Никто не любит, когда его критикуют. Но без негативных оценок не обходятся ни одни отношения, в том числе и служебные. Без критического взгляда порой невозможно продвигаться вперед. Поэтому негативная обратная связь (критическая оценка работы подчиненных) входит в обязанности любого руководителя.

Дэниэл Голдман в своей знаменитой книге «Эмоциональный интеллект» пишет, что многие руководители плохо владеют тонким искусством налаживания обратной связи. И отмечает, что этот недостаток может дорого им стоить, потому что производительность и эффективность работы сотрудников зависят от того, каким образом им сообщают о явных проблемах в их работе.

Поэтому отец «эмоционального интеллекта» советует использовать вместо сокрушительной критики — мастерскую, которая сосредотачивается на том, что уже сделано и еще можно сделать, а не рассматривает плохо выполненную работу как недостаток в характере конкретного человека.

«Если люди уверены, что неудачи на работе являются следствием их личных недостатков, которые невозможно устранить, они теряют всякую надежду и уже не пытаются что-либо изменить. Запомните основное правило оптимизма: неудачи и поражения являются следствием определенных обстоятельств, и мы вполне способны изменить их, чтобы получить лучший результат», — пишет Голдман.

И приводит советы Гарри Левинсона, психоаналитика, работающего корпоративным консультантом, которые помогут овладеть искусством критики — оно тесно переплетается с умением выразить похвалу.

Конкретизируйте проблему

Люди падают духом, когда слышат, что они «что-то» делают не так, но не понимают, что именно. Поэтому подберите какой-нибудь показательный случай или событие, чтобы проиллюстрировать главную проблему, которую нужно решить, или выявить определенный недостаток работы. Сосредоточьтесь на деталях, подчеркивая, что работник сделал хорошо, а что — плохо и как это можно исправить.

Конкретность одинаково важна как для критики, так и похвалы. Поскольку общая похвала оказывает незначительное влияние, из которого невозможно взять что-то полезное.

Предложите решение

Критическое замечание, считает Левинсон, как и любой другой вид эффективной обратной связи, должно указывать на способ решения проблемы. В противном случае оно вызывает фрустрацию, деморализует или лишает человека мотивации.

Критика может показать человеку имеющиеся возможности и альтернативы, которых он до этого не осознавал, или просто открыть ему глаза на некоторые недостатки, на которые следует обратить внимание. Именно поэтому критика должна содержать предложения относительно того, с какой стороны лучше к этим проблемам подойти.

Делайте это лично

Критические замечания, как и похвала, производят впечатление, когда их выражают лицом к лицу. Даже если вам сложно или неудобно высказывать похвалу и гораздо удобнее написать все в письме или мессенджере, преодолейте себя. Ведь бесконтактное общение лишает сотрудника возможности ответить или разъяснить ситуацию.

Будьте чуткими

И Голдман, и Левинсон призывают к эмпатии, к пониманию того, какое влияние ваши слова и то, как вы их выскажете, будут иметь на другого человека. Ведь руководители, которые почти не проявляют эмпатии, склонны грубо комментировать работу подчиненных, разбрасываясь пренебрежительными и оскорбительными замечаниями.

Результат такой критики катастрофический: вместо того, чтобы открыть путь к улучшению ситуации, такие комментарии вызывают негативные эмоциональные реакции — чувство горечи и обиды, защитное поведение и отстраненность.


Читайте также