В этом уроке поговорим о методах активного и пассивного поиска персонала. Вас ждет описание и примеры, плюсы и минусы обоих методов, рекомендации по использованию. А также ответ на вопрос «Что выбрать, если вы получаете недостаточно отзывов?» и другие полезные советы.

Конспект урока 3

Понятие пассивного поиска

Этот вид поиска можно сравнить с теплыми продажами. В таком случае кандидат первым делает шаг вам навстречу. Например, вы размещаете вакансию на каком-либо ресурсе, и кандидаты сами присылают вам резюме или звонят.

Методов пассивного поиска много, но самый эффективный из них — размещение вакансий на job-сайтах.

Плюсы пассивного поиска:

  • большой охват кандидатов;
  • экономия времени;
  • легкое закрытие массовых вакансий.

При этом пассивный поиск можно использовать и для точечного подбора.

Понятие активного поиска

Этот вид поиска можно сравнить с холодными продажами — рекрутер сам выходит на связь с кандидатом.

Активный поиск применяется в следующих случаях:

  • пассивный не дал ожидаемых результатов;
  • поиск «редкого» специалиста;
  • на рынке очень мало нужных вам специалистов.

Методы пассивного поиска

  1. Job-сайты. Самый эффективный и самый простой метод. Мы рекомендуем Work.ua. Ведь у нас самая информативная база резюме.
  2. Email-рассылки по вашей базе. База — это список кандидатов, с которыми вы общались, но не взяли их на работу. Ее можно вести в HR-системе или просто в Excel-таблице. Главное, чтобы вы могли проследить историю общения с кандидатом. Например, кто-то из специалистов не подошел вам, потому что имел мало опыта. А кто-то был готов выйти на работу через полгода. Поэтому вы можете присвоить таким кандидатам статус «Резерв», чтобы связаться ними позже. Для рассылки вам нужно выбрать из базы наиболее подходящих кандидатов, руководствуясь статусами.
  3. Соцсети. Вы можете разместить вакансию на своей странице, странице руководителя или в профессиональном сообществе. Последних очень много в Facebook. В соцсетях можно показывать таргетированную рекламу.
  4. Профессиональные площадки. Сайты с полезной или интересной информацией для специалистов. Например, для украинских разработчиков это сайт DOU.ua. На таких сайтах, как правило, существует отдельный раздел для вакансий.
  5. Онлайн-СМИ, в которых вы можете разместить свои вакансии. Например, ain.ua, MCtoday.
  6. Сайты для фрилансеров. Например, украинский freelance.ua или международный upwork.com. На этих сайтах есть вероятность найти человека на полную занятость. Или, если у вас очень срочная вакансия, вы можете взять специалиста на временную работу, пока будете заниматься дальнейшим поиском.
  7. Реферальная программа. Мощный метод закрытия вакансий, который заключается в том, что ваши сотрудники рекомендуют своих знакомых на вакантные места в вашей компании. В случае, если рекомендация удачная и знакомого берут на работу, сотрудник получает бонус.
  8. Контекстная реклама. Есть несколько разновидностей такой рекламы. Например, ваша вакансия может показываться в результатах поиска Google, в мобильных приложениях, на web-ресурсах, по тематике близких к теме вашего рекламного объявления.
  9. Работа с учебными заведениями. Этим методом стоит пользоваться, если вы готовы взять на работу кандидатов без опыта. Можно посещать учебные заведения с лекциями или устраивать в них ярмарки вакансий.

Методы активного поиска

  1. База резюме на job-сайтах. Когда будете искать кандидатов на Work.ua, пользуйтесь фильтрами поиска. Они помогут сделать запрос более точным.
  2. Личная база рекрутера. Если email-рассылка не дала желаемых результатов, можно перебрать базу и точечно связаться с наиболее подходящими кандидатами.
  3. Профильные мероприятия. Вы можете посещать их и знакомиться с участниками или находить информацию о спикерах и связываться с ними.
  4. Соцсеть LinkedIn. Можно искать кандидатов в этой соцсети. Такая услуга платная. Для того чтобы сделать это бесплатно, воспользуйтесь X-ray поиском (X-ray с англ. — «рентген»). Он «сканирует» сайт на наличие ключевых слов. Вы можете ввести свой поисковый запрос на этом ресурсе. В результатах поиска вы увидите профили кандидатов в LinkedIn.
  5. Сайт GitHub — площадка для поиска IT-специалистов. На нем можно искать кандидатов как минимум двумя способами:

    - Advanced search (продвинутый поиск). Для поиска в форме по этой ссылке следует заполнить поля «Written in this language» и «Working in this language», указав язык программирования, которым должен владеть кандидат.

    Git-awards (Git-награды). По этой ссылке можно найти айтишников, используя фильтры по направлению деятельности и городам.
  6. Сайт Stack Overflow — ресурс с вопросами и ответами для IT-специалистов.
  7. Сайт behance.net — ресурс для дизайнеров.

    Для результативного поиска на разных сайтах стоит использовать boolean search (логический поиск). Он предусматривает написание поискового запроса с использованием специальных операторов (слов и символов), которые ограничат круг поиска. Благодаря этому вы получите именно те результаты, которые хотели. Основные операторы такие:

    " " (кавычки) для поиска точной фразы. Например, вы хотите, чтобы в результатах поиска отображалась именно эта фраза: «Менеджер по продажам в Киеве». Взяв ее в кавычки, вы увидите результаты только со ссылками, в которых есть все эти слова.

    OR (с англ. — «или») для поиска одного из слов или обоих слов сразу. Например, кандидаты могут по-разному указывать названия городов в своих профилях и писать «Киев» как «Kiev» или «Kyiv». Оператор OR поможет вам увидеть различные варианты в результатах поиска.

    AND (с англ. — «и») для поиска сразу по нескольким словам. Результаты только с одним из слов не будут выводиться. Например, вам необходимо найти именно бухгалтера-аудитора, а не бухгалтера или аудитора отдельно. Благодаря оператору AND вы увидите в результатах поиска профили, где указаны оба слова.

    Site: (с англ. — «сайт») для поиска на определенном сайте. Благодаря использованию этого оператора вы получите результаты только с нужного вам сайта.

    () Скобки используются для отделения различных частей запроса друг от друга, как в математике. Если вы хотите использовать несколько операторов в одном запросе и применить их для различных слов, то следует воспользоваться скобками. Они понадобятся, когда вы, например, хотите специалиста по двум названиям профессий и нескольким обязательным навыкам.

    Итак, примеры:

    1) вы хотите найти на сайте Stackoverflow профили киевских Python-разработчиков, которые обладают фреймворком Django. Ваш запрос может выглядеть следующим образом:
    site: stackoverflow.com python and django and (Kiev or Kyiv)

    2) вы ищете на сайте LinkedIn бухгалтеров из города Харьков. Ваш запрос может быть таким:
    site: linkedin.com бухгалтер and (Kharkiv or Харьков)
  8. Мессенджеры: профессиональные чаты в Slack, Telegram. Можно присоединиться к ним и предложить вашу вакансию.
  9. Нестандартные места: TicTok и Clubhouse. Важно экспериментировать с местами поиска, когда это уместно.

Карта поиска

Ее следует составить перед началом поиска.

Структура карты довольно проста:

  • источники поиска:
  • бюджет;
  • тексты;
  • изображения.

Вот шаблон карты поиска. Вы можете скачать его на свой компьютер.

Поздравляем! Вы только что закончили третий урок по учебному курсу «Как искать и нанимать персонал». Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями, это поможет нам понять пользу и эффективность уроков.

< Перейти к предыдущему уроку                 Перейти к следующему уроку >