Заикаетесь и краснеете на собеседовании или переговорах с клиентами? Это вполне нормальная реакция, которая, однако, может мешать вам быть убедительным во время публичных выступлений. Без паники! Как снизить страх и напряжение, знает Ярина Геречка.

Каждый человек, который впервые (или не впервые) выходит на сцену, идет на собеседование, проводит презентацию, чувствует себя неуверенно. Ведь публичная коммуникация не является для нас чем-то естественным и органичным. Поэтому страх публики — это нормально, здесь нет ничего удивительного.

У всех дискомфорт проявляется по-разному: потные руки, дрожь, нехватка воздуха, красные щеки, чувство тревоги и даже плаксивость. Впрочем, нормальность этих явлений не означает, что с ними не нужно бороться. Конечно, нужно, потому что это все может мешать вам стать крутым спикером, которого бы слушали с открытым ртом.

Но, прежде чем прорабатывать свой страх перед публикой, нужно исследовать, в чем причины стресса и как его преодолеть. Основательница компании Theatre and Business, тренер по актерскому мастерству для владельцев бизнеса Ярина Геречка специально для читателей Work.ua разложила все по полочкам.

Ярина Геречка
Ярина Геречка
основательница компании Theatre and Business, тренер по актерскому мастерству для владельцев бизнеса

Почему мы чувствуем дискомфорт и стресс во время собеседования, самопрезентации, переговоров и других публичных выступлений? Приведу основные причины.

Мало практики

Встречается едва ли не у всех. Нас пугает то, в чем мы не являемся профессионалами, отсюда и дискомфорт, и волнение. Однако с этим можно работать. Для этого совсем не обязательно ежедневно выступать на конференциях или совещаниях, ходить на собеседования, можно использовать другие методы.

Например, может пригодиться техника под названием «Ментальная тренировка». Суть в том, чтобы за определенное время до публичного выступления (неделя-месяц), мысленно прогонять свой текст. Представьте, что вы уже на сцене, как бы вы вели себя, как отвечали бы на вопросы, какие интонации использовали. Когда вы действительно окажетесь перед аудиторией, у вас уже будет план действий и приблизительное представление, как все должно выглядеть.

Чрезмерные ожидания

В реальности все происходит не так, как мы планируем. Сколько бы вы не тренировались у себя в голове, а наяву все будет иначе. Часто люди составляют себе план идеального выступления, и, если что-то выбивается из него, начинают стрессовать. Поэтому нужно прекратить поднимать планку. Подготовьтесь к коммуникации максимально, и пусть все идет естественно. Не ожидайте от себя слишком много — это вредно для самооценки.

Комплексы

Они есть у всех, но не все с ними работают. Неуверенность в своей внешности, голосе, профессионализме — это то, что может вам помешать проводить эффективную коммуникацию. Поэтому комплексы нужно разбирать и избавляться от них. Можно даже обратиться к психологу.

Негативный опыт

Если у вас уже есть неудачный опыт в коммуникации, дискомфорта не избежать. Однако это нужно преодолеть в себе. Никто не идеален, и провалы — это нормально. Не позволяйте прошлому тормозить ваш прогресс.

Разобрав причины дискомфорта и стресса в условиях публичности, поговорим, как от этого избавиться и какие актерские техники использовать.

Техники действуют на короткую перспективу, как таблетки от зубной боли, поэтому эффект не будет продолжительным. Чтобы уверенно коммуницировать и выступать, нужно посвятить учебе больше времени. И эти упражнения помогут справиться с волнением здесь и сейчас.

Техника «Заземление»

Перед выступлением мы часто чувствуем напряжение или страх и пытаемся их подавить в себе. Но это неправильно. Чтобы избавиться от волнения, нужно довести напряжение до пика, и тогда вас отпустит.

Технику делают сразу на все тело или на каждую группу мышц отдельно. Максимально напрягитесь и продержитесь так 2 минуты. Так мы доводим свое состояние до максимальной точки и расслабляемся. Работая со всеми мышцами поочередно, нужно напрягать их по 20 секунд. Вы сразу заметите, как дискомфорт исчезает.

Техника «Попрыгунчик»

Это упражнение направлено на то, чтобы полностью расслабить ваше тело и вывести ненужные эмоции.

Сначала выпрямите руки и помашите вперед-назад. Затем расслабьте их, представьте, что это такие себе переваренные макароны, снова размахивайте. Двигаться должны только руки, это поможет «вытрясти» из них напряжение. На последнем этапе упражнения ссутультесь и начинайте прыгать, будьте расслабленными. Важно при этом выдавать длинный звук «а-а-а-а-а». Так мы выводим эмоции.

Техника «Кукла»

Это упражнение поможет вам лучше чувствовать свое тело.

Представьте, что вы — большой и твердый кусок пластилина. А теперь поднимите руки и разомните его, то есть себя. Начинайте с головы, шеи, плеч и так далее. Помассируйте основные группы мышц, почувствуйте, как ваше тело становится мягким и послушным. Теперь сложите ладони в форме лодочки и снова пройдите все точки, простукивая их руками и издавая звук «а-а-а-а».

Когда вы расслабили свое тело и вывели лишние эмоции, представьте, что вы — запыленная кукла в серванте. Все ваши волнения — это пыль, а ваша рука — губка. Проведите рукой по всему телу, как будто смахивая грязь. Дискомфорт и стресс медленно отпускают.

Что еще может мешать

Кроме органических причин волнения перед выступлением, существуют другие. Например, когда человек не уверен в том, что говорит, не получает удовольствия от процесса, дискомфорта в таких условиях не избежать. Поэтому существуют техники, которые помогут почувствовать себя уверенным и классным, быть таковым на самом деле, а не делать вид.

Откуда взять внутреннее наполнение и что сказать? Вот несколько упражнений:

  • Возьмите лист А4 и разделите его на две части: «Кто я?» и «Какой я?». В каждую колонку нужно вписать 20 пунктов. Например: «Я профессионал», «Я убедительный» и другие. После этого выберите 10 самых интересных определений из каждой части и составьте небольшую самопрезентацию. Постарайтесь сделать это интересно, чтобы запомниться. Включите камеру и потренируйтесь говорить. Пусть ваше представление будет ярким и доступным.
  • Возьмите лист и напишите на нем список «100 вещей, за которые я молодец». Вы сами будете удивлены, сколько интересных черт у вас есть. Это упражнение направлено на повышение самоценности. Когда вы знаете себе цену, вам легче коммуницировать с другими людьми
  • После первого списка, нужно писать такие перечни ваших хороших качеств каждый день по 50 таких списков. Это могут быть даже неочевидные вещи, но это будет вас мотивировать. Публика только тогда увидит ваши преимущества, когда вы сами их увидите.

И помните: основное в коммуникации — осознавать свою ценность и ценность своих мыслей, тогда вы передадите это и настроение слушателям. Главное — не сдаваться и практиковаться.

Изображение из х/ф The King’s Speech, 2010 г.


Читайте также



4 комментария

Ірина Шевчук 25.02.2021, 15:57
Те в чому не професіонали,не має лякати. Люди мають знати,що їм потрібно. У всьому професіоналом не будеш, і не потрібно. Є такі люди,3 освіти,аспірантура,курси. Самі розумні. Але вони не бачуть як люди до них ставляться. Вони типу постійно розвиваються. А всі інші -на їх думку,дурні. Це люди,у яких комплекси. Уникаю людей,які говорять,а всі мовчать. Коучі,спікери,які люблять велику аудиторію.Їм потрібна публіка.Це нарциси. Не не було в них хороших друзів,комплекси.
Ірина Шевчук 25.02.2021, 16:00
Колись не було всіх тих курсів, як спілкуватись,а друзі спілкувались,розуміли один одного. А коучам треба було виходити надвір і спілкуватись з дітьми,а не сидіти дома. А потім стали "великими" коучами. І думають,що люди їх слухають. Не кількість,а якість спілкування з людьми. Бути собою. Не придумувати ,що ти кращий
Ірина Шевчук 25.02.2021, 16:04
А то всі стали акторами. А де щирість? Щирість-ознака якісного спілкування. І не важливо як ти сказав гарно, грамотно,пафосно. Важливо,що ти сказав зрозуміло. І не треба пострибунчиків. Це простіше,не треба ускладнювати. А якщо тебе не почули,то може так треба.
Марфа Иванова 26.02.2021, 23:58
Начинаем всегда с вещателей. Театр начинается с вешалки. Смотрим на фото Ярины Гречко. Смотрим на обычные фото жителей Европы. Где разница? Язык жестов. Искренняя улыбка, умение держать улыбку, открытый взгляд. А не из-за угла. Фото студийное. И даже на нем - что можно прочитать? А теперь расскажите кому интересно делиться с людьми, которым все равно? Сидят с перекошенной физиономией после похмелья или хамка, далекие от темы? Им ваше не интересно. Главное аудитория. Если людям интересно, что вы рассказываете, чем вы делитесь. Есть реакция. Если сидят и в глазах пустота. То люди не актеры. Билеты в театр не продают. Купи, иди и требуй шоу. Это просто не ваши не люди. Ценность коучеров по выступлениям нулевая. Типовые, плохая дикция, много пафоса. Не верим. Лучше выбрать стандартный вариант любимого телеведущего. Политического. Манера, спокойствие и без суеты.Они высказывают свой взгляд (подготовленный). Но убедительно.

Чтобы оставить комментарий, нужно войти.