Менеджер проекта — кто он?

Менеджер проекта — кто он?
Профессия «менеджер проекта» появилась в середине XX столетия в военных ведомствах США, где были созданы первые инструменты управления проектами. На рубеже веков она получила всеобщее признание и была названа самой востребованной профессией десятилетия.

Несомненно, успех любого проекта во многом зависит от профессионализма его руководителя, поэтому подходить к вопросу о назначении менеджера проекта следует с особой ответственностью.

Если должность «менеджер проекта» вводится в структуру организации, то можно определенно сказать, что компания уделяет большое внимание своему развитию.

На данного работника обычно возлагаются следующие обязанности: идентификация целей и задач проекта, описание требований к конечному продукту, создание его в утвержденные сроки и в рамках определенного бюджета, управление соответствующими процессами с соблюдением корпоративного стандарта управления проектами и т. д.

Обязанности менеджеров проектов в одной компании не меняются, если эта функция формализована. Могут отличаться лишь сами проекты, их масштаб и состав команд, работающих над ними. Если на предприятии есть корпоративный стандарт системы управления проектами, то в нем должен содержаться весь перечень функций менеджера. Если же такого стандарта нет, то обязанности могут различаться в зависимости от направления деятельности конкретного специалиста.

Проектный менеджмент и линейное управление

Нередко руководители компаний не совсем четко понимают разницу между операционным и проектным управлением, что может отрицательно повлиять на решение о назначении менеджера проекта. Различия в данном случае касаются следующих областей: характер, период и условия работы, доступность необходимых ресурсов, свойства получаемого результата.

Так, основные особенности проектного управления следующие:

  1. Проект всегда имеет цель, изложенную таким образом, чтобы все заинтересованные стороны однозначно интерпретировали ее и имели представление о результате проекта до его начала.
  2. Проект всегда планируется на ограниченный период (как короткий, так и очень долгий) и не предполагает возобновления работ после их завершения (в противном случае либо имеет место длительный операционный цикл, либо проект не был должным образом спланирован).
  3. Получаемый по окончании проекта результат обладает уникальными (ранее не существовавшими) свойствами, либо его создание проходит в условиях, отличающихся от тех, в которых ведется обычная работа подразделений компании.
  4. Необходимые для проекта ресурсы (в т. ч. временные) ограничены, и степень их доступности может существенно повлиять не только на ход проекта, но и в значительной степени на его результат.

Если не выполняется хотя бы одно из перечисленных условий, то назвать деятельность проектной нельзя.

Должность «менеджер проектов» становится модной не только для отдельных специалистов, но и для компаний. Возведя в ранг обязательных ограничения по времени выполнения, проектной стали называть любую работу по достижению конкретной цели с утвержденными сроками. Соответственно исполнителей (даже не руководителей) этих задач называют менеджерами проектов. Так, можно встретить «менеджера проекта по анкетированию», «менеджера проекта по подаче объявления».

К примеру, хлебозавод начинает выпускать новый потребительский продукт — печенье. Мастера цеха, в котором оно выпекается, назначают менеджером проекта, но на деле он продолжает заниматься своей обычной операционной деятельностью. Фактически имеет место переименование должности с целью показать значимость данного участка работ.

Однако, как показывает практика, операционный менеджер без опыта управления проектами и специального обучения зачастую не подходит для данной деятельности. Он нацелен не на конечный результат, а на поддержание хода работы; от него требуется опыт администрирования, а не управления командой.

Нередко начальник цеха или отдела придерживается авторитарного стиля руководства: отдавая распоряжения, он не предполагает, что подчиненные будут его обсуждать, и отвергает их предложения по улучшению. Такой подход неприемлем для проектной деятельности, в которой довольно сложно однозначно описать все процессы и пути достижения результата и от сотрудников требуется существенный элемент творчества. В целях создания условий для его проявления менеджеру необходимо сформировать команду единомышленников, более того, он должен стимулировать внесение предложений, направленных на максимально качественное выполнение задачи.

Сотрудников в проектную группу подбирают, как правило, из числа профессионалов в конкретных областях, имеющих значение для успешной реализации проекта. Терпеть в команде «няньку» они не будут, как не допустят и деспотического отношения к себе со стороны руководителя. В данном случае команда собирается для совместной работы на ограниченный срок, и времени на разрешение конфликтов у нее не так уж много. Чтобы сформировать сплоченную команду единомышленников, менеджеру проекта следует придерживаться стиля «демократичного лидера», способствующего тому, чтобы каждый участник проявил свои знания и умения и чтобы вместе с тем сохранялось движение всей группы в направлении целей проекта.

Особенности управления проектом

В любой профессии есть типичный набор проблем, достаточно изученный специалистами по управлению персоналом. Если же говорить о сложностях в работе именно менеджера проекта, то их может охарактеризовать такой факт. Около 80% времени данного сотрудника занимают коммуникации:

  • общение с участниками команды,
  • переписка с контрагентами,
  • согласование различных вопросов с руководителями структурных подразделений,
  • предоставление отчетности вышестоящему начальству,
  • участие в собраниях, совещаниях, внутрикорпоративных конференциях,
  • бесконечные телефонные переговоры и многое другое.

Главная сложность при этом — добиться сочетания соответствующих личностных и профессиональных качеств. Успешное выполнение данной части работы — залог того, что оставшиеся 20% времени не будут потрачены впустую.

Компетенции руководителя проекта

Менеджер проекта — универсальная должность. Основа его успеха — это опыт и знания в таких областях, как руководство персоналом, управление контрактами, поставками, финансами, рисками, качеством и многое другое. В то же время, даже будучи лидером, он не сможет привести свою команду к хорошим результатам без использования современных методов коммуникации.

Не приходится ожидать, что без опыта можно сразу реализовать крупный проект. Однако небольшие проекты, цели и задачи которых не выходят за границы отдельной специализации (например, настройка программного обеспечения, научное исследование по конкретному направлению, строительство дома и т. п.), можно выполнять, постепенно набираясь опыта в управлении. При этом на первое место выходят профессиональные знания в соответствующей области.

Одна из крайностей в представлении о должности менеджера проекта лежит в плоскости образования.

Рассмотрим, к примеру, область строительства. С одной стороны, ряд инженерно-строительных вузов готовят данных специалистов, и при этом выпускники имеют профессиональные знания по управлению проектами. Но это касается только проектов одного типа, тогда как они могут различаться.

И хотя обязанности руководителей почти одинаковы, в этих вузах дают знания исключительно строительного направления. Говорить об универсальности этого образования не приходится. С другой стороны, многообразные курсы по управлению проектами часто искажают само представление об этой деятельности, так как нередко проводятся профессиональными тренерами (специалистами в психологии или управлении персоналом), а не самими менеджерами проектов. Только курсы в учебных центрах, авторизованных международными ассоциациями в области управления проектами, могут дать необходимые знания в этой сфере.

Идеальный менеджер проекта — это прежде всего харизматичный лидер. Людей такого типа не так уж много. Поэтому нужно постоянно развивать и другие качества. Коммуникабельность, способность принимать решения и нести груз ответственности за них, дипломатичность при согласовании острых вопросов и поиске компромисса, умение оперативно (в сжатые сроки) работать с большим объемом информации, ставить задачу и организовывать контроль исполнения, а также терпение, отточенные навыки планирования личного времени — вот далеко не полный перечень качеств профессионального менеджера проектов.

Следует выделить и такие характеристики, как открытость к обучению и освоению новых направлений, передаче своего опыта, а также умение ясно и четко излагать свои мысли. Последнее особенно важно, поскольку это залог корректности в постановке задач и общении со всеми сторонами в проекте.

Источник: hr-portal.ru


Читайте также

Комментарии (2)

Андрей Иваськевич, 18.05.2012, 18:40
Гут статейка!!!!!!!!
Валентин Курельчук, 15.03.2015, 22:57
респект с +

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий