Задача вакансии — продать кандидату будущую работу. При этом важно найти баланс между выдвигаемыми к кандидату требованиями и тем, что вы можете ему предложить.

Главное правило написания идеальной вакансии — поставить себя на место соискателя и ответить на все вопросы, которые его волнуют: «Сколько платят? Кто такие? Что нужно делать?»

Назовите вакансию так, чтобы ее было легко найти

Как бы здорово не звучала «офисная фея» или «повелитель счетов», соискатель никогда не будет искать работу по такому запросу. Поэтому лучше ограничиться стандартными «офис-менеджер» и «бухгалтер». А еще добавить конкретики. Например, «менеджер по продажам (b2b)». Или «маркетолог в агентство недвижимости»

Совет. Не приукрашайте действительность, чтобы выделиться или казаться современными. Не стоит называть «руководителем направления по работе с клиентами» единственного будущего продавца, а копирайтера — «редактором». Также убедитесь, что верно понимаете значение всех слов в названии должности (контент-менеджер — это не тот, кто будет вести ваши группы в соцсетях).

Расскажите о себе — коротко и вдохновляюще

«Молодая динамично развивающаяся компания», «дружный коллектив» — это про всех и никого одновременно. Лучше понятно сформулируйте, чем занимается ваша компания, простым языком, как будто рассказываете об этом своему другу в кафе. Именно так сделала компания Metro Cash and Carry еще два года назад.

Ярослав Герасименко
Ярослав Герасименко
Ведущий специалист по развитию талантов Metro Cash and Carry

«Тогда все коммуникации, и внешние, и внутренние, мы формировали на основе концепции "METRO cares for those who CARE", основанную на заботе. Тексты вакансий мы также писали в рамках этой концепции. Таким образом мы избавились от стандартных для всех объявлений описаний, неинтересных фраз об обязанностях, требованиях и условиях и показали какие возможности и преимущества есть у кандидата на соответствующей роли. Не забывали мы и об интересных особенностях каждой отдельной должности, включая их в описание.

К тому же, мы интересовались у новых сотрудников, на что они обращали внимание, когда принимали решение откликнуться на нашу вакансию. Многие из них отмечали, что зоны ответственности у нас были описаны простым, но интересным языком. Например, об ответственности специалиста по логистике за "завезення продукції з понад 30 країн світу усіма типами транспорту".

Сейчас ценностное предложение METRO основано на культуре "Care to Dare" — среде, в которой каждый заботится о других и о бизнесе и чувствует заботу о себе, благодаря чему не боится рисковать и реализовывать предпринимательский талант.

Как и прежде, мы оставили сообщение на понятном языке, например: "У цьому шаленому світі так добре мати передбачуваний і зрозумілий графік роботи й заробіток. Це ми гарантуємо", которое помогает понять наши намерения и гарантии.

Каждая уникальная вакансия компании требует написания уникального текста. Это дольше, но оно того стоит. Ведь через описание кандидат понимает нас, как компанию, понимает свою потенциальную роль, а мы получаем более качественные отклики».

Опишите, почему работать у вас здорово

Только не вываливайте на кандидата все хорошее, что у вас есть, в надежде зацепить хоть чем-то. Выберите то, что привлечет именно «ваших» соискателей.

Как это сделать? Проведите конкурентную разведку — посмотрите, чем заманивают другие, изучите резюме кандидатов, узнайте у действующих сотрудников на аналогичной должности, что им нравится в их работе.

Выпишите все преимущества, которые придут в голову, отбросьте бредовые и очевидные, расставьте в порядке убывания важности для кандидата.

К примеру, компания ARGO для того, чтобы сделать свои вакансии более целевыми, провела в Фейсбуке в группе для IT-специалистов опрос «Что для вас самое важное в работе?»

Алена Герасименко
Алена Герасименко
Human Resources Director в ARGO

«На основе ответов, выбрали самые важные моменты, проанализировали, что компания может дать соискателям и уже через призму пожеланий IT-специалистов выгодно составили текст вакансии, чтобы он был привлекателен для соискателей».

Не забывайте добавлять в вакансию геолокацию. Согласно опросу Work.ua, 10% соискателей первым делом обращают внимание на расположение будущего места работы.

Чем сотрудник будет заниматься?

Этот блок строго именуют «должностными обязанностями». И «беда» многих компаний, что рассказывают они о них достаточно скупо: мол, разве не понятно, чем занимается менеджер по работе с клиентами. Но под формулировкой «менеджер по продажам» может скрываться все что угодно.

Поэтому расскажите, чем конкретно кандидату предстоит заниматься, так вы отсеете тех, кто к какой-то работе не готов. Уважайте время кандидатов и не тратьте впустую свое.

Татьяна Воловик
Татьяна Воловик
Руководитель группы подбора, обучения и оценки персонала в ООО «Костал Украина»

«При создании вакансий мы предоставляем нашим кандидатам максимум информации, в первую очередь о компании. Так кандидат может почувствовать нашу рабочую атмосферу.

В описание вакансии важно предоставить короткий и четкий перечень требований и функциональных обязанностей, желательно не более 4-5, чтобы соискатель мог сразу понять, что это работа именно для него. И конечно же кандидату нужно знать все об условиях работы и перспективах развития — этот блок мы отделяем и предоставляем весь перечень преимуществ работы в ООО "Костал Украина"».

Как кандидату понять, что он подходит

Четверть соискателей признались в опросе Work.ua, что в первую очередь откликаются на вакансии с адекватными требованиями.

Список требований позволяет кандидату примерить работу на себя: подхожу или нет? Некоторые компании грешат огромными списками требований к кандидатам, чтоб и швец, и жнец, и на дуде игрец, и высшее образование, и целеустремленность, и активная жизненная позиция.

Оставьте в вакансии только важные требования, без которых кандидат не сумеет справиться с работой, и расшифруйте их. Кандидату будет проще сопоставить свои компетенции и навыки со списком четких и понятных требований.

Не заставляйте его гадать, что скрывается за «умением работать в команде, ответственностью, обучаемостью и амбициозностью». Мало кто считает себя не таким человеком. Напишите, что под «самостоятельностью» подразумеваете, что кандидат должен сам планировать задачи и распорядок дня, а под «работой в команде» — «умение отставить свою позицию и спокойно принимать критику».

Пример идеальных вакансий, на наш взгляд, можно подсмотреть у компании GoodWine.

Катерина Прокопенко
Катерина Прокопенко
HR-директор GoodWine

«Для нас каждый сотрудник — ценность. Таким образом у нас 700 ценностей. Составляя текст вакансии для поиска новых кандидатов мы подходим к каждой позиции индивидуально и описываем роль, которую будет выполнять новичок на определенной должности.

Мы ищем людей, полных энергии, но при этом мы никогда не обращаем внимание на возраст соискателей. Ведь люди могут быть энергичны как в 20, так и в 50.

Мы стараемся описать типаж, который лучше всего подойдет для выполнения конкретной работы. Ведь для нас важно, чтобы люди получали удовольствие от того, чем они занимаются ежедневно. Поэтому, если это спокойная работа, важно, чтобы это было сразу понятно из текста вакансии. А если эта суперактивная позиция, на которой нужно много общаться, то мы так и говорим».

Опишите, что готовы предложить кандидату за выполнение работы

Многие компании не указывают размер оплаты труда — «по результатам собеседований». А вот и зря. Вакансии с указанной зарплатой получают больше откликов и, согласно опросу Work.ua, 41% соискателей в первую очередь обращает внимание на те, в которых честно указан оклад.

Поэтому укажите в вакансии зарплату и дополнительные бонусы — уютный офис, макбуки, а может медицинскую страховку и служебный транспорт.

Собирайте обратную связь

Елизавета Малинская
Елизавета Малинская
HR-маркетинг координатор в DataArt

«Вакансия выступает одним из направлений в коммуникации с вашей внешней аудиторией. Важно, чтоб само описание передавало ключевые сообщения, которые вы хотите донести рынку и кандидатам. Выбор стиля коммуникации во многом будет основан на ценностях и корпоративной культуре компании. У нас в DataArt такой подход — мы всегда руководствуемся нашим EVP, используем конкретные формулировки, пишем максимально просто и по-человечески.

Задача текста вакансии — помочь кандидату понять, подходит ли ему эта позиция, компания и команда. Попробуйте перечитать текст глазами кандидата или отправьте на ревью коллегам на аналогичной должности (скорее всего они смогут дать релевантный и конструктивный фидбек).

Мы в DataArt регулярно проводим опросы для оценки уровня удовлетворенности сотрудников. Спрашиваем у коллег, что они ценят в компании, чем довольны и что действительно хорошо работает. С таким подходом вы укрепляете позицию своей компании на рынке труда, работая на внутреннюю и внешнюю аудиторию».


Вооружайтесь экспертными советами и создавайте свои лучшие вакансии на Work.ua.


Читайте также