Конструктивная обратная связь помогает учиться на своих ошибках, расти профессионально и строить эффективную рабочую среду. Однако во время войны этот процесс усложнился — эмоции обостряются, команды разбросаны по разным городам и странам, а текстовое сообщение в чате очень легко воспринять неправильно.

Своими советами по предоставлению обратной связи в нынешних условиях делится Катерина Ямненко, HR People Partner в Genesis.

Катерина Ямненко
Катерина Ямненко
HR People Partner в Genesis

Genesis — это экосистема из продуктовых IT-бизнесов, объединенных корпоративной культурой и общими ценностями. Раньше мы уделяли много времени общению и слаженности команд, а во время войны поняли: заботу о сотрудниках нужно выводить на новый, «усиленный» уровень.

Страх, тревожность и стресс стали постоянными спутниками людей, поэтому давать обратную связь стало сложнее. Вот несколько принципов, которые помогли нам адаптировать этот процесс под «военные рельсы» и повлиять на эффективность команд.

6 рекомендаций для предоставления обратной связи во время войны

  1. Поддерживайте чувство безопасности. Сейчас мы сталкиваемся с разными эмоциями, прямо связанными с местом пребывания и состоянием близких. Работа для многих стала едва ли не единственным островком стабильности, подпитывающим чувство безопасности. Поэтому руководителям важно предоставлять обратную связь в форме поддержки и найти особый подход к каждому.
    Например: если вы знаете, что у сотрудника повышенная тревожность, можно сделать небольшое вступление перед разговором и отметить, что вы будете обсуждать рабочий момент и это не повлияет на личное отношение.
  2. Говорите о работе человека, а не о его личности. Это «золотое правило фидбека», не утратившее своей актуальности и во время войны. Опишите конкретную ситуацию, задачу или проект, а затем проговорите вашу реакцию и ожидания.
    Можно использовать схему AID:
    👉 Action (действие). Опишите ситуацию, о которой вы хотите поговорить: «Я заметила, что ты просрочил сдачу рабочих материалов вчера. Изображение для рекламной кампании должно было быть у SMM-менеджера утром, но он получил их поздно вечером, уже в нерабочее время».
    👉 Impact (воздействие). Укажите последствия предыдущего пункта, уточните, к чему это привело: «Из-за этого мы не смогли запустить рекламу вовремя, ведь SMM-менеджер ушел в отпуск на следующий день».
    👉 Desired (желательное поведение). Предложите конкретные действия, которые следует предпринимать в будущем в подобном случае: «Мне хотелось бы, чтобы ты лучше распределял свое рабочее время и придерживался дедлайнов. Если не успеваешь — предупреждай, пожалуйста, заранее, что работа задерживается. Тогда мы могли бы сдвинуть сроки или пересмотреть твою нагрузку».

    Если ситуация повторяется слишком часто, простой обратной связи недостаточно. Следует выяснить глубинные причины и после этого предлагать конкретные решения.
    Например: в случае просроченных дедлайнов такими решениями могут быть отключение работником других уведомлений на время выполнения задачи, приложение для отслеживания сроков или временный личный контроль менеджера.
  3. Общайтесь с глазу на глаз. Не ругайте и не критикуйте человека в присутствии других — так чувство тревоги и страх за работу усилятся в разы. А вот хвалить важно и нужно публично — так вы не только улучшите профессиональную самооценку человека, но и увеличите вероятность положительного результата в будущем.
  4. Давайте обратную связь своевременно, пока ситуация еще свежа в памяти обеих сторон.
  5. Хвалите за конкретные достижения. Положительная обратная связь, как и развивающая, не должна быть абстрактной. Акцентируйте на личном вкладе человека в проект или задачу, покажите, что именно вы цените в его работе.
    👍 Хорошо: «Ты молодец».
    👏 Еще лучше: «Благодаря твоим маркетинговым креативам мы привлекли 1 000 уникальных пользователей в приложение».
  6. Доносите свои мысли спокойно и без лишних эмоций. Даже самый качественный фидбек трудно воспринимать рационально, если собеседник взволнован или раздражен. Делайте паузы, говорите спокойно — дайте сотруднику возможность осмыслить услышанное.

Как предоставлять обратную связь коллеге, а не подчиненному

Работа в команде предполагает ситуации, когда коллеги дают фидбек друг другу. На что следует обратить внимание?

📢 Озвучивайте обратную связь по запросу или предупредите о ней

Если слушать похвалу приятно всем, то воспринимать критику бывает тяжело. Поэтому скажите человеку о своих намерениях в начале разговора.

Например: «Мне важно поделиться с тобой своими мыслями по поводу нашей совместной работы. Будет ли тебе комфортно сейчас это обсудить?»

📢 Укажите, почему ваши наблюдения важны для совместного результата

Если вы все же решились на разговор, аргументируйте, почему ваши мысли важны и как помогут улучшить общий результат.

📢 Говорите с позиции «взрослый взрослому»

Общайтесь без наставлений, морализаторства и излишних реверансов. Опирайтесь на свой опыт взаимодействия с человеком, говорите о том, что почувствовали или заметили, не оценивая при этом его навыки.

Что еще следует учесть в условиях дистанционной работы

  • Предоставлять обратную связь нужно более регулярно. Во время дистанционной работы мы не можем перекинуться парой предложений за кофе и обсудить рабочие вопросы у условного кулера. Поэтому менеджеру следует регулярно выделять время на обсуждение работы сотрудника, чтобы похвалить за крутые результаты и очертить зоны роста.
  • Общайтесь с включенными камерами. Иначе не видно мимики, жестов и всех невербальных проявлений, которые помогают найти общий язык лучше. Важны не только слова, но и то, как мы их говорим.
  • Помните о своевременности. Пытайтесь обсудить все, что хочется до того, как вы закрыли ноутбуки и разошлись по своим делам.
  • Готовьтесь. В онлайне риск не считать эмоции и не понять собеседника повышается. Поэтому такая обратная связь требует больше времени на подготовку, чтобы собрать факты и найти точные формулировки. Обязательно продумайте, чего вы хотите достичь в результате обсуждения.

Обратная связь во время войны требует эмпатии, внимания к эмоциональному состоянию каждого человека и личностного подхода. Тогда вероятность, что ее правильно воспримут, повышается, как и шанс построить более доверительные и крепкие отношения друг с другом.


Читайте также