Work.ua делится ответами из постоянной рубрики «Спроси эксперта», гостем которой стала директор по коммуникациям компании «Новая почта» Елена Плахова.

Олена Плахова
Елена Плахова
Директор по корпоративным комуникациям компании «Новая Почта»

— Какие инструменты вы используете для коммуникации с таким большим количеством сотрудников? Поддерживаете связь через руководителей или используете другой подход? Увеличилось ли количество коммуникаций в связи с карантином?

— Отмечу, что ранее в группе не было групповых внутренних коммуникаций, ими занимались каждая компания самостоятельно. Сегодня все коммуникации централизованы на уровне группы и это дает возможность погрузить всех в одно информполе.

Сейчас мы используем корпоративный еженедельный дайджест на всех, Telegram-канал для сотрудников, прямые обращения по электронке от руководителей, офлайн-каналы на отделениях и терминалах, совещания и оперативки, плюс инструменты внешних коммуникаций.

— Пессимистический сценарий разворота событий охватывает период до конца 2020 года, а в некоторых случаях прогнозы говорят и о 2021. Есть ли уже стратегический план у вашей компании на этот случай и то, как вы видите работу с персоналом и командой?

— В классике стратегия — это про 5 лет. У нас точно нет сейчас возможности заглянуть так далеко. У компании и команды предпринимательский дух и это сильно помогает быстро измерять температуру по миру и принимать быстрые и смелые решения, исходя из ситуации.

Что касается командообразования и развития команды, сейчас это происходит органично. Никогда еще команда не была так сосредоточена на одной цели и не была так близка, как сейчас.

— Был ли страх у персонала в связи с вирусом? Наблюдали ли вы массовые увольнения? Проводили ли разъяснительную работу и как следите за выполнением санитарных мер осторожности?

— Я такой же персонал и у нас у всех ситуация делилась на три части: сначала относились не очень, будто это где-то там, но надо следить за ситуацией. Потом серьезнее, но чуть-чуть: надо бы носить маски, но можно не особо переживать, какие и как, и снимать их на подбородок. И последние три недели — «это все серьезно, я знаю, как правильно себя вести, надевать/снимать перчатки, надевать/снимать маску, мыть руки, дезинфицировать».

Безусловно, мы делали много обучающих вещей — видеоролики, аудио, СДО, публикации в канале и дайджесте. И все равно еще сейчас допиливаем. Следить нам просто — у нас везде видеокамеры, каждый руководитель в любой момент может увидеть сотрудника любого подразделения.

— Как персонал к этому относится?

— Мы хотим работать. Это самое главное. Именно поэтому безопасность для нас стала номером один. У каждого из нас есть страх заболеть, поэтому мы делаем все, чтобы нивелировать этот риск. Именно поэтому все воспринимают все меры безопасности хорошо и все выполняют. Многие сотрудники даже сбрасывают нам ссылки на те или иные рекомендации и подрядчиков, чтобы мы могли сделать еще лучше и больше.

— Что вы планируете делать с персоналом после карантина? Сейчас вы расширили штат так как есть в этом потребность, какой план действий, если потребность исчезнет? Сокращение? Знает ли об этом персонал?

— Мы расширили штат в части фронт-офиса, планируем и дальше со всеми набранными сотрудниками работать, потому как у нас было в планах расширение, кроме того, мы уверены, что система потребления полностью изменится. Например, те, кто начал покупать онлайн вернутся в оффлайн лишь в малом проценте.

— На что сейчас, после месяца карантина, рекомендуете обратить внимание, как наладить сотрудников так, чтобы дом перестал быть и работой, и спортзалом, и кафе, и кинотеатром? И хотя бы иногда становился только домом? И что делать, когда за рабочий день от видео встреч и разговоров устаешь, а общаться с друзьями и коллегами вне работы хочется?

— Мой личный опыт такой: с 19 до 22 я беру телефон, только если он звонит. Ни в какие мессенджеры я не отвечаю и не пишу. Это время для ужина с семьей, разговоров с мужем, играм с дочерью. Возвращаюсь к работе в 22.15. Вся команда об этом знает и уже приучилась решать все со мной до 19 или после 22. Если совсем припекло — звонят.

Что касается режима вообще. Я дисциплинирована: встаю в 7:15, все обычные утренние дела, и в 9 — я уже в «домашнем рабочем кабинете». Заканчиваю в 19. Благодаря тому, что у нас две комнаты и большая прихожая — у каждой комнаты свой функционал. Если б комната была одна, я бы делала перестановку каждый день: днем кресло вот здесь — это кабинет, а вечером вот здесь — это ресторан, а рано утром поворачиваю его к стене и это уже тренажер. Физическая разница очень важна, говорю вам как психолог :)

По видеовстречам... не скажу вам. Сама устаю так, что сил общаться с друзьями нет. Наверное, это про «смирись, пока так все и есть».

— Как удерживать равновесие между личным и рабочим? В период переписок и видео. Ведь даже по видео не всегда можно почувствовать человека.

— Не питайте никаких иллюзий про равновесие между личным и рабочим :) У меня давно уже их нет. Равновесия не существует или оно очень ситуативное. Просто примите это как факт и keep calm.

Что касается прочувствовать человека: если человека слышать, а не просто слушать, то его всегда понимаешь и чувствуешь. Главное по-честному его слышать и хотеть помочь/решить/стать партнером.

Есть системные расстановки по Хеллингеру, его часть о бизнес-расстановках рекомендую, хорошее чтиво, хоть и непростое, которое помогает расставить фактическую иерархию и вести себя правильно, если «чувствования» оппонента нет.

— По вашим ощущениям, этот кризис страшнее/тяжелее, чем в 2014? Ваш прошлый опыт и ваш опыт сегодняшний что подсказывает? И ваше внутреннее личное ощущение — тогда вам как ТОП-менеджеру было тяжелее или проще справляться?

— Страшнее было в 2014. Для меня он был тогда первым. Мы вывозили сотрудников уже под обстрелами. Я сама везла трех сотрудников с детьми в своей машине, когда мамы закрывали глаза детям, чтоб они не видели того, что видели мы. Сейчас и тогда не сравнить.

Плюс — опыт и закалка сделали меня стабильнее, я сейчас не нервничаю, а просто придумываю и делаю.

— Сейчас высокая конкуренция среди соискателей, как посоветуете им выстраивать коммуникацию с работодателем, чтобы точно быть услышанным?

— Тут все зависит от того, кто проводит собеседование. Нужно стараться совпадать с тем, кто с вами говорить. Если экстраверт и холерик — говорить бодро, активно, о результатах и так, будто вы точно знаете что уже надо делать и как.

Если флегматик — соответственно. Важно чтобы вторая сторона видела, что вы «его человек». Сейчас больше подбирают по совпадающим ценностям. На этом и держите фокус. Но точно не притворяйтесь и не носите не свою одежду. Это потом вылезет боком всем: вам будет не интересно, работодателю не будет нравиться результат. А в это время по-настоящему «ваше» пройдет мимо, так как вы уже заняты.

— Насколько важны soft skills при приеме на работу во время карантина? Стоит ли их сейчас развивать или сделать упор на профессиональные навыки?

— Сейчас важно держать в фокусе одновременно все. Я не возьму непрофессионала просто потому, что сейчас у меня банально нет времени учить. Я могу корректировать, но не обучать. При этом человек точно должен быть со мной «одной крови».

Поэтому рекомендация: софт — первое место, профессионализм — второе.

— Как относитесь к коллаборациям брендов во время кризиса? Всегда это приносит плюс всем участникам? Или есть какие-то подводные камни таких объединений?

— Подводные камни есть всегда. Другой вопрос, кто и на какие риски/затраты готов пойти, кто — нет. У нас, как я уже говорила, предпринимательский дух. Поэтому мы готовы просто делать и в процессе допиливать. Или делать, в ходе понять, что что-то не то, и остановиться.

Огромный плюс коллабораций тоже есть — это синергия. Она точно всегда дает двойной эффект. Надо просто найти своего партнера/ов.


Читайте также