Физический и ментальный комфорт — ключ к здоровой атмосфере в команде. А эмоционально здоровая команда способна показывать удивительные результаты. Как сделать так, чтобы ваши сотрудники не испытывали эмоционального выгорания, знает PR-менеджер компании Savvy L&D Solutions Маргарита Подлесная. Ее ценные советы публикует Work.ua.

Маргарита Подлесная
Маргарита Подлесная
PR и Marketing Manager в компании Savvy L&D Solutions

Новое время диктует новые правила. Сейчас в моде full-time занятость и высокие достижения. Но рядом с такой желанной сверхпроизводительностью всегда стоит эмоциональное выгорание. И как бы мы ни старались, чтобы работники постоянно показывали самые высокие результаты, цена за это может стать слишком высокой.

Эмоционально истощенный работник физически уставший, страдает бессонницей, головными болями, нарушениями пищевого поведения, раздражен и немотивирован. Его состояние влияет и на других коллег и на командную производительность.

Кто в зоне риска

От эмоционального выгорания никто не застрахован. И все же есть профессии, представители которых попадают в зону риска чаще других.

Наибольшая вероятность выгореть у тех, чья работа основывается на частом взаимодействии с другими людьми. Когда регулярное общение — часть профессии, это чревато эмоциональной перегрузкой. Добавьте повышенную ответственность и получите взрывоопасную смесь.

Чаще страдают от выгорания педагоги, учителя в школах, воспитатели в детских садах, преподаватели в вузах. Преподаватели и тренеры #SavvyUA — не исключение. Наша работа предполагает ежедневный контакт с десятками людей всех возрастов, характеров, настроений и социального бекграунда.

К профессиям, представители которых сталкиваются с выгоранием чаще других, относят психологов, социальных работников, продавцов, правоохранителей, финансистов и т. д.

Врачи также находятся в зоне риска, ведь, кроме коммуникации, на них еще и лежит огромная ответственность — от принятия решений зависит жизнь людей. Ежедневное напряжение в сочетании с иногла низкой оплатой труда губительно влияет на эмоциональное состояние этих специалистов.

Кто более склонен к эмоциональному истощению — мужчины или женщины

По данным ежегодного исследования McKinsey & Co., 42% женщин и 35% мужчин пережили выгорание в 2021 году. Годом ранее было 32% и 28% соответственно. На первый взгляд может показаться, что мужчины — сильный пол и им удается успешнее контролировать свои эмоции, однако исследования говорят сами за себя.

Из-за пандемии многим из нас пришлось работать удаленно. Закрытые учебные и дошкольные учреждения вернули детей домой, что существенно увеличило объем обязанностей родителей, особенно мам. В семьях именно женщины брали на себя уход за детьми, контроль за дистанционным обучением и текущие бытовые дела. А если кроме всего перечисленного, женщина ежедневно проводит 3-5 онлайн-занятий с группами или студентами?

Огромный список обязанностей и постоянная ежедневная картинка — такое сочетание создает напряжение и способствует эмоциональному выгоранию.

Айтишники тоже выгорают

Контактируя с IT-средой не первый год, мы заметили, что многие знакомые из других сфер считают работу в IT идеальной: сидишь за компьютером, попиваешь чай, получаешь немаленькую (а иногда космическую) зарплату. Не работа, а мечта. Однако в этой catht работники также подвергаются эмоциональному выгоранию.

К причинам можно отнести давление дедлайнов, необходимость постоянно быть на связи, многозадачность, погоню за карьерным ростом, работу с представителями других культур, вынужденное общение на иностранном языке.

Простыми словами, любой стресс, если его влияние на человека повторяющееся и длительное, рано или поздно может вызвать выгорание.

Как распознать выгорание у сотрудников

К сожалению, эмоциональное истощение — это не насморк и не аллергия, которые легко распознать по видимым симптомам. За соседним с вами столом может сидеть человек с выгоранием, а вы не будете замечать этого неделями. Что уж говорить об удаленной работе, когда вы почти не видите друг друга. Так как узнать, что коллега чувствует себя не ок?

Разговаривать.

Частыми симптомами эмоционального выгорания являются апатия, раздражение, снижение заинтересованности в работе, нарушение производительности, ухудшение концентрации внимания. Но эти проявления необязательно указывают на психологическую проблему. Возможно, у человека просто изменились приоритеты в жизни, он проходит через неприятный период в отношениях или готовится к далекому путешествию и мыслям уже там.

Регулярные разговоры с работниками позволяют держать руку на пульсе и отмечать изменения в поведении, которые являются первыми звоночками выгорания.

Для нас одним из самых действенных HR-инструментов является практика 1:1 (англ. one-on-one) — регулярные встречи работника с его ментором, прямым менеджером или HR-менеджером.

Особенность — неформальная атмосфера, где нет места разговорам о статусе текущих задач. Во время 1:1 фокус смещается на работника, его амбиции и планы развития, мысли относительно атмосферы в коллективе; личные переживания.

Главная цель менеджера, который проводит one-on-one — сформировать или поддержать уровень доверия с подчиненным, показать, что он может искренне рассказывать о том, что его волнует, даже если эти темы напрямую не касаются рабочих задач.

Тревожные звоночки выгорания

Конечно, работники редко открываются на первой же встрече. Каждому нужно время, чтобы доверить свои переживания собеседнику, особенно если этот человек стоит выше в корпоративной иерархии.

Поэтому важно сделать такие встречи регулярными (оптимально — раз в неделю или дважды в месяц). Со временем они станут все более неформальными, сотрудник расслабится и будет говорить свободнее — и не только на рабочие темы.

Важно, чтобы менеджер проявлял интерес и эмпатию, задавал правильные вопросы. Тогда ему удастся распознать в разговоре тревожные звоночки, а именно:

  • Много сверхурочной работы. Даже если она хорошо оплачивается, такая работа отнимает у работника время на отдых, восстановление ментальных сил.
  • Непосильные задачи. Когда работнику постоянно дают задачи, с которыми он не может самостоятельно справиться, он находится в постоянном стрессе и это деструктивно влияет на его самооценку.
  • Слишком простые задачи. Отсутствие профессиональных вызовов, монотонная скучная работа так же влечет за собой проблемы с самооценкой, ухудшение мотивации.
  • Микроменеджмент. Логика сотрудника такова: «Если меня постоянно контролируют, значит, мне не доверяют, я плохо выполняю свою работу». Такие работники находятся в постоянном ожидании отрицательного фидбека.
  • Напряженная атмосфера в коллективе. Отсутствие друзей на работе, проблемы в общении, конфликтные ситуации в команде и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны коллег ведут к недовольству собой и своей работой.
  • Неудобные условия работы. Отсутствие нужной для работы техники, темное, неудобное помещение, необходимость добираться в офис общественным транспортом с несколькими пересадками — эти нюансы могут оказывать существенное влияние на эмоции и самочувствие.
  • Недостаточная оплата труда. Работник, которому мало платят, недооценивает себя, считает свою работу неважной и что его в любой момент могут заменить другим специалистом. Поэтому он живет в постоянном стрессе и переживании за свое рабочее место.

Любая из этих проблем изолированно может и не оказать серьезного влияния на эмоциональное состояние человека. Но оценивать ситуацию следует в комплексе.

Если к недовольству рабочим графиком, сложностью задач или оплатой труда прилагаются проблемы в личной жизни, переезд, рождение ребенка и т. д., то результат будет предсказуемым — работник со временем выгорит, его производительность существенно снизится и вероятно повлияет на всю команду.

Менеджер или ментор, который занимается таким сотрудником, несет ответственность не только за его рабочую производительность, но и за ментальное здоровье. Поэтому важно регулярно общаться с подопечными, активно слушать его, обращать внимание на слабые места и вместе искать решение еще до того, как проблема станет очевидной.

Как бороться с эмоциональным выгоранием у сотрудников

В идеальном мире менеджеры заботятся о психологическом здоровье своих сотрудников, вовремя выявляют тревожные звоночки и помогают избежать эмоционального выгорания.

Но в реальном мире мы все только учимся быть эмпатичными, замечать нюансы в изменении поведения и откровенно говорить о проблемах на рабочем месте или в личной жизни. Поэтому shit happens. Но в наших силах создать такую ​​культуру, в которой выгоранию будет меньше места. Что для этого нужно?

  • Поощрять регулярные отпуска.

Избегайте ситуаций, когда работники годами не ходят в отпуск. Несколько дней отдыха не менее одного раза в квартал должно стать нормой. Одна из опций — не позволяйте накапливать days off и переносить их из года в год. Ваш сотрудник, скорее всего, примет вынужденный отпуск, чем позволит выходным сгореть. И эти несколько дней без работы помогут ему восстановить внутренний ресурс.

  • Давать положительный пример менеджменту.

Многие работники не позволяют себе уйти домой, пока шеф еще на работе, потому засиживаются до ночи всем отделом, а иногда и работают в выходные. Но когда менеджер сам заботится о своем work-life balance, имеет интересные хобби, регулярно ходит в отпуск и активно проводит время вне работы, это знак для подчиненных, что они могут следовать его примеру.

  • Следовать персонализированному подходу в постановке целей и KPI.

Попытки уравнять всех одинаковыми задачами и KPI — плохая идея, ведь в таком случае не учитываются сильные стороны и уникальные навыки. Учтите производительность, интересы и амбиции конкретного работника, это мотивирует его на достижения и поможет избежать негативных мнений об оценке его работы.

  • Формировать культуру обратной связи в компании.

Мы заметили, что в украинских компаниях превалирует культура негативного фидбека. Работнику обязательно укажут на недостатки его работы, будут исправлять ошибки, обсуждать и анализировать факапы. Но редко когда можно получить похвалу за хорошо выполненную работу, своевременно сданный отчет или хорошую идею, которая потенциально увеличит эффективность работы отдела. В результате работник фокусируется на своих ошибках, волнуется из-за провалов, считает себя недостаточно хорошим специалистом и допускает еще больше ошибок.

Чтобы избежать этого, развивайте культуру обратной связи в компании. Это не только улучшит процессы внутри компании, но и положительно повлияет на отношения между коллегами. Win-win, как ни крути.

  • Предложить корпоративного психолога.

Не со всеми проблемами может помочь справиться ментор или менеджер. Относительно ментального здоровья нужна профессиональная помощь, и отлично, когда работник может получить ее как один из корпоративных бенефитов. Психолог может стать частью штата компании. Он поможет рассмотреть причины выгорания и станет проводником для возвращения работника в нормальное эмоциональное состояние, поможет определиться с карьерными целями и т. д.

Для небольших команд такой специалист в штате — скорее неоправданный расход, так что альтернативой может стать полная или частичная компенсация самостоятельно выбранного терапевта.

  • Ввести практику саббатикала.

Саббатикал (англ. sabbatical, творческий отпуск) — это возможность уйти в длительный отпуск (от нескольких месяцев до нескольких лет) с сохранением рабочего места. Цель саббитакала — не всегда отдых. Это может быть творческий отпуск для написания книги, проведения масштабного исследования и прочее.

То есть в саббатикали можно заниматься тем, на что никогда не хватало времени из-за основной работы. После такой эмоциональной перезагрузки работники возвращаются с новыми силами и революционными идеями.


Эмоциональное здоровье работников — одна из зон ответственности работодателя. Конечно, мы не можем контролировать все сферы жизни человека и следить, чтобы какая-либо из них не давала нежелательных реакций, но держать руку на пульсе и помогать по необходимости полностью в наших силах.


Содержание размещенных на сайте материалов необязательно отражает официальную позицию Work.ua. Информация или взгляды, высказанные в материалах, являются ответственностью их авторов.


Читайте также