Work.ua совместно с Натальей Кульчицкой, руководителем департамента персонала «Кернел», подготовил учебный курс об оценке персонала.

В этом уроке речь пойдет о:

  • сути оценки; 
  • ее составляющих;
  • целях оценки;
  • оценке как инструменте системы управления эффективностью;
  • календаре оценки в годовом цикле компании. 

Суть оценки персонала

Оценка персонала — тот инструмент, используя который HR может показать ценность своей функции для бизнеса. 

В классическом понимании оценка состоит из оценки по целям и оценки по компетенциям.

Управление по целям

Это постановка целей или ключевых показателей эффективности (КПЭ, KPI).

Цели должны формулироваться исходя из стратегии компании, а не просто устанавливаться сотрудникам их руководителями. 

Плюсы такого подхода: 

  • стратегия каскадируется на все операционные уровни;
  • сотрудники понимают свою причастность к реализации стратегических целей;
  • деятельность персонала направлена на реализацию стратегии компании.

Кроме того, важна сама формулировка целей. Они должны быть измеримы, должен быть понятен ожидаемый результат деятельности. Достижение количественных целей измеряется в конкретных единицах: тоннах, гривнах, метрах и так далее. Для качественных целей устанавливаются конкретные критерии достижения в соответствии с методикой SMART.

Управление по компетенциям 

Подразумевает управление поведением сотрудников. Эта система несколько сложнее, чем управление по целям, так как поведение сложнее оцифровать. Тем не менее существует инструмент, позволяющий это сделать — модель компетенций. По модели компетенций компания выбирает те поведенческие проявления, те ценности, которые для нее важны. При разработке модели компетенций в «Кернел» была проведена оценка корпоративной культуры и определены основополагающие для компании компетенции. Затем они были соотнесены с моделью спиральной динамики. Следующим шагом стало определение целевого состояния согласно спиральной динамике и формулировка тех компетенций, которые позволят выйти на новый уровень.

Ядро модели компетенций должны составлять уже существующие в компании ценности. Нельзя единомоменто ввести абсолютно новые компетенции, так как они попросту не приживутся. В компании «Кернел» ядро составляют 60-70% компетенций и около 30% — новые.

Для оцифровки модели компетенций используются индикаторы желаемого и нежелаемого поведения. Поведенческие проявления оцениваются в баллах. В «Кернел» это баллы от 0 до 3. 

Оценка как инструмент управления эффективностью

Управление эффективностью через оценку персонала происходит благодаря привязке заработной платы сотрудников к результатам их оценки.

Привязка переменной части заработной платы (бонуса) к достижению целей обеспечивает у сотрудников четкое понимание, за что они получают эту переменную часть. При этом важна прозрачность такой системы. 

Этот подход обеспечивает повышение лояльности и вовлеченности персонала. Он важен не только с точки зрения управления эффективностью, но и в целом с точки зрения HR-бренда и системы управления персоналом.

Результат оценки компетенций влияет на пересмотр оклада: процент повышения постоянной части зарплаты зависит от того, в какую группу ранжирования попадает сотрудник. В компании «Кернел» выделяют 4 группы ранжирования:

  • «Профессионализм» — ≈ 20% сотрудников;
  • «Опыт» — ≈ 30%;
  • «Развитие» — ≈ 30%;
  • «Инертность» — ≈ 20%.

Ранжируются работники одного подразделения или нескольких смежных подразделений, если они малочисленные.

Описанный выше подход позволяет подтолкнуть людей к развитию компетенций, нужных компании. При этом важно создать для сотрудников возможности такого развития

Кроме того, от оценки компетенций зависит попадание сотрудника в кадровый резерв. 

Цели оценки

Оценка приносит результаты компании, руководителям и самим сотрудникам.

Компания получает:

  • реализацию стратегии до операционного уровня;
  • системный подход в постановке целей;
  • изменение поведения сотрудников в сторону желаемого поведения для достижения стратегических целей. 

Руководитель получает:

  • инструмент достижения целей, поставленных перед ним компанией;
  • инструмент управления поведением сотрудников.

Сотрудник получает:

  • четкое понимание своих целей;
  • четкое понимание того, как вести себя.

Цикл оценки

Он должен совпадать с бизнес-годом компании

В первый месяц бизнес-года необходимо оценить степень достижения целей за прошлый год, а также провести оценку компетенций. Можно это делать и в последний месяц года, за который проходит оценка. Но в таком случае у сотрудников «отнимается» месяц, когда они еще могут достигать результатов.

Оценка компетенций проходит в два этапа: сначала сотрудники оценивают сами себя, затем их оценивают руководители.

Параллельно с оценкой разрабатываются цели на текущий год. Этот процесс занимает 1-2 месяца.

Также во втором месяце происходит ранжирование сотрудников по результатам оценки компетенций.

Через полгода после оценки целесообразно произвести корректировку целей, если это нужно. Ее механизм такой же, как у постановки целей в начале года. Корректировка позволяет учесть изменения приоритетов в деятельности компании, если они были.

Перейти к следующему уроку>