Безбарьерность давно перестала быть только социальной инициативой и ответственностью бизнеса. Этот подход показывает коммерческую эффективность и прибыльность. Как этот подход реализовался в сфере ІТ, зачем бизнесу быть безбарьерным и что можно получить от этого, Work.ua расскажет на примере SoftServe — IT-компании с украинскими корнями, работающей на глобальном рынке уже 28 лет.

Как доступность сайта помогает расширить круг клиентов

Безбарьерный подход показывает высокую коммерческую эффективность и прибыльность. Расширение линейки товара или услуг на аудиторию с инвалидностью или какими-либо другими нарушениями не требует сверхзатрат, но возвращается гарантированным бонусом — освоенными новыми нишами и усиленной лояльностью ядра клиентов. Со временем все это превращается в устойчивую репутацию продвинутого и неравнодушного бренда, который занимается благополучием каждого клиента.

Для успешного ведения бизнеса компании недостаточно просто иметь сайт или страницу в соцсетях.

Все большее внимание в последнее время уделяется технологиям, которые делают веб-продукты доступными, понятными и удобными для разных категорий пользователей, в том числе старшего возраста, для людей с инвалидностью и других.

Что такое доступность сайта

А теперь — внимание! — самое важное. Информацию на вашем сайте должны прочитать люди с нарушением зрения. Для тех, кто потерял зрение, должна быть опция озвучивания (тифлокомментирования) или синхронного перевода.

Звучит затратно, но все не так сложно. Достаточно предусмотреть возможность выбирать размер шрифта, цвет фона и текста, соотношение контрастности между цветами, подписать кнопки и указатели, навигации, то есть, если есть не только значок (например, Facebook), но и подписано его название. Это несложные доработки.

Для лиц с нарушениями слуха можно предусмотреть возможность перевода на жестовый язык. Это в Украине еще не слишком распространено, но мировая практика уже активна. К примеру, сайт катарского Центра вспомогательных технологий запустил виртуального 3D-переводчика жестового языка, который в режиме реального времени превращает письменный арабский текст в катарский жестовый язык.

Еще один из показателей доступности — это когда информация и функционал вебсайта или приложения могут использоваться только с клавиатуры, без компьютерной мыши.

Следовательно, доступен такой сайт, которым свободно могут пользоваться разные люди и в полной мере воспринимать размещенную на нем информацию.

В мире существует несколько стандартов доступности интернет-ресурсов для людей с инвалидностью. Один из них — Web Content Accessibility Guidelines (WCAG). Он имплементирован в США, Канаде, Австралии, Великобритании, Израиле и Европейском союзе. Стандарт содержит перечень требований, которым должны пользоваться разработчики веб-ресурсов для того, чтобы их продукты были доступны всем без исключения.

Что касается конкретных решений, сделать сайт доступным помогает, например, screen reader — программа, позволяющая людям получать информацию без использования зрения. Для незрячих людей информация с сайта может озвучиваться. А некоторым со слабым зрением, возможно, будет удобно максимально увеличить шрифт на экране.

Доступность — это также дизайн UI/UX (User Interface/User Experience). То есть дизайн-решения, упрощающие навигацию ресурса. В частности, путем применения особой цветовой гаммы или контрастности.

Например, для людей с нарушениями зрения все сложные графические элементы сайта — таблицы, графики, диаграммы — должны сопровождаться пояснительным текстом. А вот автопроигрывание видео- или аудиофайлов нежелательно, потому что это может стать триггером для людей с аутизмом.

Многие страны, от США до Новой Зеландии, уже сделали доступность веб-ресурсов обязательной и закрепили ее на законодательном уровне.

В Украине на сайтах министерств и муниципальных органов власти, частных компаний тоже уже начинают внедряться безбарьерные технологии. Например, на сайте Национальной полиции (в правом нижнем углу экрана) есть активный виджет «ушко». Он позволяет воспользоваться услугами переводчика языка онлайн — тот от имени заявителя может написать обращение, а также предоставить письменную или устную консультацию и услуги. Аналогичный виджет есть на сайте ряда министерств, в частности, Министерства здравоохранения, Министерства социальной политики и т. д.

Процесс внедрения безбарьерных технологий стал активнее после того, как первая леди Украины Елена Зеленская предложила образ безбарьерного общества в Украине и была принята Национальная стратегия по созданию безбарьерного пространства в Украине.

Что такое абсолютно доступный сайт, можно посмотреть на примере сайта SoftServe. Здесь другой дизайн, более внятный текст и другая структура наполнения.

«Когда вы нажимаете на значок „глаз“ на главной странице сайта, сразу видите, как перестраивается страница. Все элементы становятся более видимыми. Например, меняется структура заголовков на странице, что позволяет людям с инвалидностью эффективнее навигироваться на странице и облегчает процесс восприятия контента. Я считаю эту версию хорошим примером доступного веб-ресурса и советую ознакомиться с ним всем, кого интересует, как может выглядеть сайт, доступный людям с инвалидностью», — советует Владислав Колпаков, Accessibility QC Engineer.

Бизнес-модель, построенная на идее тестирования сайтов и приложений на доступность

SoftServe много лет строит корпоративную культуру на принципах равенства и разнообразия и создает IT-продукты, облегчающие доступ к информации для людей с инвалидностью. А с 2019 года в компании работает отдел Accessibility Service, занимающийся тестированием веб-ресурсов, программ и мобильных приложений на предмет доступности, удобства для людей с инвалидностью. Этот отдел был сформирован в ответ на потребности клиентов, и спрос на его работу только растет.

Команда предлагает клиентам услуги по корпоративному обучению об Accessibility, аудите веб-ресурсов в соответствии с требованиями WCAG, предоставляет рекомендации по inclusion-design, а также участвует в реализации и контролирует процесс внесения изменений в веб-ресурс и мобильные приложения клиентов.

В SoftServe считают, что лучшими тестировщиками любого продукта являются люди, на которых этот продукт рассчитан. Чтобы предоставлять качественные услуги по тестированию доступности программного обеспечения, SoftServe привлекла к работе в отделе Accessibility Service инженеров с нарушениями зрения.

Кандидатов искали с помощью различных общественных организаций и фондов, работающих с незрячими людьми. Основными требованиями были знание английского языка и опыт использования компьютера. Те, кто изъявил желание работать тестировщиками, прошли трехмесячное обучение основам тестирования и Accessibility Testing в корпоративной IT-Академии.

«В течение трех месяцев обучения наши студенты изучили все, что изучают QA-инженеры. И вдобавок еще часть, которая касается тестирования доступности. Это очень большой массив информации. Но участники проекта продемонстрировали невероятное желание учиться и работать», — рассказывает Виктория Ряжская, ментор в SoftServe IT Academy и руководитель обучающей программы по Accessibility Testing.

Лучшим выпускникам предложили работу в компании. И сейчас в отделе работают восемь человек, пятеро из которых имеют нарушение зрения. Причем они работают наравне с другими и имеют такие же KPI.

«Равенство, знаете, это не о чувстве жалости к кому-то, это о равных возможностях. А также о возможности для людей с любыми нарушениями чувствовать себя такими, как другие. Наши незрячие коллеги работают наравне с другими инженерами, эффективность их работы измеряется так же, как и всех остальных, они участвуют в тех же процессах и общаются с клиентами», — рассказывает Виктория Ширяева, менеджер отдела Accessibility Service.

Почему безбарьерность и доступность продуктов — не благотворительность

За время существования отдела Accessibility Service в компании убедились, что идея сделать линейку продуктов, ориентированных на лиц с инвалидностью, не просто рентабельна, а достаточно прибыльна.

  • Во-первых, потому, что сегодня многие компании стремятся стать безбарьерными и продемонстрировать это, в частности, на своих IT-продуктах.
  • Во-вторых, потому, что SoftServe предлагает решения, максимально точно отвечающие запросам и потребностям клиентов.
Так что создание технологий для людей с инвалидностью оказалось для компании экономически выгодным. И это направление планируется активно развивать. Что касается отождествления безбарьерности и благотворительности, то в SoftServe вообще считают, что это стереотип, который нужно искоренять.

«Когда наш проект или команду воспринимают как нечто благотворительное и просто хороший поступок, который совершила компания, это не совсем корректно. Мы собирали команду и нуждались в инженерах, прежде всего accessibility-инженерах, потому что такие требования и потребности рынка. Согласно всем прогнозам рынок разработки программного обеспечения будет только увеличиваться в последующие годы, и адаптация цифрового контента для разных пользователей будет обязательной во все большем количестве стран», — комментирует Виктория Ширяева.


Читайте также