Work.ua совместно с Алексеем Слюсаренко, руководителем отдела бизнес-обучения Comfy, фасилитатором, тренером украинских и международных образовательных проектов, выпустили курс об обучении персонала.

В этом материале рассмотрим базовую классификацию обучения и разницу между онлайн- и офлайн-обучением, теорией и практикой, внутренним и внешним обучением.

Онлайн vs офлайн

Доля онлайн-обучения в корпоративном мире стремительно растет. Тренинги, ранее проводившиеся в аудиториях, сейчас перешли в Zoom. А информация, подававшаяся в формате лекции, сейчас может быть оформлена в интересный электронный курс, который сотрудник проходит со своего смартфона в любое удобное для него время.

Преимущества онлайн-обучения — простота и выгодность. Но осталось ли что-то особенное в классическом офлайн-обучении, чего никогда нельзя быть дать онлайн? Алексей рекомендует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Вовлеченность сотрудников. Для особо важной группы сотрудников или для особо важной темы лучше выбрать офлайн-формат, потому что он все еще имеет вау-эффект. Кроме того, живое общение все же эффективнее. Это можно понять по обратной связи.
  2. Интенсивность обучения. Большая вовлеченность участников в офлайн-обучение позволяет давать больше информации. Например, на Zoom-конференции почти все участники теряют сосредоточенность после часа занятия. В офлайн-формате период эффективного восприятия информации может быть значительно больше вследствие качественной работы тренера.
  3. Практичность обучения. Бесспорное преимущество офлайн-формата — возможность показать в реальности какой-то бизнес-процесс, рассмотреть практический кейс или помочь сотруднику лучше выполнять его задачи. Но это не касается представителей диджитальных профессий.

Теория vs практика

Вы, наверное, слышали о таком подходе к обучению — минимуму теории, максимум практики. Он ошибочный. Потому что нельзя противопоставить теорию и практику. На самом деле, это две части одного целого.

Теория — это не что-то скучное, устаревшее, ненужное. Это лишь ответ на вопрос «Что должен знать сотрудник?».

Практика — это ответ на вопрос «Что он должен уметь делать?». Чтобы уметь что-то делать, необходимо это знать. Поэтому теория и практика соединены между собой.

Например, для продавца Comfy теория — это вся информация о технике и гаджетах, об обслуживании клиентов и работе бизнес-процессов и даже примеры из реальной жизни. Практика — это то, что побуждает сделать изученная теория.

Теоретическая часть обучения должна носить практический характер. Старайтесь быть практичными в написании теоретических курсов, особенно для линейных сотрудников.

Концептуальный и практический подходы к написанию теории

Рассмотрим их на примере написания курса обслуживания клиентов для продавцов Comfy.

Концептуальный подход может быть таким: в наших магазинах важно обеспечить высокий уровень обслуживания и не быть навязчивым.

Практичный подход к теории. «В наших магазинах важно обеспечить высокий уровень обслуживания и не быть навязчивым. Поэтому попробуй улыбнуться, назови свое имя клиенту и ни в коем случае не используй фразы-паразиты:

  • Что вам подсказать?
  • Нужна ли вам какая-нибудь помощь?

Проведи клиента в интересующую его зону магазина, скажи, что ты будешь рядом и, если надо, подойди и проконсультируй человека».

И теория, и практика — это неотъемлемые части обучения. Для обеспечения практической составляющей HR должен привлекать и представителей бизнес-юнитов, и руководителей на местах для подготовки учебных программ. Тогда обучение будет действительно полезным и даже теория будет носить прикладной характер. 

Внутреннее vs внешнее обучение

К внешним консультантам следует обращаться в следующих случаях:

  1. Нехватка ресурса для проведения обучения своими силами. Если у вас нет команды внутренних тренеров или она есть, но небольшая и не охватывает все должности в компании. Или в компании вообще отсутствует система обучения.
  2. Обучение отдельным навыкам. Когда у сотрудника/группы сотрудников есть запрос на обучение по какой-то конкретной, очень специфической теме, и у ваших тренеров нет экспертизы в ней.
  3. Обучение топ-менеджеров. Такой группе учеников действительно нужен авторитетный тренер, и его лучше найти вовне.

В других случаях можно проводить обучение своими силами.

< Перейти к предыдущему уроку             Перейти к следующему уроку>