Как стать специалистом в сфере маркетинга

Юлия Данкова
Как стать специалистом в сфере маркетинга
«Маркетинг — это когда на вечеринке рассказываете красивой незнакомой девушке, какой вы хороший парень», — любят шутить маркетологи. Увы!

Официальные трактовки термина (а сегодня их накопилось несколько сотен!) более чем серьезные. Когда речь идет об увеличении оборотов продажи продукции, успешном продвижении и получении многомиллионных прибылей, как-то не до шуток. Впрочем, некоторые определения все же вызывают непроизвольную улыбку.

«Маркетинг — управление удовлетворением спроса путем торговли». Или: «Осуществление бизнес-процессов по направлению потока товаров и услуг от производителя к потребителю». Читая подобные литературные перлы, понимаешь, секрет успеха основателя теории маркетинга Филиппа Котлера, объяснившего просто, но со вкусом: «Маркетинг— это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей, создавая у покупателя уверенность, что он представляет наивысшую ценность для компании». Казалось бы, все предельно четко и ясно, но… Как показывает практика, на отечественном рынке труда очень мало специалистов, которых можно назвать настоящими профи маркетинга. Причина — нехватка знаний, навыков и низкий уровень профессиональной подготовки большинства работников, занимающих соответствующие должности в украинских компаниях. Многие уверены: чтобы продвигать товары, достаточно прочитать учебник Котлера или окончить краткосрочные профильные курсы. На самом деле подготовку в этом направлении можно сравнить с музыкальной грамотой. Согласитесь, нельзя стать великим пианистом, послушав вальсы Шопена и проучившись пару лет в музыкальной школе. Придется поступить в консерваторию, посещать выступления коллег и известных исполнителей, разбираться в разнообразнейших музыкальных направлениях и, конечно же, постоянно шлифовать технику игры на инструменте. Как и хороший музыкант, маркетолог просто обязан получить качественное образование, причем не ограничивающееся курсом высшей школы.

СБЫТовая техника

Отношение к высшему профильному образованию у маркетологов более чем неоднозначное. Одни бесспорно уверены в необходимости вузовского обучения, другие, ропщут на чрезмерную теоретизацию, бесполезную в реальных условиях рынка. Как бы там ни было, университетский диплом все же лучше получить.

По словам работодателей, рекрутеров и менеджеров по персоналу, далеко не все сотрудники отделов маркетинга имеют профильное ВО. Среди отечественных специалистов немало инженеров, лингвистов, преподавателей, рекламщиков… Причины такого несоответствия должностей и «корочек» просты. Во-первых, специальность «маркетинг» появилась в вузах сравнительно недавно. Во-вторых, уровень знаний выпускников профильных факультетов оставляет желать лучшего. У них нет необходимых умений и навыков практической работы, а порой даже знаний самых элементарных вещей и понятий! Неудивительно, что работодатели отдают предпочтение не новичкам, а опытным специалистам, пусть и без дипломов с пометкой «маркетинг». Другое дело — профильное высшее образование, подкрепленное стажем работы (желательно, в отделах сбыта, продажи или рекламы, даже на самых рядовых позициях, скажем, промоутера или агента). Такой квалифицированный сотрудник уже стоит предложения и достойной зарплаты, и карьерных перспектив.

Куда поступить? Специальность «маркетинг» (направление «экономика и предпринимательская деятельность») успела завоевать популярность у абитуриентов. Сегодня она представлена во многих учебных заведениях, как государственных, так и частных. Интересно, что подготовкой маркетологов занимается даже Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (специализация «промышленный маркетинг»). Разобраться в многочисленных предложениях обучающих программ довольно сложно, тем более что отличаются они не только стоимостью, но и специализацией, которая зависит от специфики вуза: управленческая, техническая, экономическая, рекламная, производственная… Так универсальные знания маркетинга дает Киевский национальный экономический университет, где студентов учат анализировать и прогнозировать рыночные ситуации, разрабатывать рекомендации по выпуску товаров и формированию их ассортимента, реализовывать маркетинговые программы и ценовую политику предприятий. Список предметов довольно обширный и включает общественно-политические, общеэкономические, правовые и технические дисциплины (экономика труда, управление трудовыми ресурсами, социальная политика, менеджмент продуктивности, планирование и анализ деятельности организаций). Из профильных: стратегический и промышленный маркетинг, ценовая, маркетинговая, инновационная и товарная политика, маркетинговый менеджмент. Искусству продвигать на рынке услуги в сфере туризма обучают в Киевском университете туризма, экономики и права на специальности «маркетинг туризма и гостиничного хозяйства». А вот изучить экономику и маркетинг средств массовой информации, а также маркетинг недвижимости можно в Международном Соломоновом университете.

Что нужно знать? Специфика знаний и умений, необходимых для работы в сфере маркетинга, зависят от должности и функциональных обязанностей. Чартерный институт маркетинга (Chartered Institute of Marketing, CIM), крупнейшая европейская ассоциация маркетологов определила основные требования к образовательному багажу сотрудников соответствующих подразделений, работающих на операционном уровне. По мнению экспертов, специалисты, занимающие позиции бренд-, продакт-, эккаунт-менеджеров, руководителей отдела маркетинга или бизнес-направления, должны уметь:

  • использовать и анализировать информацию маркетинговых исследований, планировать деятельность и определять полученные результаты;
  • составлять маркетинговый план с учетом различных факторов и элементов, проводить аудит, определять и измерять основные показатели, влияющие на успешность результатов работы;
  • понимать специфику и важность маркетинговых коммуникаций, а также то, каким образом взаимосвязаны все элементы промокомпаний;
  • эффективно управлять маркетинговой деятельностью, уметь планировать и контролировать процесс реализации проектов, знать и понимать механизмы взаимодействия маркетинга с другими направлениями деятельности компании.

Знаете ли вы? Вряд ли всему научитесь в стенах вуза. Пробелы в подготовке придется восполнять на практике, в ходе непосредственной работы. Поэтому новички, как правило, ключевых позиций в компании не занимают и не влияют на принятие решений, потому их ошибки носят сугубо технический характер. По словам руководителя Департамента академических программ Международного института бизнеса Ольги Карповой, молодым и неопытным специалистам дают время для адаптации в компании. Чтобы минимизировать возможность возникновения погрешностей в работе, работодатели организовывают тренинги, курсы и мастер-классы. Впрочем, постоянно повышать квалификацию приходится и сотрудникам со стажем. Ведь чем выше занимаемая позиция, тем большую цену придется заплатить за малейшую оплошность или неточность.

Каждому по потребностям

Если хотите достичь профессиональных успехов, одного высшего образования будет недостаточно. Приобрести новые знания и усовершенствовать навыки можно с помощью различных учебных программ, и не только отечественных, но и международных.

Многие учебные заведения предлагают долгосрочные и краткосрочные курсы подготовки по направлению «маркетинг». Так профильные учебные предложения можно найти в портфеле Международного института бизнеса, который с 1997 года реализует программы Чартерного института маркетинга. Изначально предлагался сертификатный уровень обучения (для тех, у кого не было опыта работы в маркетинге). Сегодня представлены две программы более продвинутого уровня — Professional Diploma и Professional Postgraduate Diploma (соответствует аспирантуре).

Требования к поступающим. Как объяснили в МИБ, каждая из программ имеет свою целевую аудиторию и перечень учебных курсов. Принимают на обучение только абитуриентов с университетскими дипломами и опытом работы.

Professional Diploma in Marketing:

  • любое ВО + 2 года опыта в сфере маркетинга или продаж;
  • ВО по маркетингу, менеджменту, финансам + 1 год опыта работы в сфере маркетинга или продаж;
  • неоконченное ВО + 3 года опыта в сфере маркетинга или продаж.

Professional Postgraduate Diploma in Marketing 

  • СІМ Professional Diploma in Marketing;
  • 6 лет опыта в сфере маркетинга или продаж (3 из них — на руководящей должности).

Зачем это нужно? По словам Ольги Карповой, диплом CIM — сертификат качества специалиста, подтверждающий его соответствие международному стандарту отрасли. Так что, если планируете построить карьеру в маркетинге (неважно, в Украине или Европе), без такой подготовки обойтись довольно сложно. Среди преимуществ обучения — возможность войти в профессиональное международное сообщество, получить доступ к ресурсам и информации, международному рынку труда, постоянно совершенствовать знания и участвовать в различных профессиональных мероприятиях. Ну и конечно важно, не выезжая за границу, заработать в актив престижный европейский диплом, эффективно совмещая работу и учебу.

Мнение профи

Ольга Карпова, руководитель Департамента академических программ МИБ:

Профессиональная подготовка — важнейший фактор для специалиста, работающего в любой отрасли, и маркетинг — не исключение. Это ключевая составляющая, как для построения успешной карьеры, так и для эффективной работы по достижению целей, которые ставит перед собой работодатель и каждый отдельный сотрудник. К тому же есть такое понятие, как «постоянное профессиональное развитие»

(Continuous Professional Development). Специалист не должен и не может останавливаться в самосовершенствовании, даже если достиг высокой позиции топ-менеджера или руководит компанией.

Советы из интернет-форумов

  • Думаю, наилучший способ стать специалистом по маркетингу — устроиться в отдел продаж, куда часто берут новичков без опыта. А проработав хотя бы годик, изучив специфику рынка и принципы продвижения товаров, уже можно и в маркетинг податься.
  • За годы работы в маркетинге встречала немало хороших специалистов без профильного образования: переводчиков, инженеров и даже… учителей младших классов! Так что убедилась на собственном опыте: обучение в специализированном вузе — далеко не показатель профессионализма. К сожалению, часто уже после пары минут общения с выпускниками-краснодипломниками, приходящими на собеседование, понимаю, что они не знают самых элементарных вещей и даже понятия не имеют, чем будут заниматься на работе.
  • Удачный старт для карьеры в сфере маркетинга — должность ассистента маркетолога плюс обучение (параллельно) на заочном отделении. Если зарекомендуете себя хорошим специалистом, получите доступ в «большой маркетинг». К тому же неплохо поучаствовать в каком-нибудь крупном исследовательском или стратегическом проекте, а лучше нескольких, чтобы составить содержательное портфолио.
  • К сожалению, вузовские программы подготовки маркетологов чрезмерно теоретизированы. Такие же важные для профессии понятия как стрессоустойчивость, риск и аналитика совершенно не рассматриваются. Что говорить, если университетские преподаватели не могут толком объяснить отличия в функциональных обязанностях различных маркетинговых подразделений. Так что настоятельно рекомендую, кроме классического высшего, получить еще и бизнес-образование. Без этой составляющей путь в истинные профессионалы заказан.

Источник: rabotaplus.com.ua


Читайте также

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий нужно войти.
Оставить комментарий