Предложение благоприятных условий для домашних животных — это эффективный инструмент найма и удержания талантов. Но перед тем как офис впервые посетят домашние любимцы или компания возьмет животное из приюта, нужно сделать много сознательной работы, чтобы благородная идея не обернулась досадной неудачей. Все об обустройстве такого пространства рассказывают специалисты проекта «Все о Pet-friendly офисах»*.

Как принять решение в коллективе

Креативный кластер Арт-завод Платформа работает в pet-friendly режиме уже несколько лет.

Елена Тарновская, CEO компании

Для нас это было очень естественно. Иногда работа требует почти круглосуточного присутствия сотрудников (в период мероприятий) в рабочем пространстве. Почти у каждого из нас есть воспитанники. Поэтому любимцы вынужденно попадают в офис.

Но существует много случаев, когда сотрудникам компании и ее руководству нужно выработать общую политику относительно животных. Надо начинать с рассказа о том, чем является pet-friendly культура. Какие она имеет преимущества, какие существуют примеры pet-friendly успешных компаний. У многих людей до сих пор ошибочное представление об этой инициативе. Лишь после того как все четко поймут, о чем идет речь, можно перейти непосредственно к принятию решения.

Если коллектив относительно небольшой (скажем, до 15 сотрудников), то организуйте встречу, во время которой люди смогут познакомить коллег со своими любимцами.

Если компания большая, то такую ​​работу надо проводить в подразделениях отдельно. Обычно люди любят рассказывать о своих домашних питомцах. Даже такое обсуждение, без присутствия животных, делает коллектив более сплоченным.

Очень хорошо, когда на подобных встречах сотрудники могут рассказать о своих опасениях. У кого-то аллергия, кто-то боится собак с детства. Эта тема чрезвычайно деликатная. Главный принцип, которого нужно придерживаться на этой стадии, — каждый должен быть услышан.

Фото: Артзавод Платформа

Фото: Артзавод Платформа

Екатерина Александрова, PR-менеджеру компании Admixer Advertising

Есть такое ощущение, что для нас это было непринужденное решение, которое просто «пришло» в тот момент, когда владелец компании начал приводить свою собаку на работу. То есть не было большого общего собрания и перерезания ленты с изображением сахарной косточки.

У нас в офисе очень доверительная атмосфера, любой может сказать HR-менеджеру о каких-то неудовлетворительных моментах. Хотя можно предположить наличие глубоких интровертов, которые могли бы грустить и никому не сказать. Но и для них у нас есть анонимная коробочка, которая называется «Улучшайзеры», куда каждый желающий пишет жалобы или пожелания.

Фото: Admixer Advertising

Фото: Admixer Advertising

Однако в некоторых случаях нужно все-таки проголосовать, это позволит принять окончательное решение. Но будьте готовы к тому, что некоторые сотрудники не поддержат предложение, и тогда нужно знать, что делать дальше.

Если причина несогласия — аллергия, может быть, удастся разделить зоны присутствия животного и конкретного сотрудника. В некоторых случаях человек не может говорить о причинах своего решения публично, потому что считает это слабостью, в которой не хочет признаваться всем. Поэтому здесь нужна частная беседа.

Один из эффективных методов — попробовать и посмотреть на результат.

Например, в креативном агентстве Banda решили проверить pet-friendly культуру на практике — начали приходить с воспитанниками и смотреть, насколько комфортно работать в таком формате. Результат всем понравился, и компания стала pet-friendly.

Фото: Admixer Advertising

Фото: Admixer Advertising

Наталья Мартышко, зоопсихолог

На этапе подготовки компании может быть полезно пригласить в офис специалиста, который поможет владельцам животных понять, готова ли их собака к пребыванию в рабочем пространстве.

Допустим, в отделе есть 15 собак. Специалист поможет владельцам пройти тест, после которого вполне вероятно станет понятно, что из них могут прийти только 5 собачек. А другим животным даст ряд упражнений, которые помогут подготовиться. И вот после этого впустим 5 собачек в офис и посмотрим на реакцию людей, особенно тех, кто сомневался. И все это в атмосфере толерантности, мягкости и уважения друг к другу.

Как установить отношения с арендодателем

Это очень важный этап внедрения pet-friendly культуры. Когда украинские компании делятся опытом своих отношений с арендодателем, они часто рассказывают о том, что не скрывают, что члены команды приводят своих питомцев в помещение. Арендодатель не возражает и не настаивает на заключении отдельного договора.

Например, с организацией канистерапии «Друг героя» сотрудничает Veteran Hub в Киеве. Вместе они поддерживают ветеранов, работающих над своими психологическими травмами, через связь человека и собаки.

Итак, пространство должно быть дружественным к животным. Veteran Hub расположен на 20-м этаже телецентра «Олівець». Вот как хаб договаривался с «Суспільним», у которого снимает помещение.

Виктория Денисова, представительница Veteran Hub

По поводу пребывания собак арендодатель не имеет ничего против, поскольку у него такие же ценности. Арендодателей в других городах, где находятся наши просторы, в Днепре и Виннице, мы подбирали так же, по ценностям.

Однако в действительности переговоры и формализация отношений с арендодателем в вопросе pet-friendly является важным моментом.

Фото: Veteran Hub

Фото: Veteran Hub

The BOMA Magazine, международное издание для владельцев и менеджеров коммерческой недвижимости

Разрешение на присутствие домашних животных может выгодно выделить недвижимость на конкурентном рынке. Но в то же время домашние животные увеличивают физический износ здания и оборудования (тогда арендодателям нужно требовать дополнительные платежи для возмещения ущерба).

Нужно также учесть мнение других арендаторов. Возможно, здание с животными — для них минус. Например, их может беспокоить лай и другие звуки или запахи домашних животных. Или домашние животные одного арендатора могут влиять на здоровье работника другого арендатора. То есть много ситуаций, которые нужно предусмотреть.

Поэтому вопрос pet-friendly в таких странах, как США регулируется четкими жесткими формулировками и правилам в договоре аренды. Мы развиваемся в том же направлении, поэтому урегулировать вопрос с арендодателем нужно как можно раньше.

Как разработать правила сосуществования

Для успешной реализации pet-friendly офиса нужно разработать правила сосуществования в нем четырехлапых и людей. К этому нужно привлечь всех сотрудников — владельцев домашних животных и коллег, у которых их нет.

Например, в креативном агентстве Grape в результате общения в команде был создан документ Office Pet Policy с прописанными рекомендациями для владельцев животных, которые хотят привести их в офис. Там можно прочесть такой совет: «Заранее соберите сумку с вещами для животного. Вам точно понадобятся: вода, миска для воды, вкусности, поводок, бумажные полотенца и игрушки, чтобы животное меньше стрессовало и могло с чем-то поиграть».

Есть также рекомендация, как заблаговременно подготовить помещение: «Нужно скрыть/поднять все кабели и провода, чтобы любимец не навредил имуществу компании и самому себе, и положить в недоступное для животного место важные бумаги и документы».

В Office Pet Policy также есть перечень необходимых прививок, которые должны быть у животного, напоминание о том, что владелец обязан спросить у коллег, есть ли у кого-то аллергия и т. п.

Показательный пример — Office Petiquette, созданный компанией Mars Petcare, у которой pet-friendly офисы во многих странах. Этот документ можно использовать, как чек-лист для любой организации, которая решила сделать свое рабочее пространство pet-friendly.

  1. Важно, чтобы в офисе был амбассадор pet-friendly-инициативы — человек, который заботится о том, чтобы всем было комфортно, помогает решить текущие проблемы и имеет достаточно знаний.
  2. Поскольку животные являются источником аллергенов, нужно обязательно получить согласие всех сотрудников о том, что они не против присутствия собак или кошек. Но бывают и индивидуальные реакции. То есть на всех кошек и собак нет реакции, а конкретно на эту может быть.
  3. Нужно создать систему бронирования (pet booking system) домашних животных. Все, кто хочет привести любимца на работу, должен зарегистрировать его заранее.
  4. Надо убедиться, что любое животное, которое приходит в офис, получило обязательный комплекс прививок от всех инфекционных заболеваний, в частности от лептоспироза и бешенства. Они также опасны для людей.
  5. Если владельцу животного нужно уйти из офиса на короткое время, у него должен быть коллега, который сможет взять на себя ответственность за питомца.

Много внимания в правилах уделяется тому, как правильно подготовить физическое пространство для комфортного пребывания в нем животного:

  • Обязательно организовать рабочее место человека, который приводит собаку. Это миска с водой, коврик. А также у стола хозяина делается крепление, к которому можно пристегнуть поводок.
  • Определенные зоны нужно перекрывать от собаки: кофе-поинты, места приема пищи и тому подобное.
  • Очень важна безопасность. Например, в офисе должны быть двери, которые автоматически закрываются, чтобы животное не могло выскочить и потеряться. К мерам безопасности следует отнести и мусорные корзины, которые закрываются крышками, чтобы собака не могла наесться остатков пищи. Также нужно договориться, что кормить может только хозяин или с его разрешения, чтобы животному не стало плохо. Если в офисе живет кошка, то сетка на всех окнах обязательна.
  • Рядом с офисом должны быть площадки, где животное можно выгуливать, где оно сходит в туалет. Потому что очень часто офисные здания находятся в центре города, где все заасфальтировано.

Компания также должна продумать свою политику в отношении того, как относятся к животным работники, которые приходят в нее наниматься. Хорошо, если человек любит собак или кошек. Дилеммой может стать ситуация, когда пришел классный специалист, который по каким-то причинам (аллергия, страх и т. п.) не может быть рядом с животными. Как правильно поступить?

Евгений Дыхне, СЕО МАУ

Не существует ситуаций, которые невозможно решить путем переговоров. Например, в нашем офисе с октября 2019 года живет кот Николас.

Но в каждом случае решение может быть другим: отдельный кабинет, частичная или полностью удаленная работа и т. д. Если, скажем, мешает аллергия, то вопрос может быть решен путем модерации. COVID доказал, что классического офисного графика больше не существует, а работникам необязательно находиться в одном офисе с 9:00 до 18:00.

Помните: безопасность превыше всего. Усилия, потраченные на создание правил сосуществования в pet-friendly офисе, обязательно окупятся. Ведь это поможет сделать совместную жизнь животных и человека по-настоящему полезной и такой, которая принесет радость всем.

Фото: МАУ

Фото: МАУ

*Проект «Все о Pet-friendly офисах» воплощается сообществом pet-friendly людей «Практические советы по человековедению». Цель — уменьшить количество собак и кошек, попадающих на улицу по причине непонимания потребностей четырехлапых друзей и помочь создать в приюте «Сириус» первое в Украине пространство для комфортного сосуществования животных и людей. В центре проекта лежит книга «Советы от пса Гермеса: как жить с человеком». Ее идея — показать ситуацию глазами собаки, которая завела себе человека.


Читайте также