О том, какие гибкие навыки будут полезны тем, кто только начинает свою карьеру, Work.ua узнавал у эксперта из компании GlobalLogic. Координатор Анастасия Васькив в своем рассказе уделила внимание сфере IT, но ее рекомендации подходят и молодым специалистам из других отраслей. Читаем, запоминаем, развиваем :)

Анастасия Васькив
Анастасия Васькив
University Program Coordinator, Consultant, GlobalLogic

Для большинства людей наступление лета ассоциируется с прекрасной погодой, пикниками и предчувствием отдыха, но не для студентов и тех, кто начинает свою карьеру. Методом проб и ошибок, после очередного собеседования каждый из них начинает свой путь к заветной позиции в компании и вырабатывает свою стратегию успеха.

Еще с детства нам знакома идея о том, что тяжелый труд и идеальное знание материала является залогом успеха. Но почему-то никто не говорил о soft skills и их роли при поиске первой работы.

Что такое soft skills

Soft skills или гибкие навыки представляют собой те умения, которые применяются при социальных интеракция в рабочем процессе и не имеют конкретной привязки к определенной профессиональной сфере. В отличие от hard skills или профессиональных навыков, касающихся конкретной рабочей квалификации, умений и знаний, soft skills является более личностно-сфокусированными и касаются эмоционально-коммуникационной сферы.

Ранее soft skills были недооцененными как работодателями, так и специалистами, но сейчас однозначно наступила эра расцвета гибких навыков.

И soft skills, и hard skills можно тренировать, если вы чувствуете, что вам необходимо их усовершенствовать. Так специалист с развитыми гибкими навыками более производителен, ведь лучше взаимодействует с коллегами и клиентами и понимает потребности как свои, так и других людей.

Почему soft skills важны в профайле молодого специалиста

За последние несколько лет рынок trainee и junior специалистов, особенно в IТ-сфере, поразительно вырос. Соответственно, работодатели начали обращать внимание на совсем другие характеристики при отборе кандидатов, чем это было раньше.

Сейчас многие работодатели готовы дать специалистам с недостаточной технической подготовкой второй шанс, если у них есть мотивация учиться и развиваться дальше, им интересно работать в этой команде и компании и в процессе работы они ориентируются на качественный результат.

Как показать работодателю, что ваши soft skills хорошо развиты

Замечательная платформа для демонстрации своих soft skills — это интервью или телефонный скрининг с рекрутером. При любом упоминании о том, что вы «целеустремленны», «быстро учитесь» и «коммуникабельны» сразу же приводите примеры того, почему вы так считаете.

Например, я быстро учусь, ведь за три недели составила план изучения нового фреймворка, нашла соответствующие курсы на Coursera и других онлайн-платформах и успешно их завершила.

Какие soft skills стоит развивать молодому специалисту, чтобы быть продуктивным на рабочем месте

Любознательность и умение задавать вопросы

Даже опытный senior не знает всей информации, поэтому не зря Сократ говорил: «Чем больше я знаю, тем больше осознаю, что ничего не знаю».

Очевидно, что в начале карьеры у молодого специалиста есть много вопросов — и по предметной технической области, и по best practices в организации работы, и по советам в общении с клиентом.

Важно в ежедневной работе развивать свою любознательность, выражать интерес ко всем сферам и в процессе — уметь и хотеть спрашивать своих коллег.

Не стоит бояться, что ваши вопросы будут неуместны или, возможно, смешные. Обязательно записывайте или сразу задавайте их менторам (если, конечно, есть такая возможность). Поверьте, ему / ей будет интересно отвечать и делиться опытом.

Ответственность и честность

Этот навык важен не только для trainee, но и для всех специалистов. Ответственность и честность выражают, насколько личность является зрелой и готовой брать на себя новые обязательства и вызовы.

Особенно для тех специалистов, которые еще являются студентами, необходимо понимать свои обязательства как и перед компанией, так и перед университетом. И если где-то возникают проблемы — уметь открыто об этом сказать и попросить о помощи.

Например, если вы чувствуете, что не можете осилить и выполнить задание самостоятельно — скажите об этом сразу и не затягивайте до дедлайна. Если сообщить о проблеме заранее, в команде точно найдется кто-то, кто поможет с выполнением задания.

Также, важно помнить о весе и ценности собственного слова и не брать на себя слишком много, когда заранее знаете, что не сможете это выполнить. Команда и ваш руководитель должны точно знать, что если вы взялись за что-то, это обязательно будет качественно доведено до конца.

Умение слушать других

Способность слушать других полезный навык не только на рабочем месте, но и в общении с клиентами и в личной жизни. Хорошо развитое умение прислушиваться к потребностям других позволяет избежать многих конфликтных ситуаций и построить отличные рабочие или личные отношения.

В деловом общении демонстрация внимательного отношения к сказанным собеседником репликам показывает заинтересованность к теме и готовность к дальнейшим шагам. Также, если внимательно воспринимать информацию от клиента или руководителя и сразу же анализировать её, часто возникают нужные уточняющие вопросы, которые следует сразу же задать.

В сети есть много техник и советов для активного слушания, которые помогут эффективно развить это умение. Например, один из интересных советов — в конце разговора подытожить все сказанное собеседником и сделать так называемый «парафраз» — своими словами еще раз проговорить то, как вы поняли сказанное. Если же есть несоответствия между вашим восприятием и восприятием собеседника, то их сразу можно откорректировать.

Самомотивация

Для более эффективной работы молодому специалисту важно развивать навык самомотивации. Этот skill позволит научиться управлять собственной энергией, правильно направлять ее для эффективного достижения собственных целей.

Самомотивация также тесно переплетается с инициативностью, ведь когда человек заинтересован в получении нового опыта, он всячески это демонстрирует другим, проявляя инициативу.

Конечно, не имея большого жизненного опыта за плечами, молодому специалисту сначала трудно будет понять, в каком именно направлении нужно двигаться, но советы менторов могут с этим помочь. Также не забывайте прислушиваться к собственным ощущениям — внутреннее чутье точно подскажет, на какие именно сферы следует направлять собственную энергию.

Умение работать в команде

Первый реальный проект каждого молодого специалиста однозначно предполагает командную работу. И, как правило, для многих бывших студентов очень необычно работать совместно с другими членами команды.

Однако, даже во время учебного процесса, многие преподаватели пытаются имплементировать практику командной работы в действующих учебных дисциплинах, поэтому студентам стоит приобщаться к таким инициативам еще в университетских стенах.

Навык работы в команде также тесно связан и с другими soft skills — умением слушать других, ответственностью, умением задавать вопросы и т. д. Также он требует хорошо развитых лидерских и коммуникативных навыков.

Надеюсь, эти рекомендации пригодятся молодому специалисту, будут способствовать дальнейшему карьерному росту, поиску идеального проекта и позиции для себя.


Читайте также