Главное преимущество онлайн-собеседования — экономия средств и времени. Ни вам, ни соискателю не нужно выкраивать часок-другой на дорогу и саму встречу, а еще в онлайне кандидату легче справится с волнением, поскольку он находится в своей зоне комфорта.

Да и география кандидатов увеличивается. Особенно, если ваша компания среди тех, кто вкусив и распробовав удаленку, решил ввести ее на постоянной основе. Но как не прогадать, собеседуя кандидата виртуально, тем более, если подобного опыта у вас еще не было. Work.ua подготовил подробную шпаргалку по собеседованию онлайн.

1. Планирование

  1. Как и любое другое собеседование, онлайн-интервью требует организованности. Поэтому обсудите с кандидатом подходящие дату и время интервью, а также его продолжительность. Заранее расскажите, как и в какой программе все будет проходить, найдите в ней друг друга. Если вы решите сделать это прямо перед интервью, рискуете потерять много времени.
  2. Подготовьте список вопросов соискателю. Еще раз изучите резюме претендента и результаты предыдущих этапов отбора, если они есть. Запишите уточняющие вопросы о его опыте работы. Положите резюме рядом с собой или откройте электронную версию. Помните, что в процессе удаленного собеседования могут появиться дополнительные вопросы, уточняющие какой-либо нюанс. Иногда русло беседы меняется, появляются вопросы вообще из другой тематики. Это нормальный ход любой беседы, который помогает лучше узнать человека.
  3. Приготовьтесь сами отвечать на вопросы соискателя, в том числе и на: как часто повышается заработная плата, есть ли бонусы, оплачиваются ли студенческие отпуска или больничные. Скайп позволяет демонстрировать видео, фото и презентации. Подготовьте все презентационные материалы про компанию заранее. У вас есть отличный шанс произвести хорошее впечатление и сформировать у кандидата позитивный образ компании.
  4. За несколько минут до назначенного времени проверьте аппаратуру: работает ли гарнитура и видеокамера, все ли в порядке с интернетом.

2. Проведение

Основной слоган: «Все как в жизни». Обратитесь к нашей инструкции «Как проводить собеседование», контролируйте процесс, ведите кандидата за собой. И помните про основные этапы:

  • установка контакта, рассказ о компании и вакансии;
  • интервью по резюме;
  • интервью по компетенциям;
  • ответы на вопросы кандидата;
  • обсуждение дальнейших шагов.

Кроме ответов на вопросы можете попросите решить кейсы. Поставьте соискателя в ситуацию, которая близка к рабочей. Старайтесь не использовать типовые кейсы — вносите в них изменения, чтобы не получить социально ожидаемые или заученные ответы.

Например, соискатель ведет презентацию вашего товара или услуги. И тут клиент резко заявляет: «Это дорого!», что в такой ситуации будет делать кандидат. Из ответа вы поймете, умеет ли соискатель убеждать, как работает с возражениями, может ли подойти к ситуации творчески, проявляет ли гибкость, находчивость.

Опытный рекрутер Наталья Штепа советует относится к онлайн-интервью, как к обычному.

Надія Штепа
Надежда Штепа
Нead of Recruitment в Rost Outsourcing

«По сути, оно ничем особо не отличается. Единственное, что теряется в онлайн-формате — это восприятие кандидата, впечталение получается какое-то немного "смазанное". Поясню. Наше впечатление о человеке складывается не только из того что он говорит, но и многих других моментов: мимики, жестов, запаха, интонаций голоса. На видео-собеседованиях этого всего не видно в полной мере.

Но зато можно прекрасно использовать интервью по компетенциям, которые дают хорошую точность независимо от формата проведения».

Как провести интервью по компетенциям

Перед началом интервью разработайте профиль позиции, на которую собираетесь взять кандидата, определите навыки, которые ключевые для нее, а также их приемлемый уровень.

Оценить предыдущий опыт кандидата вам помогут примеры. Для получения качественных ответов и объективных знаний о наличии компетенции обычно используют определенную последовательность вопросов. Например, STAR:

  • Ситуация (Situation). В зависимости от компетенции, которую вы проверяете, попросите привести пример проекта, сложной ситуации с клиентом, непростых переговоров и т.д. Важно узнать, какова роль кандидата в проекте, переговорах, в каком контексте и условиях происходили события, кто еще участвовал. На этом этапе можете уточнить, каковы были цели.
  • Задача (Task). Поймите, какая задача стояла перед кандидатом, кто ее ставил: сам кандидат или его руководитель.
  • Действие (Action). Уточните, что конкретно делал кандидат, выполняя проект, задачу или решая сложную ситуацию с клиентом. Что было хорошо? Были ли сложности?
  • Результат (Result). На этом этапе важно понять, чем закончился проект и какие выводы сделал кандидат. Можете уточнить, какую обратную связь он получил. Как он сам оценивает результат для себя, для компании? Как бы он поступил в аналогичной ситуации в следующий раз?

Кроме этого, примеры должны соответствовать нескольким критериям:

  • Релевантность. Хорошо, если пример из рабочего опыта. Если кандидат не работает, примеры собирают из основной деятельности человека. У студентов, к например, как он писал курсовые проекты и диплом.
  • Актуальность. Если с момента ситуации прошло не более 1 года, кандидат помнит детали, то пример считается актуальным.
  • Законченность. Проект должен быть завершен, а результаты известны.

3. Оценивание

После интервью нужно определить, достаточно ли информации для оценки компетенции, проанализировать примеры с точки зрения эффективности, влияния на бизнес и релевантности для будущей работы.

Учитывайте специфику должности. Не столь важно, как выглядит и держится перед камерой бухгалтер. Гораздо важнее понять, есть ли у него нужные знания. Значит, лучше задавать больше профессиональных вопросов. Другое дело — претенденты на публичные профессии: специалист по связям с клиентами, менеджер по продажам, маркетолог или HR-специалист.

Внимательно слушайте соискателя, чтобы понять, как человек формулирует мысли, понятно ли их излагает, что в своей биографии считает важным, а о чем старается не упоминать. Обязательно делайте заметки. В дальнейшем записи помогут вспомнить само интервью и принять правильное решение.

Обращайте внимание не только на слова, но и на мимику и жесты собеседника, тон его ответов. Если что-то настораживает, задавайте дополнительные вопросы по схожей теме.


Читайте также