Work.ua совместно с Алексеем Слюсаренко, руководителем отдела бизнес-обучения Comfy, фасилитатором, тренером украинских и международных образовательных проектов, выпустили курс об обучении персонала.
Продолжаем говорить об инструментах обучения. В этом уроке рассмотрим самообучение, деловые игры и временные ротации.
Самообучение
Основная идея самообучения понятна из названия этого инструмента. Но вместе с тем возникает главный вопрос — как сделать так, чтобы сотрудник сам хотел учиться?
Сформировать запрос на самостоятельное обучение поможет индивидуальный план развития. При его составлении очень важно заранее договориться с сотрудником о том, что развитие его компетенций и индикаторов поведения будет зависеть от того, как качественно и часто он сможет заниматься самообучением.
Наиболее популярные методы самостоятельного обучения сотрудников:
- Бизнес-литература — классическая форма самообучения. Она доступная и относительно недорогая. Ее недостатком можно назвать недостаточную практичность, потому что только очень зрелый и сознательный сотрудник сможет перевести теории из книг на реальные бизнес-задачи.
- Внешние курсы и тренинги. Преимуществом этой формы будет не только получение более практической информации, но и расширение профессионального бэкграунда за счет знакомств с профессионалами из других компаний. Из возможных минусов — недостаточное качество или практичность контента.
- Онлайн-платформы. Эта форма обучения показывает самую крутую динамику. Преимуществом курсов на онлайн-платформе могут быть качество контента, дозированная подача информации, наличие продуманных точек контроля и опыт взаимодействия с внешним практикующим экспертом. Недостаток — потеря интереса к обучению уже через несколько занятий после старта.
Деловая игра
Деловая игра — это имитация рабочего процесса, то есть упрощенное воспроизводство реальной рабочей деятельности. По сути, перед участниками встают задачи, аналогичные тем, которые они решают ежедневно.
Деловые игры используются для комплексного развития менеджеров, они позволяют не только учить сотрудников, но и регулярно оценивать важные компетенции. Среди них:
- Оценка уровня владения hard skills.
- Оценка особенностей мышления.
- Оценка уровня soft skills и коммуникативных навыков.
Деловые игры достаточно сложны в подготовке и проведении. Если в вашей HR-команде нет специалиста, который может сделать дизайн такой игры и продумать логику оценки качеств сотрудников, то это следует смело делегировать внешним экспертам.
Временные ротации
Это перевод сотрудника из одной структурной единицы компании в другую с целью обмена опытом и обучения. Кроме того, если такая ротация была спланирована качественно, в итоге можно ожидать и рост бизнес-показателей.
В корпоративном мире существует практика временных ротаций как для отдельного сотрудника, так и для команд.
Например, в продажах очень эффективна схема временных ротаций целой группы опытных, успешных продавцов в магазин с большим количеством слабых работников или новичков. От этого вы получите только профит: обмен опытом, обучение слабых работников более сильными, рост бизнес-показателей, а у руководителей на местах появляется конкретное понимание потенциала определенной торговой точки.
Составляющие успешной временной ротации:
- Участники должны иметь и понимать четкую цель: чего вы ожидаете от сотрудников в другом подразделении компании? Как будете оценивать их успеваемость?
- Подготовка принимающей стороны. Подробно объясните сотрудникам, зачем именно к ним едут «гости», каков план взаимодействия и какие общие цели этого проекта.
- Адаптация на новом месте.
- Базовый тимбилдинг — и для принимающей стороны, и для тех, кто приехал учиться. Всего одна общая вечеринка способна заложить основу для плодотворного сотрудничества. И наоборот, отсутствие базового взаимопонимания может стать причиной провала проекта. Работа с результатами.
Также не забывайте об обратной связи для принимающей стороны и конкретном плане развивающих действий.
<Перейти к предыдущему уроку Перейти к следующему уроку>