Нестандартные требования

Так, уже совсем не редкостью становится прием на работу по гороскопу. Одна китайская фирма объявила, что хотела бы пополнить свой персонал людьми, которые родились в год Собаки. Причина столь необычного требования оказалась проста: компании понадобились сотрудники с определенными качествами характера. Дело в том, что, согласно восточному календарю, родившиеся в данный год отличаются особой преданностью. Именно эта черта характера у персонала и была необходима руководителю фирмы.

Многие российские компании также стали учитывать «расположение звезд» при приеме на работу. Наталья Стаценко, генеральный директор ООО «Ростоврегионгаз» считает:

«Если человек будет честен перед собой, он обязательно найдет в гороскопе рациональное зерно. Иногда руководствуюсь гороскопом даже при приеме на работу сотрудников. Причем смотрю на худший вариант проявления знака, ведь хорошие качества человек обязательно покажет, а вот, что плохого может за ним скрываться, стараюсь учесть заранее».

Тем не менее, несмотря на «востребованность» астрологического подхода в рекрутинге, далеко не каждое кадровое агентство рассматривает всерьез заявки, в которых фигурирует требование к кандидату по знаку зодиака.

Однако иногда экзотические на первый взгляд пожелания к соискателю имеют логичное объяснение. Так, Татьяна Голубченко, руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ», считает, что не стоит рассматривать нестандартные требования работодателя всего лишь как его прихоть. Как правило, в каждом из них есть рациональное зерно.

«Например, фирме нужен торговый представитель, обязательно имеющий домашних животных. Казалось бы, какое отношение это имеет к работе? Но всё объясняется, когда вы узнаете профиль компании: она реализует корма для животных. Логично предположить, что человек, сам имеющий кошку или собаку, лучше сможет трудиться в этом направлении», — подчеркивает рекрутер.

Неожиданные требования к соискателю могут быть продиктованы не только особенностями продукта, но и потребителями. Например, сегодня есть целый ряд компаний, которые стараются привлечь к себе на работу лиц нетрадиционной сексуальной ориентации.

«Сексуальные меньшинства  — это довольно большой процент покупателей, — комментирует Ольга Кныш, директор по персоналу ИТ-компании Oracle CIS. — Естественно, что некоторые компании хотят выглядеть максимально привлекательно в глазах своих потребителей. Стремление приблизиться к целевой аудитории может выражаться в мелочах. Многочисленные исследования подтверждают, что мы охотнее покупаем у людей, похожих на нас. Если большинство клиентов покрывают себя татуировками, то я готова понять причины либерального отношения руководства компании к таким же действиям со стороны сотрудников».

Вообще нестандартные сотрудники, по мнению руководителей многих компаний, могут принести фирме большую пользу.

«Они создают творческую атмосферу, в которой каждый может высказывать свои идеи, предлагать оригинальные решения, что прямо влияет на эффективность бизнеса», — считает менеджер по персоналу кондитерского объединения «СладКо» Светлана Менькина.

Специалист по связям с общественностью российского представительства Ford Оксана Хартонюк также уверена, что нестандартность персонала — это плюс:

«Национальные различия, особенности образования и культуры дают неоспоримое преимущество в плане взаимного обогащения сотрудников и, следовательно, полезны для компании».

Вместе с тем, не стоит забывать, что любая компания — это одна команда, которую трудно составить из людей, не имеющих между собой ничего общего. Татьяна Голубченко отмечает:

«В некоторых организациях предпочитают выбирать сотрудников, разделяющих общие интересы и хобби коллектива. По мнению руководства, отбор по таким критериям помогает создать эффективную команду».

Это мнение поддерживает и независимый HR-Консультант Людмила Яровская:

«Нередко в ходе собеседования руководитель задает соискателю вопросы, связанные с его увлечениями, вкусами, мировоззрением. Для кого-то может показаться некорректной просьба рассказать о последних прочитанных книгах, пересмотренных фильмах или о любви к домашним животным. С другой стороны, если коллектив объединяет какая-то общая тема, связанная с религией, искусством или спортом, человеку, далекому от этого, может быть сложно там работать».

Корпоративный культ

По большему счету, значительная часть нестандартных требований (к увлечениям, внешнему виду и иным характеристикам человека) продиктована тем, что называется сегодня корпоративной культурой. Любовь Ханданова, начальник отдела управления персоналом российской компании ОАО «Рудас», отмечает:

«К корпоративной культуре мы относим соблюдение тех определенных правил и стандартов, которые приняты в организации, признание ее ценностей, стиля общения, который сложился. Бывают случаи, когда уже на этапе отбора видно, что кандидат не вписывается в наши приоритеты. Если это не редкий специалист, мы ему сразу отказываем».

При этом соответствовать системе норм и ценностей компаний должен весь персонал без исключения, невзирая на занимаемую должность. Дон Болдуин, директор по вопросам деловой авиации компании Coca-Cola из Атланты, подчеркивает, что когда, например, речь идет о трудоустройстве пилота, вовсе не обязательно победит тот, у кого наибольший налет.

«Для получения вакантного места нужно, скорее, правильное отношение к компании, чем соответствующая квалификация», — утверждает Болдуин.

Именно западные компании являются показателем того, насколько важную роль играет корпоративная культура при приеме на работу. Наиболее яркий пример — всемирно известный интернет-гигант Google. Его корпоративная культура отражена в знаменитых «10 золотых правилах». В частности, одно из них гласит, что почти все проекты в Google выполняются командами, а лучший способ «притереть» сотрудников друг к другу — разместить их в одной комнате. В Google никто не сидит по отдельности, даже если речь идет о топ-менеджерах.

Другое правило гласит, что каждую пятницу все сотрудники обсуждают события прошедшей недели и планы на будущую в расслабленной обстановке с едой и напитками. Это позволяет менеджменту быть в курсе того, что думают работники о компании и работе в ней. Данные принципы переносятся фирмой и в Россию. Директор по маркетингу «Google-Россия» Константин Кузьмин подчеркивает, что «принцип демократичности и открытого общения, принятый внутри компании, помогает увеличить эффективность работы и поддерживать дружеские отношения».

В то же время необходимо понимать, что отдельные элементы корпоративной культуры могут вызывать стойкое желание сопротивляться им любыми силами у персонала. Так, не всем менеджерам понравится сидеть в одном помещении с подчиненными. Да и другие корпоративные обычаи могут прийтись по нраву не многим. В той же компании Google существуют так называемые «пижамные дни». Только вообразите себе такую картину: вы приходите на работу и видите всех своих сотрудников в любимых пижамах! Кстати, готовы ли вы сами прийти на работу в подобном виде?

А Татьяна Голубченко вспоминает пример крупной российской компании, где каждый день, четко по часам, весь штат сотрудников исполнял гимн организации. Традиция, может быть, сама по себе и не плохая, но не любой специалист захочет ежедневно упражняться в подобном вокальном мастерстве.

Вот почему, по мнению эксперта «ЮНИТИ», чтобы в дальнейшем работодатель и сотрудник не разочаровались друг в друге, кадровые специалисты наряду с проверкой профессиональных качеств большое значение уделяют и личностным свойствам кандидатов.

Появление новых требований — объективная тенденция, обусловленная развитием кадрового рынка. Не трудно заметить, что в большинстве случаев экзотические и редкие пожелания — не «плод фантазий» работодателя. Они диктуются, как правило, спецификой бизнеса или корпоративной культурой. В то же время компания, выдвигающая необычные пожелания, должна быть готова к тому, что поиски специалиста займут гораздо больше времени и потребуют значительных усилий от рекрутеров.

Будут ли эти старания оправданы? — Пожалуй, да. Ведь давно известно: чем точнее задаются параметры поиска, тем быстрее достигается результат. Главное, чтобы работодатель точно знал, какой именно сотрудник ему нужен, а не призывал «найти того, не знаю кого».


Источник: Кадровый центр