Большинству бизнесов сейчас тяжело. Доходов стало в разы меньше, а значит — пора сокращать расходы. И Work.ua — не исключение.

Одной из мер по снижению расходов стало «урезание» зарплат сотрудников. При этом ни один из них не ушел из компании и не выражал возмущения. Как нам это удалось и что стало залогом успеха, рассказывает HRD компании Ольга Тарасевич.

Ольга Тарасевич
Ольга Тарасевич
HRD Work.ua

Я знаю, сколько моих коллег вынуждены воплощать в жизнь непопулярные решения руководства. И знаю, как это сложно для них. Поэтому хочу рассказать об опыте Work.ua в реализации одной из таких задач. Надеюсь, он пригодится HR-ам и владельцам бизнесов.

Принятие решения о снижении зарплат должно быть очень взвешенным

Чтобы эффект от сокращения зарплат действительно был ощутим для компании и в то же время не слишком отрицательным для работников, следует тщательно просчитать:

  • сколько времени нужно продержаться до возобновления прибыли (можно рассмотреть положительный, отрицательный и рациональный сценарии);
  • какой запас средств есть у компании;
  • сколько денег нужно сэкономить;
  • какие есть другие источники экономии;
  • на сколько нужно сократить именно фонд оплаты труда;
  • как перераспределить это сокращение между сотрудниками.

К обсуждению решения следует привлечь разных руководителей, не только владельцев или CEO и HRD. К примеру, CEO и соучредитель Work.ua обсудил решение со всеми руководителями уровня n-1, n-2.

Мы сократили зарплаты большей части персонала на 30%. Руководителям уменьшили на 40%. Для менеджеров по продажам, у которых оплата труда зависела напрямую от результата, установили оклады на уровне средней заработной платы за последние полгода до начала войны. А для тех, у кого был невысокий доход и для кого потеря 30% могла оказаться слишком болезненной, установили зарплаты 10 000 грн. По нашим подсчетам, этой суммы в Днепре точно хватит на питание и бытовые нужды.

Также всем работникам мы выдали так называемый «НЗ» — 30 000 грн на непредвиденные расходы. Мы объяснили, что это на всякий случай и потом деньги придется вернуть, что использовать их стоит только при возникновении реальной необходимости. Так мы в первую очередь подстраховывались на случай перебоев в работе банка и невозможности вовремя перечислить людям зарплаты. К счастью, такой ситуации не произошло, однако сумма все равно могла пригодиться, если сотрудники переезжали за границу или помогали близким.

Коммуникации важны как никогда

По нашему мнению, доносить такое решение до людей должен не HR и не руководители отделов, а собственник или CEO. И делать это нужно честно, на человеческом языке и глядя людям в глаза. Также следует дать всем сотрудникам возможность задать вопросы на этот счет и ответить на них.

Еще один совет — обязательно объясните людям, почему компании нужно экономить. Расскажите о причинах уменьшения дохода. Не просто «Сейчас война, все плохо», а именно о вашем бизнесе: продажи уменьшились на столько-то, заказы — на столько-то и так далее.

Также вспомните на этой встрече о том, что компания делает для сотрудников, переселенцев или ВСУ, если вы оказываете такую помощь. Можно сказать: «Да мы вынуждены снизить ваши зарплаты. Но это позволяет нам организовать для вас жилье или переезд, купить технику для военных для приближения победы или приютить людей, оставшихся без домов». Важно только убедиться, что в этом вы на ценностном уровне совпадаете с работниками и для них эти аргументы будут весомыми. Чтобы они не восприняли это как «вы забираете у меня что-то без моего согласия и отдаете кому-то другому». Проблем не будет, если ваши сотрудники также считают и понимают, что сейчас победа — в приоритете, потому что только после нее произойдет полноценное восстановление экономики.

В Work.ua информацию о новых уровнях зарплат сообщал совладелец, он же СЕО Артур на общем собрании в Zoom. Он объяснил, почему компания вынуждена экономить, а также отметил, что такая мера позволит нам сохранить всю команду и никого не сокращать. Дважды Артур повторил, какими теперь будут зарплаты. Затем ответил на вопросы людей.

Мы не получили никакой негативной реакции.

Думаю, это так по нескольким причинам:

  1. Во-первых, нанимая людей, мы обращаем пристальное внимание на схожесть наших ценностей. Work.ua всегда была и есть очень патриотичной компанией со стремлением помогать людям. Поэтому таких, кто не хочет помочь украинцам или ВСУ, у нас просто нет. Также все работники, глядя на количество вакансий на сайте, сами хорошо понимают, насколько уменьшилась наша прибыль.
  2. Во-вторых, у нас сложилась корпоративная культура взаимного доверия и легкого общения со всеми. Мы думаем, что большинство работников не постесняется задать руководителям волнующие их вопросы. Любой руководитель может откровенно поговорить с подчиненными и простым языком донести информацию.
  3. Работники хорошо понимают состояние дел на рынке труда и в других бизнесах. Мы далеко не единственные, кто прибег к таким мерам. Но мы смогли сберечь всех. Люди это ценят.

Работайте над корпоративной культурой

Думаю, самое главное, что позволило нам справиться с этим, — особая корпоративная культура. Тесных не только рабочих, но и человеческих связей между работниками (даже в комбинации «руководитель-подчиненный»). Культура следования ценностям компании каждое мгновение в любом месте. Культура честности и открытости, в которой мы поддерживаем друг друга от всего сердца.

Если вы чувствуете, что в вашей компании этого нет, то вряд ли вышеприведенные рекомендации сработают. Потому что за несколько дней культуру не изменить.

Но это может стать сигналом, что нужно работать над изменением атмосферы в коллективе, правил и принципов сосуществования работников.

Получайте больше полезной информации в нашей группе «Поворкуємо?» в Facebook.


Читайте также