Как не сгореть на работе

Как не сгореть на работе
Что такое «профессиональное выгорание» и как не стать «свечой на ветру»? Work.ua знает, как не сгореть на работе.

«Каждый работник осознает, что стресс может стать огнем радости от работы, которая выполняется. Но если у работника не хватает ресурсов для управления и контроля над этим огнем он может „сгореть“», — так описывал термин «профессиональное выгорание» в 1974 году его автор, американский психиатр Герберт Фрейденбергер. 

Многим из нас приходилось сталкиваться с безучастными докторами, злыми учителями или недоброжелательными менеджерами. А может не так давно некоторые из сегодняшних грубиян и циников были вдохновенными энтузиастами с сияющими глазами и искренним желанием помочь всем вокруг. Просто они стали жертвой профессионального выгорания.

Тест на выгорание

Кристина Маслач, автор современной концепции выгорания, состояние профессионального истощения описывает однозначно:

«Что может произойти, если вы начнете выгорать? Фактически три вещи: вы стали хронически исчерпаны, циничными и отрешенными от вашей работы, и вы чувствуете, что становитесь все менее эффективны на работе».

Разницу между эмоциональным и профессиональным выгоранием объясняет психолог и HR IT-компании Robosoft LLC Татьяна Рудык:

«Любая работа вызывает эмоции. Профессиональное выгорание возникает в результате хронической усталости от работы, внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» от них. То есть когда эмоциональная сфера человека не в гармонии, то профессиональное выгорание вытекает с эмоционального, и наоборот».

От энтузиазма к отвращению: причины наступления выгорания

Дорога профессионального выгорания обычно не особо извилистая: от энтузиазма к отвращению. Причины профессионального выгорания, в основном, отсроченного действия. Серия неприятных эпизодов может напомнить о себе спустя несколько месяцев и даже лет.

1. Самое распространенный возбудитель выгорания — разочарование и неоправданные ожидания. В себе и своих возможностях, в профессии и её достижениях, в людях. Медицина не всесильна, закон не всевластен, а искусство не подчиняет души, коллеги не святые, карьерное продвижение не складывается.

2. Рутина. Немудрено, что рутина убивает и вдохновение, и энтузиазм, особенно у пылких натур. Повседневные задачи у большинства сотрудников изо дня в день остаются одинаковыми. Через 1-1,5 года возникает желание дополнить работу чем-то новым, но не всегда существует подобная возможность.

3. Нестабильность, хронический страх потери места работы. Во многих компаниях сотрудникам задерживают зарплату, не объясняя причин. Работники, занимающие на рынке труда позицию внешних консультантов, вынужденных самостоятельно искать себе работу и также часто находятся в напряжении остаться без заказов. Шаткая ситуация на рынке труда, не всегда оправданная, но панику наводящая.

4. Довольно часто выгорание является защитной реакцией людей, работающие в системе «человек-человек», чья работа связанна с интенсивным, тесным общением с клиентами и эмоциональным перенапряжением, стрессами — врачи, юристы, социальные работники, педагоги, специалисты клиентских служб, журналисты, психологи, политики, менеджеры по продажам, руководители.

Доктора быстро привыкают жить в эмоционально невыносимых для нормального человека условиях. Некоторым удается за психологической броней сохранить живую, чуткую душу. Но не всем.

5. Люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. К примеру, женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

6. Работа на износ также способствуют возникновению синдрома, отсюда и хронические стрессы, переработки, необходимость трудиться в условиях высокого эмоционального напряжения, низкая отдача.

Но утверждение, что при интенсивной и длительной работе эмоциональное выгорание неизбежно — миф. Работать с душой, ежедневно выкладываться, занимаясь любимым дело — можно и правильно. При правильной организации жизни и работы вам ничего, кроме радости и благодарности людей, не грозит. Главный момент — «при правильной организации жизни и работы». 

Исцели себя сам!

Если отойти от темы «кто виноват» и придти к «что делать», то есть несколько решений, как помочь себе самому.

Поднимитесь над ситуацией

Самый распространенный способ — попробовать подняться над ситуацией, изменить свой угол зрения, посмотреть на свое положение и работу с более глобальной точки зрения. Холерики и меланхолики страдают чаще, чем флегматики и сангвиники. И вот почему: умение отстраняться, дистанцироваться от чужих переживаний, особенно негативных, а также сглаживания всех спорных ситуаций смехом да шутками — это помогает сосредоточиться на решении проблемы, рабочей задачи, оказании необходимой помощи.

Принимайте благодарности

Необходимо научиться принимать благодарности, похвалу, награды и подарки — если вам их дают, значит, вы заслужили. На рабочем месте или на видном у себя дома стоит вывесить список достижений, успехов и регулярно пополнять его — это поможет наглядно представить результаты своего труда. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

Избегайте переработок

По возможности избегайте привычки «брать работу на дом», не позволяйте беспокоить вас по окончании рабочего дня. Люди, которые работают больше 48 часов в неделю — в группе риска. Находите время для себя, вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Смените декорации

«Очень полезно выделить себе хотя бы пару дней в месяц полностью свободных от работы, контактов с коллегами, воспитанниками и пациентами, и посвятить отдых приятному, интересному времяпрепровождению. Необходимо любой ценой взять отпуск, приятно провести время, а затем, в спокойной обстановке, попробовать расставить цели и приоритеты в жизни и работе», — главный совет от Татьяны Рудык.

Будьте внимательны к себе

Профессиональное выгорание становится определенным звоночком, напоминая про необходимость заботиться о себе. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

Переосмыслите свою работу

Используйте ваши постоянные обязанности для достижения глобальных значимых для вас целей. Оставаясь на своем рабочем месте, постарайтесь освоить то, что ранее казалось вам проблемой. Не стоит концентрировать все усилия на том, что вы и так знаете досконально. Таким способом вы сможете разжечь интерес к своей профессии, сделав ее отличным инструментом для саморазвития.

Уход в область, которая лежит рядом

Уход в смежную область может стать отличным выходом из ситуации, когда вы чувствуете, что изжили себя на старом рабочем месте. Этот принцип еще называют горизонтальной карьерой.

Смените род деятельности

Найти другую работу — это достойный вариант, если вы четко про себя понимаете, что ваша песня в этой сфере спета. Меняя направление своей деятельности, важно понимать, что в любом новом деле будет тоже самое, причем с начала: первый этап быстрого естественного роста (песочница новичка) — становление середнячком через преодоление — выход в мастерство и бесконечное самосовершенствование через усилия и личный рост. Остановитесь на деле, в котором лично вам можно расти до бесконечности и занимайтесь им.

Поддержка коллег

Сотрудники, которые получают поддержку от коллег и руководителей в меньшей степени быть подвержены профессиональному выгоранию. Поддерживайте коллег в трудные периоды, хвалите, и ищите такой помощи сами. Говорите о всех тревогах, ищите обратную связь и не замыкайтесь в себе.

Задавайте себе вопросы

Для чего я это делаю? Является ли это для меня ценностью? Нравится ли мне делать то, что я делаю? Чувствую ли я, что это хорошо? Приносит ли мне то, что я делаю, радость?

Эти вопросы важны всегда, чем бы вы не занимались.


Work.ua желает всем только загорать от удовольствия, а не сгорать на работе.


Читайте также

Комментарии (14)

Ольга Иванченко, 16.02.2015, 19:55
Классная статья, спасибо! Поддержка и похвала коллектива и начальства очень важна, особенно для женщин.
Юлия Загоруйко, 16.02.2015, 20:32
Теперь стало понятно,с чем столкнулась я на предыдущей работе.Это очень нужная статья, и стоит прислушаться к советам - ведь выгореть на работе очень легко.Берегите себя.
Николай Вьюник, 16.02.2015, 21:11
Очень классная статья. Это важно , чтобы человек знал всё это, тогда ему легче будет бороться с таким видом преград. Спасибо!
Виталий Георгиев, 16.02.2015, 22:04
Согласен на все 100% особенно когда руководство не выплачивает зп.изп.и при этом ничего не обьясняя) спасибо вам за статью))
Юлия Трофимова, 16.02.2015, 22:22
Статья просто улет , спасибо)
Анжелика Костенко, 16.02.2015, 22:43
просто потрясающе.получила ответы на многие вопросы.стоит прочесть всем.поднимается важный вопрос сейчас.
Елена Тришина, 16.02.2015, 22:45
Статья отличная и полезная! Спасибо авторам!
Иван Масол, 17.02.2015, 01:41
Статья действительно полезная! только моё мнение, что она полезна для тех людей! которые пошли на первую работу.
Татьяна Хижняк, 17.02.2015, 07:58
Спасибо за статью! Для меня, она открылась вовремя....
Юлия Александровна, Ривьера, ЧП, 18.02.2015, 12:01
Читаю комментарии и понимаю, что полезности в них - "0". Ну, вот, что значит комментарий - "Статья просто улет!"??? Где информативность?...Ну, да ладно...Хочу поделиться вот чем: проводя оценку кандидатов, ежедневно провожу тест, который, в том числе, определяет такой показатель, как "уровень счастья" - это показатель того, насколько человек увлечен тем, что делает, насколько он жизнерадостен и весел, насколько он удовлетворен достижением своих целей. И в 8 из 10 случаев этот показатель ОЧЕНЬ низкий, на уровне скрытой агрессии, страха, состояния жертвы. Это говорит о том, что большая часть украинцев живут в "проблемах". Это состояние нации. Поэтому данная статья способна помочь, на мой взгляд, только тем личностям, которые по жизни находятся в" высоком тоне" уровня удовлетворенности. Которые сами себя способны мотивировать в течение длительного времени.
Юлия Загоруйко, 18.02.2015, 14:07
Уважаемая Юлия,Вы правы.Но бывают такие ситуации,когда увлеченность своим делом не спасает,всегда в тонусе быть сложно,особенно,когда рабочий график 6 дней и далеко не 8 часов в день.Уже не касаясь вашего комментария, но хочу сказать:это наш менталитет. Нас не учат с детства,как правильно принимать важные решения,и многие просто ищут свой путь,пытаются разглядеть на текущей работе себя.Результаты тестов только показывают,что человек не уверен,нужна ли ему именно Ваша работа.И особенно сейчас,когда при таком разнообразии вакансий попадается столько мошенников и скрытых подводных камней.Возможно,говорю за себя.Потому что понимаю,что главное наличия сильного желания.
Ирина, Zunami LTD, 18.02.2015, 17:24
те, що нас не вчать з дитинства розвивати себе і шукати роботу, яка подобається - це правда. Тому ми маємо самі розвивати себе, шукати напрямки діяльності, які найбільше подобаються, де можемо себе найкраще проявити і не боятися, що мало грошей за це платять. Тут головне нікого не звинувачувати в тому, що відбувається, а проаналізувати, можливо ти сам щось не те робиш. Чітко уявляти, чого хочеш, і воно обов’язково збудеться!
Максим Брык, 06.03.2015, 21:41
Огромное спасибо за статью, действительно есть над чем задуматься.
Ирина Сафонова, 28.07.2015, 14:52
По-моему, основная идея статьи-позитивное отношение к себе, своему месту и жизни вообще и призыв упорядочить свои мысли и действия. Главное - человек не должен быть один. Если что не получается-просто подумай: именно это тебе надо? И все сложности на нашем пути - лишь указатели для принятия правильного решения, как распутье в сказках. Желаю всем правильного направления!

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий