- 79071
7 признаков современного резюме
Михаил Притула о том, как должно выглядеть резюме специалиста, претендующего на интересную работу и высокую зарплату.
Резюме не только знакомит рекрутера со специалистом, но и сопровождает весь процесс найма. Его читают, перечитывают, передают нанимающему менеджеру. В некоторых компаниях резюме будут по очереди оценивать три, а то и четыре человека. Важно, чтобы оно понравилось каждому. Но первый, кого должно впечатлить резюме, конечно же, рекрутер.
В среднем специалист по поиску персонала просматривает за день 100-300 резюме. Иногда эта цифра превышает 500. При таком количестве внимательно прочесть все резюме просто нереально, и рекрутер обращает внимание сначала на самые важные пункты.
Какие места в своем резюме стоит усилить и каких ошибок необходимо избегать?
1. Структура резюме
Есть разные рекомендации по структуре резюме с нюансами для тех или иных профессий и компаний. Как человек, просмотревший более 100 000 таких документов, советую следующую структуру:
- имя и фамилия;
- фотография;
- контактная информация;
- цель (желаемая должность);
- ключевые компетенции (если раздел опыта большой);
- образование;
- дополнительное образование (тренинги, семинары);
- опыт работы;
- дополнительная информация (владение языками, водительские права).
Такую структуру резюме можно считать универсальной. Она будет уместна для любой сферы деятельности.
Моветон:
Дурной тон — фото на ярком фоне, с вечеринок, из семейного архива. Не стоит указывать пол, семейное положение и наличие детей тоже будут лишними в большинстве случаев. Исключение составляют ситуации, когда этот опыт может быть расценен как преимущество в работе. Также допустимо написать «замужем, есть ребенок», если вы молодая девушка — и если это правда, разумеется. Это поможет показать работодателю, что вы не уйдете в декрет через несколько месяцев. Информацию о своем разводе, гражданском браке и другие неоднозначные факты указывать категорически не рекомендую.
2. «Шапка» и цель
В самом верху располагаются имя, фамилия и контактные данные. Справа — фото. Отчество указывать не нужно, сейчас это не принято. Из контактов пишут номер телефона, электронную почту и город проживания.
Под этим разделом размещают цель. Цель — это желаемая должность. Как вариант, можно указать несколько смежных областей. Это актуально, если в компании нет открытых вакансий, но вы бы хотели работать там в будущем, а также если вы отправляете резюме в агентство. Для кардинально разных направлений лучше создать разные резюме.
Моветон:
Верхний блок нельзя перегружать. Не указывайте слишком много контактных данных, это отвлекает. Одного номера телефона и почты более чем достаточно. Также этот раздел особенно «чувствителен» к общим фразам и размытым формулировкам. Не пишите в качестве цели «получение интересной работы, которая позволит мне проявить свой потенциал», только конкретную позицию.
3. Ключевые компетенции
Если у вас довольно богатый опыт, который не окинешь взглядом за пару секунд, можно выделить раздел ключевых компетенций. Здесь описываются навыки и области знаний, в которых вы считаете себя экспертом. Также можно указать несколько личных качеств, имеющих непосредственное отношение к должностным обязанностям.
Моветон:
Не пишите в качестве ключевых компетенций те навыки, которые вы применили всего раз или два. Этот раздел — проявление лучшего опыта и качеств, он должен быть коротким. Если не знаете, что написать, можно и вовсе пропустить его.
4. Как описывать образование и опыт
Образование и опыт — блоки, которые могут меняться местами. У разных рекрутеров разные приоритеты. Но чаще образование все-таки размещается перед опытом.
В разделе основного образования указывают вузы и специальности. Если до вуза вы окончили техникум, его писать не следует. И тем более не нужно указывать школу. В списке дополнительного образования будут полезны любые тренинги, которые касаются рабочих обязанностей.
Опыт описывают в обратной хронологии — от настоящего момента к прошлому. Указывать нужно только релевантный опыт, студенческая подработка барменом — лишние сведения в резюме маркетолога или креативного директора. Даже опыт «по теме» необязательно писать весь. Оставьте последнее и предпоследнее место работы, а из предыдущего опыта — только самый значимый: высокие позиции, известные бренды.
Длительные перерывы в опыте вызывают настороженность, поэтому их лучше объяснить: декретом, состоянием здоровья, семейными обстоятельствами. Но это актуально только для тех случаев, когда перерыв случился между двумя позициями. Декретный отпуск, из которого вы вернулись на предыдущую должность, указывать не нужно.
Моветон:
Рекрутеры уделяют особое внимание датам в разделе опыта. Те позиции, на которых соискатель проработал меньше двух лет, производят не лучшее впечатление: кажется, что человек не может удержаться на работе. Сотрудник начинает приносить компании ощутимую пользу только через год, так что более короткий опыт лучше вообще не указывать. Если вы сменили несколько должностей в рамках одной компании/холдинга или были заняты проектной деятельностью с несколькими заказчиками, эти этапы лучше объединить, чтобы визуально они выглядели как одно целое. А уже в описании можно указать подробности.
Небольшой лайфхак: даже если вы ищете работу после увольнения, оставьте открытой дату окончания работы на последнем месте. Всегда есть вероятность, что соискатель составлял резюме до увольнения, а затем не обновил его.
5. Достижения
Описывая опыт, необходимо указывать, что именно вы делали, и раскрывать основные достижения. Достижения — это ваша польза для компании, которую можно измерить и выразить в конкретных цифрах. Для каждой профессии достижения свои. Продавцу нужно указать объемы продаж, маркетологу — известные проекты и их прибыль, разработчику — технологии и объемы данных. На менеджерских и лидерских позициях важно количество сотрудников в подчинении.
Моветон:
Опыт без достижений снижает привлекательность резюме примерно в полтора раза. То же делают и достижения без конкретики.
6. Личные качества
В начале 2000-х все начали писать о личных качествах как под копирку: целеустремленный, быстро обучаемый, стрессоустойчивый, клиентоориентированный. От таких однотипных формулировок рекрутеры быстро устали, и данный раздел почти перестали читать. Но теперь личные качества возвращаются в фокус внимания специалистов. Вот только описывать их стоит иначе.
Лучше отказаться от шаблонных слов и выражений, заменить их живыми формами, близкими к разговорным. Личные качества, как и профессиональные достижения, необходимо подкрепить примерами. «Целеустремленный» — слово, которое уже ничего не значит. Полезнее будет сказать: «Добиваюсь поставленных целей точно в срок: вовремя сдал проект, когда ведущий разработчик неожиданно ушел на больничный».
Моветон:
Не указывайте качества, которые не можете подтвердить историями из опыта. Избегайте причастий, делайте ставку на глаголы. Не «стрессоустойчивый», а «хорошо справляюсь со стрессовыми ситуациями», не «клиентоориентированный», а «на первое место ставлю интересы клиентов».
7. Тренды в оформлении
Чтобы резюме выглядело современным, его стоит оформлять в соответствии с актуальными тенденциями. Советую отказаться от устаревшего Times New Roman и писать резюме шрифтом без засечек: подойдет Arial или Calibri. Кегль — 10 или 12, одинарный междустрочный интервал. Допустимо выделять названия разделов более крупным кеглем.
Сохранять резюме сейчас принято в формате .docx. Формат .doc считается неактуальным. Отправлять резюме в .pdf не советую: иногда рекрутеру нужно внести в документ правки, чтобы он соответствовал требованиям компании.
В имени файла должна быть фамилия, а в идеале — еще и должность, на которую вы претендуете. Для отправки стоит использовать почту формата «имя.фамилия@gmail.com», никаких никнеймов или уменьшительно-ласкательных форм. И не отправляйте письмо с рабочего адреса «имя@компания.com»: это неэтично и плохо выглядит.
Моветон:
Не рекомендую создавать резюме с помощью специальных сервисов. В них часто используется неудобная структура, лишние поля, логотип сервиса и другие элементы, отвлекающие внимание. Лучше потратить пару часов и составить резюме в Microsoft Word — оно будет смотреться более профессионально.
Общий объем резюме — 2 страницы. Меньше не советую, если вы не студент или совсем молодой специалист. Больше — лишнее. Если нужны будут подробности, рекрутер задаст дополнительные вопросы на собеседовании или запросит CV.
Перечитайте свое резюме несколько раз, удалите все лишнее, добавьте значимых фактов. И не забывайте проверять орфографию. Грамотное и хорошо структурированное резюме — шанс, что компания высоко оценит вашу кандидатуру: в том числе и в денежном эквиваленте.
Источник: LIGA.net
Читайте также:
15 комментариев
Чтобы оставить комментарий, нужно войти.
- нужно внести в документ правки, чтобы он
- соответствовал требованиям компании.
Автор подчеркнул, свое невежество и неумение пользоваться иструментарием ;(
Один абзац бреда, и весь остальной текст можно не читать.
Мы ведь все какое-то образование получаем.