Критиковать любят все, а вот выслушивать критику в свой адрес уже не столь приятно. Work.ua нашел способ, как делать и то и другое, не испортив отношения на работе.

Критика, несомненно, полезна для личностного и профессионального роста. И все это понимают, но тем не менее большинство реагирует на нее болезненно. Все потому, что бьет она, как правило, по самому нежному — нашей самооценке. Плюс критиканы не всегда высказывают свои соображения корректно, а иногда и вовсе суют нос не в свое дело. И вот, вместо того чтобы прислушиваться к сказанному и делать выводы, вы яростно защищаете святое — себя.

Work.ua рассказывает об искусстве критиковать конструктивно и реагировать на замечания с достоинством.

Если критикуют вас

Кровь приливает к лицу (или, наоборот, отливает), дыхание перехватывает, сердце колотится почем зря. Знакомо? Выдохните и сделайте небольшую паузу, чтобы выиграть время и справиться с нахлынувшими чувствами. Первым делом узнайте, в чем именно вас обвиняют. Например, на заявление: «Вы безответственный работник!» можно спросить: «В чем и как это проявляется?».

Второй шаг — после выяснения деталей постарайтесь найти в критическом высказывании что-то, с чем можно, пусть и скрепя сердце, согласиться. Так вы всегда можете обозначить собеседнику свои прошлые успехи, указывая только на одну ошибку. Например, в ответ на критичное замечание об ошибках в отчете, вы можете добавить, что предыдущие отчеты были выполнены тщательно и в срок, или сказать о том, что отчеты вам действительно даются с трудом, но при этом вы перевыполняете план продаж.

Если не находите ничего, с чем готовы согласиться, ограничьтесь вежливым: «Я подумаю над вашими словами, спасибо». Умение признавать свои ошибки ценится гораздо больше, чем готовность спорить, яростно доказывая свою правоту.

Если критикуете вы

Когда в вашем подчинении находятся люди, контроль и своевременная критика их действий — ваши прямые обязанности как руководителя. А как быть, если нужно покритиковать начальство или коллег? Обсуждая с начальником какую-либо идею, которая, кажется вам неверной, начните с того, с чем вы согласны. Затем переходите к тому, что вас беспокоит: предложите свое видение происходящего, укажите на возможные негативные последствия принятого решения, подкрепите аргументы цифрами и фактами.

Коллег критиковать следует лишь в том случае, если кто-то из них совершил ошибку, которая влияет и на вашу работу. В этом непростом деле психологи советуют использовать технику «сэндвича»: начало и конец сообщения должны носить позитивный характер, а негативные моменты нужно включать в середину замечания:

  • Начните разговор с плюсов — отметьте ценные для вас достижения или качества человека: «Спасибо за оперативно предоставленные данные».
  • Переходите к минусам — допущенные промахи: покажите их влияние на общий рабочий процесс в организации: «В отчете есть ошибки, поэтому я не могу отправить его руководителю. Но если мы не предоставим эти данные, клиент уйдет к конкурентам».
  • При необходимости уточните причины произошедшего, чтобы понимать, насколько человек ответственен за случившееся.
  • Предложите свой вариант решения проблемы или вместе выработайте план дальнейших действий.
  • Завершите разговор еще одним плюсом — поддержите, выразите уверенность в том, что человек справится с задачей.

5 золотых правил критика

  1. Безоценочность и конкретность. Не переходите на личности, избегайте обобщений вроде: «Вы всегда/никогда…» и говорите только о фактах: «В течение недели вы трижды опоздали».
  2. Своевременность. Пенять человеку на то, что он облажался, нужно сразу же после совершения им ошибки. Если вы отложите разговор на потом, он может быть воспринят как банальные сведение счетов и злопамятность.
  3. Открытость. Не критикуйте за глаза. Во-первых, это попахивает сплетнями. Во-вторых, всегда найдутся доброжелатели, которые передадут ваши слова по нужному адресу, да еще и в таком виде, что мама родная (читайте: вы) не узнает. Того и гляди, еще оправдываться придется: мол, вы имели в виду совсем другое.
  4. Деликатность. Это хвалить принято при массовом стечении народа, а критиковать уместно наедине: прилюдная «порка» — верный путь к вражде с объектом критики.
  5. Спокойствие и доброжелательность. Чувствуете, что готовы разорвать коллегу? Не затевайте разговор, пока не успокоитесь. Люди очень чутко (и в первую очередь) реагируют на тон сказанного, а уж затем на содержание.

Читайте также

25 комментариев

Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 15:44
отлично, только критика всегда должна быть уместной, а так как многие руководители - используют критику не более чем инструмент самовыражения и самоутверждения.
Игорь Кукшин 26.06.2018, 15:44
боюсь, если скажете "я подумаю над вашими словами", вас уже выгонят к тому моменту с работы)
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 16:19
возможно
Любовь Владимировна, Чадо 26.06.2018, 16:07
Есть понятие "критика", и есть "порицание".
Если человек трижды за неделю опаздывает на работу, о какой критике может идти речь?
Тут уже пора вводить штрафы. И не задумываться обидеться человек или нет!
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 16:20
а зачем штрафы? может стоит понять, почему человек опаздывает?
Игорь Кукшин 27.06.2018, 09:33
не пора, лучше перевести человека на гибкий график работы
Светлана Владимировна, Uberdrive 28.06.2018, 18:15
согласна.)
Александр Лисеенко 06.07.2018, 14:47
Штрафы вы можете ввести только в случае прописывания этих самых штрафов в трудовом договоре. Всё остальное - вне закона.
Александр Филимонов 26.06.2018, 17:27
Одна из немногих действительно полезных публикаций.
Тарас Кінах 26.06.2018, 18:09
Технику "сэндвича" надо взять на оворужения
Догадаев Владимир Игнатьевич, Одесский консервный завод, ПО, ЧАО 26.06.2018, 19:22
Очень полезные советы. Но что делать ,если руководитель постоянно давит на психику критикой , постоянно выискивая поводы , иногда высасывая с пальца проблему и никогда не обращая внимания на достижения для поощрения. Просто опускаются руки после общения.
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 21:16
именно, личности переносит на рабочий процесс.
Оксана Батуркина 26.06.2018, 21:43
Значит, тогда сами напоминайте ему о достижениях, чтобы не забывался. Отстаивайте себя как личность и как сотрудник, который ценен в своих собственных глазах и приносит пользу. Вы, прежде всего, должны быть сами в этом уверены.
Володимир Савченко 27.06.2018, 14:54
Дивіться свою посадову і виконуйте її. Вточняйте терміни виконання роботи плюс накидайте як мін 50 % часу!
Денис Жданов 26.06.2018, 21:01
Если вас "Критикуют коллеги" то вам должно быть пофиг а если руководитель то стоит задуматся. Так как он вам платит деньги а на коллег как-то по болту. Хотя когда коллеги умные тогда да можно их выслушать но это редко бывает
Светлана Владимировна, Uberdrive 26.06.2018, 21:17
атмосфера в коллективе влияет на продуктивность работы сотрудника.
Валентина Огойко 28.06.2018, 10:54
Золоті слова!
Iruna Tunuk 26.06.2018, 22:29
Владимир,не звертати уваги. Якщо критикує-він не впевнений в собі,має якісь проблеми. ось до когось і пристає. Коли менше будете звертати увагу,менше буде критикувати.
Iruna Tunuk 26.06.2018, 22:37
Якщо критика конструктивна,виправити помилки. Якщо просто так критикує, шукає причини для цього,то і ображатись нема чого. Він ,критикуючи когось, в першу чергу,критикує себе.
Илона Миняйленко 26.06.2018, 23:38
После критики,нужно обдумать все спокойно, и я уверена,что в этом есть 50% правды. Человек который спокойно принимает критику,способен развиваться и делать работу над ошибками, а это уже 90% успеха
Володимир Моносюк 27.06.2018, 13:34
Гораздо проще - всегда должно быть взаимоуважение. Золотое правило морали никто не отменял.
Надежда Бублик 27.06.2018, 15:28
После критики главное чтобы осталось взаимоуважение и нормальные отношения.
Цыплятникова Елена Леонидовна, Марат, парк-отель 28.06.2018, 14:40
Спасибо за статью
Догадаев Владимир Игнатьевич, Одесский консервный завод, ПО, ЧАО 28.06.2018, 17:08
Спасибо за коментарий и советы . Вывод напрашивается сам по себе. - Работник - перспективный и ответственный справляющийся со своими обязанностями, получает каждый год дополнительную нагрузку по соседним объектам. Со временем, сотрудник привыкший выполнять работу качественно, зашивается. Физически не справляется, хоть и старается. Волей неволей становлясь редиской. Там пропустил, там не доделал , там не проконтролировал и т.п.. Работает без выходных , а замечаний больше ,чем у других нач. отделов. Которые блин могут себе позволить в сезон и выходные и рыбалку и т.п.. Как скинуть часть дополнительных обязанностей не обидев работодателя, и сохранив зароботную плату.
Светлана Владимировна, Uberdrive 28.06.2018, 18:13
Владимир, попросите себе подчиненного и дайте информацию по загрузке. Лучший способ разгрузится - это делегировать.

Чтобы оставить комментарий, нужно войти.