В последнее время все больше работников во всем мире жалуются на стресс и симптомы депрессии. Пандемия внесла свой вклад в ухудшение эмоционального состояния сотрудников. При этом исследования свидетельствуют о том, что работники, которые имеют ментальные проблемы и не получают должной помощи, на 50% менее вовлечены. Поэтому обеспечение благосостояния работников является одним из драйверов эффективности организации.

По данным исследования компании Deloitte Ukraine, важнейшими вызовами в сфере человеческого капитала в течение пандемии в Украине были:

  • эмоциональное выгорание работников;
  • сложности командной коммуникации;
  • неравномерное распределение задач внутри или между командами.

Учитывая все эти факторы, Deloitte Ukraine и Wellbeing Company решили провести исследование благосостояния сотрудников в Украине и сформулировать советы для работодателей по его улучшению.

Алена Бондарь
Алена Бондарь
директор и основательница Wellbeing Company

От руководителей украинского бизнеса еще год назад можно было услышать мнение, что организационное благосостояние — это западный модный тренд, который еще не скоро дойдет до Украины. Но события 2020 года стали революцией в сфере управления талантами. Старые HR-инструменты «вышли из строя», а новые, вроде организационного благосостояния, только появляются в арсенале HR-директоров.

Как один из крупнейших провайдеров услуг по организационному благосостоянию в Украине, мы понимаем, что рынку не хватает общего видения того, как пандемия изменила запрос сотрудников к работодателю именно в Украине и какие инструменты работы с сотрудниками эффективны сейчас.

Думаю, что некоторые инсайты, представленные в отчете, станут для многих неожиданными, но нам радостно видеть, что подавляющее большинство компаний, которые уже используют инструменты организационного благосостояния, отмечают их высокую эффективность. Сегодня более 22 000 сотрудников украинских компаний, среди которых EPAM, Deloitte, Vodafone, Fozzy, Servier, Ferrexpo, Metro Cash&Carry и Фармак, имеют доступ к программам организационного благосостояния, и их количество постоянно растет.

Это исследование — первое в Украине. Интересно будет проследить за динамикой развития организационного благосостояния в разрезе нескольких последующих лет.

Благосостояние сотрудников: что это такое и почему мы о нем говорим

Благосостояние — это состояние оптимального здоровья, счастья и ощущения своего призвания.

Благосостояние работников охватывает четыре основные сферы жизни человека:

1. Ментальное благосостояние. Ум и душа.
2. Физическое благосостояние. Тело.
3. Социальное благосостояние. Призвание.
4. Финансовое благосостояние. Благополучие.

Наибольшей производительности можно ожидать от человека, у которого все хорошо в каждой из этих сфер. Когда у сотрудника возникают проблемы, то это отражается на его работе.

Основные сферы, на которые больше всего влияет уровень благосостояния работников в организациях по всему миру (среди тех организаций, измеряющих влияние благосостояния) таковы:

  • Опыт работников — 62%.
  • Репутация на рынке — 42%.
  • Опыт клиентов — 40%.
  • Финансовые результаты — 38%.
  • Инновационность и адаптивность — 34%.

О чем свидетельствуют результаты исследования

Проведя онлайн-опрос в 57 украинских компаниях в течение декабря 2020 — января 2021, эксперты Deloitte Ukraine и Wellbeing Company пришли к таким выводам:

  1. Все работодатели принимают меры по поддержке благосостояния сотрудников, однако в большинстве организаций эти меры не оформлены в виде стратегии, а носят ситуативный характер. Формальную стратегию благосостояния сотрудников имеет только 39% организаций.
  2. Каждая третья компания (31%) формирует программы благосостояния сотрудников исключительно вокруг заботы о здоровье, в то время, как только 1 из 6 организаций (16%) внедряет более комплексные стратегии с точки зрения благосостояния как общественного блага.
  3. Приоритетом сотрудников, по мнению работодателей, является финансовое и физическое благополучие. Соответственно, именно эти составляющие, а также ментальное благосостояние, в основном покрываются работодателями в корпоративных программах благосостояния. Несколько меньше работодатели уделяют внимание социальному благосостоянию.
  4. Наиболее распространенными программами благосостояния является введение гибкого графика работы, частного медицинского страхования, а также повышения осведомленности сотрудников о проблемах ментального здоровья.
  5. Под влиянием пандемии большинство организаций(82%) адаптировали свои программы благосостояния, сделав фокус на удаленной работе, ментальном здоровье и расширении программ страхования.
  6. Почти все организации(89%) отмечают положительные результаты от внедрения программ благосостояния в 2020 году. Наиболее распространенными достижениями работодатели отмечают усиление бренда работодателя и повышение морального духа и уровня вовлеченности сотрудников.
  7. Более половины организаций (53%) принимают меры по выявлению и/или уменьшению стресса на работе. Чаще всего работодатели используют опросы персонала, инициативы по улучшению баланса личной жизни и работы, в частности, гибкий формат работы.
  8. Большинство организаций (83%) наблюдают одновременно и положительное, и отрицательное влияние удаленной работы. Самыми популярными мерами по минимизации ее негативного влияния на благосостояние является проведение командных онлайн-встреч, тимбилдинга и обеспечения комфортных условий удаленной работы. Распространенной практикой (в 72% компаний) является предоставление дополнительной рабочей техники и оборудования для повышения эффективности работы в дистанционном формате.

Руководители и сотрудники организаций понимают важность вопросов благосостояния, поддерживают и заинтересованы в реализации инициатив по вопросам благосостояния.

Компании в области потребительских товаров оценивают зрелость программ благосостояния сотрудников преимущественно на высоком уровне. Наименьший уровень зрелости отмечают компании оптово-розничной торговли.

Наиболее распространенными программами по обеспечению финансового благополучия является соблюдение принципов равенства и справедливости в вознаграждении и регулярная коммуникация относительно политики вознаграждения. Например, Total Rewards Statements, проведение регулярных встреч с руководством, рассылка электронных писем с информацией о политике вознаграждения и тому подобное.

Наиболее распространенными программами по обеспечению ментального благосостояния являются гибкий график работы и повышение осведомленности работников о проблемах ментального здоровья.

Подавляющее большинство организаций (89%) обеспечивают сотрудников частным медицинским страхованием для улучшения физического благополучия.

Наиболее распространенными программами по обеспечению социального благополучия являются регулярные встречи сотрудников, тимбилдинг и поощрения сотрудников к участию в общественных инициативах, например, днях уборки или благотворительных мероприятиях.

Две трети организаций (68%) утверждают, что обратная связь сотрудников является ключевым фактором, влияющим на выбор программ благосостояния. Также важным фактором для большинства работодателей (59%) является согласованность программы со стратегией благосостояния.

Выводы: советы работодателям

Для улучшения благосостояния сотрудников работодателям следует придерживаться следующих советов:

  1. Рассмотреть возможность разработки общей стратегии благосостояния и имплементации взаимосвязанного комплекса действий вместо применения точечных программ, которые покрывают только текущие потребности сотрудников — это поможет сделать благосостояние сотрудников более устойчивым.
  2. Рассмотреть возможность улучшения программ благосостояния в разрезе его четырех составляющих (социальное, ментальное, физическое и финансовое благосостояние) — это поможет лучше сбалансировать комплекс программ, создаст добавленную ценность для сотрудников.
  3. Не только исследовать проблему стресса на работе, но и действовать с целью уменьшения его влияния, особое внимание уделяя мерам, направленным на перераспределение нагрузки и объема работы — это поможет уменьшить уровень стресса на работе.
  4. Внедрять программы, направленные на разграничение работы и личной жизни и повышение количества и качества коммуникации — это поможет нивелировать влияние технологий на благосостояние сотрудников.
  5. При разработке программ благосостояния собирать обратную связь от сотрудников — это поможет повысить эффективность внедряемых действий.
  6. Внедрять инициативы по повышению уровня зрелости лидеров по вопросам управления благосостоянием сотрудников — это поможет повысить уровень эффективности программ благополучия и быстрее интегрировать благосостояние в культуру организации.
  7. Рассмотреть возможность использования технологий для поддержания благосостояния сотрудников — это поможет расширить спектр программ благосостояния и оптимизировать усилия команды.


Читайте также