Дизайн-мышление — это методика, которую используют, чтобы найти нестандартные идеи, новые решения старых проблем. Она учит создавать действительно важные и нужные продукты, потому что принцип фокусируется на «болях» потребителя.

Применять дизайн-мышление можно не только для изобретения чего-то, но и для улучшения собственной жизни. Для этого воспринимайте ее тоже как проект. Метод дизайн-мышления состоит из четырех этапов.

Исследование

Первое, с чего следует начать — узнать, какие проблемы вашей целевой аудитории надо решить, что ее действительно волнует.

Подумайте, может вы лично хотели что-то исправить или улучшить в своей жизни.

Выберете одну наиболее актуальную проблему.

Например, ваша целевая аудитория — это вы. И вы хотите понять, чем заниматься в жизни. Для того, чтобы правильно понять проблему, которую надо решить, сначала стоит определить кто вы, во что вы верите, то есть определить ваши ценности и как ваша будущая деятельность будет с ними соотноситься.

Для этого можно написать два сочинения и вести дневник позитивных эмоций. Первое сочинение должно быть о том, как вы видите свою идеальную деятельность.

Опишите свой идеальный рабочий день, но не обязанности, которые хотите выполнять, а то, что вас должно окружать. Например, вы хотите работать в большом коллективе, лететь с одной встречи на другую или сидеть в кабинете перед монитором, практически ни с кем не контактируя.

Второе эссе напишите о ваших взглядах на жизнь. Какие ваши приоритеты? Ради чего вы готовы просыпаться по утрам? Что сподвигнет вас на достижение целей? Если во всем этом не найдется места для теперешней деятельности — это звоночек, что надо ее сменить.

Ну, а дневник позитивных эмоций нужен для того, чтобы отслеживать, как вы реагируете на свою работу. Если она приносит вам позитивные ощущения, вы вовлечены и ощущаете прилив энергии, то все хорошо.

Дневник поможет вам отследить дисбаланс. Возможно, работа вам нравится, но вы после нее как выжатый лимон, значит, либо вы неэффективно распределяете время, либо стоит задуматься о смене деятельности, ведь вам скоро грозит эмоциональное выгорание.

Постановка задачи

На этом этапе запрос на улучшение трансформируется в задачу. Чем точнее проблема будет сформулирована, тем эффективнее вы ее решите.

  • Выбираете незакрытую потребность.
  • Формулируете, чем именно она вызывает дискомфорт.
  • Ставите задание — что и почему надо исправить.

Чтобы лучше сформулировать задачу, используйте следующие упражнения.

  1. Ответьте на вопрос «Зачем?» пять раз. Это поможет понять ваши глубинные потребности. Предположим, вы написали эссе из предыдущего пункта и поняли, что надо менять сферу деятельности. Делаем утверждение: я хочу поменять сферу деятельности. Зачем? Чтобы не испытывать эмоционального выгорания. Зачем? Чтобы быть счастливее и здоровее. И так далее.
  2. Второе упражнение — сформулируйте в одном предложении свою проблему по формуле: «У (потребителя) есть (потребность), потому что (мотивация)». Например, «У меня есть желание сменить деятельность, потому что текущая приносит только негативные эмоции».

Брейншторминг

Этап генерирования идей нужен для поиска решения проблем.

Создайте ассоциативную карту. Начните мозговой штурм, отталкиваясь от своего главного приоритета. Чем больше вариантов вы придумаете, тем лучше. Если вам кажется, что есть только один вариант развития событий, значит, он точно неправильный. Во время брейншторма не оценивайте критично все мысли, которые приходят в голову, а просто их записывайте. А как закончите, тогда и будете выбирать самую подходящую идею.

Второй способ поиска решения проблемы — написать минимум три сценария развития своей жизни на 3-5 лет вперед.

В первом опишите, что будет, если вы продолжите развиваться по уже существующей траектории.

Во втором распишите, что будете делать, если ваше занятие просто-напросто исчезнет. Чем вы будете заниматься, есть придется кардинально изменить деятельность.

В третьем сценарии пофантазируйте на тему, чем вы займетесь, если вам больше не надо будет зарабатывать деньги.

Каждый план оцените:

  • насколько вам подходит такое будущее;
  • хватит ли сил и ресурсов, чтобы воплотить задуманное;
  • будут ли сбалансированы работа, личная жизнь и отдых;
  • достаточно ли реалистично выглядит план.

После ответов на эти вопросы вы увидите какой сценарий развития вам подходит больше и можно смело переходить к последнему этапу дизайн-мышления.

Прототипирование и тестирование

Вот и настало время применять на практике то, что так усердно расписывали до этого. Возможно, придется создать не один прототип и не один раз испытать его, пока не найдете единственно верную гипотезу. Но только так можно создать действительно уникальный жизненный проект.

В нашем примере по смене деятельности можно выделить два основных способа, как протестировать свою гипотезу.

  1. Первый — это поговорить с человеком, который уже давно занимается тем, что нравится и вам. Расспросите про все плюсы и минусы, подводные камни. Сходите на консультации или обучение к практикующим специалистам. В общем, перенимайте опыт при помощи коммуникации.
  2. Второй — приобретение практического опыта. Проходите стажировки, станьте волонтером или попросите стать помощником. Пусть сначала вам не будут платить большую зарплату, но зато вы так поймете в каком направлении двигаться. Не бойтесь просить выполнить тестовое задание для вакансий, даже если думаете, что у вас недостаточно компетенций для этого. Только таким способом вы можете их прокачать на практике.

Читайте также