О продуктивности сотрудников и результатах: два эксперимента с четырехдневной рабочей неделей
Австралийская компания Atlassian и украинская IT-компания mcpk решились на эксперимент с сокращенной рабочей неделей. Почему опыт оказался положительным и с какими пришлось столкнуться трудностями, рассказывает Work.ua.
Каждый из нас хоть раз слышал об экспериментах по сокращению рабочих часов. Практически каждое исследование доказывает, что нововведение имело положительный эффект: сотрудники становились более сконцентрированными, продуктивными и успевали завершать рабочие задания за 4 дня.
В этой статье Work.ua делится двумя кейсами. Первый — эксперимент в австралийской компании Atlassian, о котором нам рассказали в польском сервисе по поиску работы для IT-специалистов Just Join IT. Второй — опыт украинской компании mcpk.
Четырехдневная рабочая неделя: как сделали это в Atlassian
Atlassian вдохновил национальный эксперимент Исландии. Там 2,5 тысячи работников опробовали сокращенную рабочую неделю, что привело к повышению их производительности и улучшению самочувствия. Сначала в Atlassian инициативу приняли скептически. Менеджеры боялись, что сотрудники не смогут выполнить все задачи всего за четыре дня в неделю.
Atlassian сосредоточилась на более интенсивных рабочих днях с меньшим количеством перерывов, более короткими встречами и беседами, более быстрыми обедами и т. д. Предполагалось, что регулярные трехдневные выходные дадут сотрудникам энергию, чтобы пережить более напряженные рабочие дни.
«Теоретически наличие большего количества времени на личную жизнь должно сделать нас более спокойными и сосредоточенными в рабочее время. А дополнительный выходной может дать вам больше времени на семью, друзей, поездки, хобби», — говорится в блоге Atlassian.
В эксперименте приняли участие шесть сотрудников и один менеджер. Они все были разбросаны по разным частям Соединенных Штатов. Исследование проводили в течение 9 недель, с середины июня до середины августа. Работали участники по 8 часов в день с понедельника по четверг.
В их календарь добавили опцию «нет на месте», всех клиентов и коллег предупредили об изменении в графике специалистов, а по пятницам в их Slack-аккаунтах висел статус «отсутствует».
Организаторы эксперимента отметили, что в течение 9 недель проверяли состояние сотрудников и если бы что-то пошло не так, инициативу могли закончить раньше.
Результаты эксперимента
В течение 9 недель команда отслеживала количественные и качественные показатели.
Количественные показатели, по которым можно было оценить продуктивность сотрудников, включали в себя:
- количество просмотров;
- количество подписчиков на рассылку новостей;
- количество дней, когда сотрудники перерабатывали.
С качественной точки зрения оценивали (по шкале от 1 до 5):
- уровень энергии сотрудников в понедельник утром;
- их уровень уверенности, что они способны выполнять запланированные задачи в более короткие сроки, — в начале каждой недели;
- уровень удовлетворенности тем, что фактически было сделано на этой неделе — во второй половине дня в четверг;
- уровень энергии перед длинными выходными.
Качественных показатели стали отслеживать за несколько недель до начала эксперимента, чтобы потом сравнить исходные данные.
«Эксперимент показал, что наша команда, которая участвовала в эксперименте — это группа счастливых людей», — говорится в блоге Atlassian.
Сотрудники действительно были более мотивированы утром в понедельник — как с точки зрения уровня энергии, так и со стороны уверенности в том, что они смогут завершить все рабочие задачи к концу недели.
Во время эксперимента средний балл за энергию составил 3,8 из 5 возможных и 4,2 балла за уверенность, тогда как до эксперимента средние баллы составляли 3,2 и 3,8 соответственно. Как сказал один из членов команды: «Легче начать работу в понедельник, зная, что до следующих выходных всего лишь четыре дня».
Также выяснилось, что отсутствие сотрудников по пятницам не вызвало проблем с другими отделами и никто не пропустил ни одной важной даты. Кроме того, команда смогла завершить несколько крупных проектов.
«С каждой неделей эксперимента мы получали больше и больше чувства удовлетворения от выполненных задач и побед», — говорится в блоге компании.
Если говорить о качественных показателях: просмотры страниц за время эксперимента увеличились на 5,2%, относительно аналогичного периода предыдущего года. База подписчиков информационного бюллетеня увеличилась на 8%.
Стоит ли вводить четырехдневную рабочую неделю
К новому режиму работу надо было постепенно подстраиваться и в ходе менять свои привычки. Поэтому первые пару недель эксперимента команда проводила на работе более восьми часов в день. Сотрудники сами не верили, что могут быть такими же эффективными, работая всего 32 часа в неделю. Но со временем они стали замечать, что могут справиться с чем угодно, при этом больше не задерживаясь в офисе.
После эксперимента все в команде согласились, что общее впечатление от 4 дневной рабочей недели осталось положительным.
«Для меня каждый перерыв был катастрофой. Как будто 30 секунд на то, чтобы налить сыну стакан молока, гарантировали, что мне придется работать допоздна в этот день. (Оказывается, нет.) Сначала я очень нервничал. Мои товарищи по команде, которые были более раскрепощенными или без детей-школьников на каникулах, такого не испытывали. Но чувство беспокойства гасло перед осознанием, что впереди трехдневные выходные», — заключил один из сотрудников.
Свободные пятницы оказались самым большим преимуществом эксперимента.
«Большинство людей использовали это время по-особому: день, посвященный хобби, поездкам с детьми или работе по дому, а суббота и воскресенье были просто для подзарядки. Другие наслаждались свободой, чтобы плыть по течению», — говорится в блоге Atlassian.
Что дальше? Atlassian пока не решилась рассматривать полный переход компании на четырехдневную рабочую неделю. Но команда, которая участвовала в эксперименте, использует извлеченные уроки и внедряет свободную пятницу каждый месяц.
«Четырехдневную рабочую неделю безусловно стоит попробовать. Если производительность команды остается неизменной, а люди чувствуют себя счастливее и здоровее — это победа», — считает команда Atlassian.
Украинский пример — компания mcpk
Украинские работодатели не оставили тренд без внимания и тоже начали экспериментировать.
IT-компания mcpk пока что дала возможность работать 4 дня в неделю 13 специалистам и понемногу переводит в такой режим работы некоторые свои проекты. Основные причины, почему компания решилась на такой шаг, стала высокая конкуренция на рынке работодателей, сообщается в блоге DOU.
Теперь, чтобы привлечь высококлассного специалиста, недостаточно предложить высокую заработную плату и офис в центре города. Приходится выходить за рамки «стандартного пакета плюшек», и по мнению руководителей mcpk, 4-дневная рабочая неделя может стать их преимуществом.
Новый режим работы только тестируют, поэтому брать дополнительный выходной члены команды могут по очереди. Третий выходной не влияет на ежегодные сроки отпусков, а все государственные выходные остаются нетронутыми.
В компании подчеркнули, что за время эксперимента с 4-дневной рабочей неделей показатели продуктивности команд и найма новых сотрудников действительно улучшились. Программисты выполняют работу без задержек и спокойно успевают закрывать рабочие задачи.
Поэтому в mcpk говорят, что отменят инициативу только в случае, если дополнительный выходной окажется ненужным и неинтересным самим разработчикам. Но они пока довольны, чувствуют себя мотивированными, стали более организованными и сконцентрированными.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.