Упражнение № 1: «Продать» свою работу

Попросите коллегу описать свою работу так, как будто он/она рекламирует ее постороннему человеку. Задача — описать максимально подробно и конкретно все имеющиеся плюсы.

Сотрудник должен посмотреть со стороны на свою работу и описать ее так, чтобы у других возникло желание получить эту должность.

Цель здесь заключается в том, чтобы выделить смысл, который можно почерпнуть из рабочих задач.

Затем предложите клиенту подумать, можно ли увязать нынешние обязанности с более широкой целью? Для того чтобы облегчить ответ на этот вопрос, можно проделать следующее упражнение.

Упражнение № 2: Дойти до сути

Дайте сотруднику большой лист (формата А3 или А4), пусть расположит его горизонтально и слева на листе напишет одну задачу, которую ему приходится выполнять на работе и которая, на его взгляд, лишена смысла.

Затем попросите коллегу поразмышлять: какова цель этой задачи, какого результата он/она достигает, выполнив ее. Пусть нарисует стрелку вправо и запишет ответ.

Уточните у сотрудника: «То, что вы написали, представляется вам ценным?» Если ответ отрицательный, продолжайте работу. Задайте еще один вопрос: «К чему ведет этот результат?» Пусть нарисует еще одну стрелку и запишет ответ.

Работа над каждой такой задачей, которая для сотрудника кажется бессмысленной, продолжается до тех пор, пока он не получит значимый для него вывод.

Таким образом, можно объединить все малозначимые виды деятельности и рабочие задачи с более широкой картиной, чтобы мотивировать сотрудника и придать ему энергии.

Упражнение № 3: Свободное письмо

В дополнение к первым двум упражнениям можно воспользоваться проективной методикой в формате свободного письма. Попросите коллегу написать как можно больше продолжения фраз:

  • «Я доволен своей работой, когда...»
  • «Я понимаю, что приношу пользу на работе, когда...»
  • «Я не замечаю, как проходит время, когда занимаюсь на работе...»

Это упражнение позволяет сфокусировать внимание на положительных моментах работы, а также зафиксировать факторы, которые значимы для человека в его деятельности.

Один из самых полезных инструментов для работы со смыслом и ценностью — пирамида логических уровней Роберта Дилтса. Ее можно использовать как способ поиска деятельности, которая для человека была бы наполнена смыслом и ценностью. Если сотрудник осознал, что текущая работа лишена смысловой нагрузки, то с помощью пирамиды Дилтса можно сформировать понимание образа той деятельности, которая будет отвечать критериям ценности и смыслов человека.

Эти упражнения можно подстраивать под конкретную ситуацию, видоизменяя и дополняя вопросы. Каждая из техник может применяться и как отдельный инструмент, так и в комплексе с остальными упражнениями — каждое из них поможет приблизиться к решению проблемы потери смысла и замотивировать сотрудника.


Читайте также