Work.ua совместно с Натальей Кульчицкой, руководителем департамента персонала «Кернел», подготовил учебный курс об оценке деятельности.

В этом уроке речь пойдет о завершении оценки, формировании индивидуального плана развития и выдвижении сотрудников в кадровый резерв. 

Ежегодная оценка деятельности состоит из двух направлений:

  1. Оценка поведения: оценка компетенций и дальнейшее развитие по ее итогам
  2. Оценка результативности: постановка и оценка целей. 

Процесс оценки по компетенциям в «Кернел»

Состоит из следующих этапов:

  • самооценка сотрудника по компетенциям;
  • оценка руководителя (или двоих руководителей в случае двойного подчинения);
  • встреча сотрудника с руководителем по результатам оценки: формирование индивидуального плана развития (ИПР) и планирование дальнейших действий на следующий год;
  • необязательно — выдвижение в кадровый резерв по инициативе сотрудника либо руководителя и прохождение отборочных процедур.

Ниже речь пойдет о последних двух этапах.

Индивидуальный план развития сотрудника

При самооценке по компетенциям сотрудник заполняет форму индивидуального плана развития, который предусматривает:

  • одну корпоративную программу по развитию компетенций;
  • одну внешнюю профессиональную программу;
  • три дистанционных курса.

Развитие компетенции — развитие soft skills

В компании нет жестких правил касательно выбора компетенции для развития — можно как развить компетенцию с самой низкой оценкой, так и усиливать ту, которая набрала больше всего баллов. Сотрудник с руководителем сами определяют, на какой компетенции в данный конкретный период сделать акцент. По опыту «Кернел» большинство сотрудников с руководителями выбирают компетенцию, которая находится в зоне развития.

При этом есть одно важное правило: за год можно развить только одну компетенцию.

Для развития компетенций в компании есть:

  • дистанционный курс, написанный с учетом видения и индикаторов компетенций в «Кернел»;
  • тренинг по компетенции в онлайн- или офлайн-формате, материал для которого также создан с учетом видения и индикаторов компетенций в «Кернел»;
  • дополнительные материалы на портале Kernel Hub (видео, фильмы, статьи, книги).

Процесс развития компетенции выстроен следующим образом:

  1. Сотрудник выбирает в системе компетенцию для развития. При выборе компетенции в системе сразу видны имеющиеся по ней курсы. 
  2. Сотрудник согласовывает с руководителем компетенцию для развития.
  3. Менеджер дистанционного обучения назначает сотруднику соответствующий курс в системе.
  4. Специалисты по обучению отслеживают динамику обучения по дистанционным курсам и информируют сотрудников, если они забыли их пройти.

Что касается тренингов по компетенциям — специалисты по обучению полностью координируют эту работу: согласовывают с сотрудниками и руководителями графики обучения, формируют группы и непосредственно организовывают тренинги. Их проводят внутренние тренеры.

Таким образом, сотрудникам приходится затрачивать минимум усилий на координацию и организацию обучения. В компании создается и поддерживается среда для развития

Формирование института внутренних тренеров (ИВТ)

Всем желающим сотрудникам «Кернел» предложили пройти отбор в Институт внутренних тренеров. Это позволило тем, для кого важно внешнее признание и кто еще не закрыл эту потребность, реализовать себя в тренерстве.

Встреча внутренних тренеров через год показала, как сильно изменились эти сотрудники: какими они стали уверенными и воодушевленными. По сути, компания получила амбассадоров модели компетенций, лидеров мнений не только в модели компетенций, но и в целом в HR-системе.

Можно сказать, что ИВТ — очень мощный и эффективный инструмент, если выбирать сотрудников, которые хотят развиваться и работать над собой и которым это искренне интересно.

Методология формирования Института внутренних тренеров:

  1. Важно научить тренеров мастерству тренерства — мастерству передачи знаний.
  2. Нужно сформировать сами тренинги по компетенциям и передать их тренерам. Для этого лучше привлечь внутренних или внешних экспертов, т. к. это слишком сложная задача для неопытного тренера.
  3. Необходимо сопроводить тренеров-новичков на их первых тренингах. Оказать им необходимую поддержку, чтобы они понимали, что в случае каких-либо ошибок им поможет более опытный тренер.

Профессиональная программа — развитие hard skills

При выборе профессиональной программы сотрудник не выбирает ее из какого-либо списка, а самостоятельно решает, какое обучение ему нужно для реализации своих целей и задач. 

Важно прокоммуницировать работникам, что профессиональная программа обязательно должна быть связана с реализацией целей на следующий год, сформулированных в рамках оценки результативности. Она подразумевает развитие hard, а не soft skills.

Каждая компания может сама определить для себя правила формирования профессиональных программ:

  • лимит бюджета;
  • лимит дней;
  • групповой или индивидуальный формат программ;
  • онлайн- или офлайн-формат.

После получения запросов на профессиональное обучение от сотрудников в «Кернел» анализируют их, ищут повторяющиеся темы и возможности их объединения. Это позволяет оптимально использовать бюджет на обучение и достигать синергии между разными сотрудниками и подразделениями.

В компании есть определенные лимиты на профессиональные программы. 

После формирования списка профессиональных программ с руководителем согласовываются те или иные программы, которые берутся в работу и в течение года они реализовываются.

Дистанционные курсы

В компании «Кернел» есть learning-система, в которой размещаются все электронные курсы. Там есть:

  • курсы по компетенциям;
  • курсы по другим soft навыкам;
  • профессиональные курсы;
  • адаптационные курсы;
  • digital-курсы: MS Word, Excel, PowerPoint, Power BI.

Сотрудник может выбрать любые три курса.

Прохождение дистанционных курсов не является обязательным. 

Кадровый резерв

В «Кернел» выдвижение в кадровый резерв является частью ежегодной оценки деятельности. Сотрудник может выдвинуться в кадровый резерв самостоятельно после самооценки по компетенциям и заполнения индивидуального плана развития. Для этого достаточно поставить специальную галочку в системе и оставить комментарий. Также номинировать сотрудника в кадровый резерв может его руководитель, поставив галочку и написав комментарий. При этом решение о зачислении человека в кадровый резерв принимается на основе прохождения им отборочных процедур, а не на основе мнения руководителя. 

Инструменты и этапы отбора в кадровый резерв следующие:

  • эссе сотрудника;
  • барьерометрия;
  • ассессмент;
  • интервью по компетенциям;
  • интервью с HR-ом.

Процесс довольно длительный и трудоемкий как для HR-ов, так и для самих сотрудников. Но это оправдано, так как обеспечивает попадание в кадровый резерв тех людей, которые готовы прилагать усилия, имеют потенциал и полностью соответствуют модели компетенций «Кернел». 

Кроме того, отбор важен, чтобы в группы попадали люди одного уровня зрелости и владения компетенциями. Если кто-то слабее, это тянет группу назад и демотивирует коллег в обучении.

Из 500 номинантов в компании отбор прошли 100 в две программы: программа для высшего менеджмента и программа для экспертов и других уровней менеджмента.

Вывод

Оценка по компетенциям — очень важный инструмент в HR-системе при отборе персонала, планировании развития, формировании кадрового резерва.

Формирование индивидуальных планов развития в рамках ежегодной оценки деятельности обеспечивает системный подход к обучению в компании и вовлечение сотрудников в процесс обучения. Кроме того, это помогает сформировать культуру развития компетенций.

< Перейти к предыдущему уроку             Перейти к следующему уроку>