренингах, Алексей использует именно слово «умения», а не «навыки», потому что получить навыки на тренинге невозможно. Развить их можно, только практикуя приобретенные умения в реальных условиях. Навыки — это умения, доведенные до автоматизма. Только постоянное применение нового умения на практике в рабочих условиях и формирует навыки.

< Перейти к предыдущему уроку           Перейти к следующему уроку>