В этом уроке поговорим о том, как составить карту поиска и продать вакансию кандидату во время первого звонка. А также расскажем о распространенных ошибках в первом сообщении и дадим рекомендации, как их избежать.
Конспект урока 4
Карта поиска
Это таблица с информацией, которую необходимо собрать перед началом поиска кандидатов. Она содержит перечень методов поиска, которые вы планируете использовать.
Структура карты:
- источники поиска и их приоритеты;
- бюджет;
- тексты;
- изображения.
Вы можете скачать шаблон карты поиска на свой компьютер или сделать копию таблицы.
Использование карты поиска поможет вам сориентироваться, что и когда делать. Если первый по приоритету метод поиска не сработает, то вы перейдете к следующим.
Первое сообщение кандидату
От того, как составлено первое сообщение кандидату, зависит его заинтересованность в вашей вакансии. Когда будете впервые писать потенциальному сотруднику, избегайте следующих ошибок:
- Длинное вступление. Не следует во введении писать много о себе и о компании, потому что вы рискуете потерять внимание читателя в самом начале. Чем больше текста во введении, ты меньше шанс, что кандидат дочитает сообщение до конца.
Вступление должно быть кратким. Если вы уже представлялись кандидату в запросе на переписку, во второй раз это делать необязательно. - Вся вакансия сразу. Не стоит отправлять человеку весь текст вакансии, если вы еще не убедились, что она ему вообще интересна.
- Увлеченность. Фразы вроде «Я в таком восторге от вашего опыта» могут показаться кандидату неправдивыми, потому что в них нет ничего конкретного. А если вы приведете пример, чем именно вас так заинтересовал опыт кандидата: вы читали его статьи, слушали выступления, видели в профиле опыт работы с редкой технологией — шансы на ответ значительно возрастут.
Еще одна разновидность этой ошибки — увлеченность своей вакансией. «У нас такой интересный проект», «У меня для вас есть классная вакансия» — общие высказывания, которых следует избегать. К тому же проект может быть действительно интересным, но для вас лично, а не для кандидата. Когда будете подчеркивать достоинства вашей вакансии и компании, будьте очень конкретными и оперируйте фактами, а не собственными впечатлениями. - «Вам точно понравится». Избегайте подобных фраз. Не стоит решать, что понравится кандидатам, а что нет. Такие сообщения могут вызвать у них или улыбку, или раздражение.
- «Несчастливый конец». Заканчивать сообщение словами «Заранее спасибо за ваш ответ» — нарушение правил деловой переписки. Это считается манипуляцией. Нужно благодарить тогда, когда есть за что.
Второй вариант «несчастливого конца» — написать «Если вакансия вам интересна, свяжитесь со мной по телефону или пришлите резюме». Такое завершение, во-первых, вряд ли подтолкнет кандидата к действиям, если он не находится в активном поиске работы. А во-вторых, может произвести впечатление, что вам не очень важно, ответит человек или нет. Рекомендуем заканчивать сообщение вопросом.
Итог:
- сообщение должно быть конкретным: что именно вас заинтересовало в опыте кандидата и что именно вы предлагаете;
- сообщение должно быть кратким, лаконичным;
- желательно завершать сообщение вопросом.
Первый звонок кандидату
Первый звонок — это ваша возможность «продать» вакансию кандидату. Поэтому разберемся с этапами продаж.
- Сбор информации. Внимательно изучите профиль или резюме кандидата. Обратите внимание на его ключевые достижения. Дальше определите, какие его компетенции совпадают с теми, что нужны вашей компании. Потом запишите, какие хобби имеет кандидат. Вся эта информация поможет вам установить контакт с человеком и работать с его возражениями.
- Установление контакта. С этого этапа начинается звонок. Вам нужно представиться, назвать цель звонка и задать кандидату два вопроса:
1) Сколько времени есть у него для разговора? Лучше говорить именно так, а не спрашивать, удобно ли человеку разговаривать. Потому что в случае отрицательного ответа будет трудно продолжить диалог.
2) Действительно ли кандидат еще находится в поиске работы? - Выявление потребности. На этом этапе необходимо узнать, что именно ищет кандидат, что его мотивирует, чего он хочет избежать. Примеры вопросов: Что вы ищете? Какие варианты рассматриваете? Что вы хотите найти в новой работе? Что вам не понравится?
Типы вопросов:
- Открытые. Те, на которые можно дать развернутый ответ. Они, как правило, начинаются со слов «как», «почему», «зачем», «что», «когда».
- Закрытые. Эти вопросы предусматривают ответы «да» и «нет». Их обычно задают в конце этапа выявления потребностей.
- Альтернативные. Когда вы ставите кандидата перед выбором с помощью союза «или». - Презентация вакансии и компании. На этом этапе вы можете рассказать о вакансии или компании с учетом выявленных ранее потребностей человека. Если, например, для него очень удобен удаленный формат работы и вы можете его предложить — сделайте на этом акцент. В конце этапа не отпускайте инициативу и поинтересуйтесь мнением кандидата по поводу того, что вы рассказали.
- Работа с возражениями. После вопроса в конце предыдущего этапа, кандидаты, как правило, высказывают свои возражения. Вам стоит быть готовыми к ним. Обычно возражения для одной и той же вакансии похожи у разных кандидатов. Поэтому вы можете заранее продумать ответы.
Кроме явных, бывают еще скрытые возражения. Это ответы типа «Я еще подумаю», «Мне следует посоветоваться с близкими». В таком случае не стоит завершать разговор после этих слов. Расспросите кандидата, о чем ему необходимо подумать или посоветоваться. Уточните: «Возможно, вам не хватает какой-то информации и я могу сейчас ее предоставить?» - Промежуточный итог. Договоритесь о следующем этапе и попрощайтесь.
Поздравляем! Вы только что закончили четвертый урок учебного курса «Как искать и нанимать персонал». Пожалуйста, поделитесь вашими впечатлениями, это поможет нам понять пользу и эффективность уроков.
< Перейти к предыдущему уроку Перейти к следующему уроку >