Так, каждый пятый, на глазах у которого уволили кого-то из коллег или даже весь соседний отдел, погрузился в состояние апатии. Описывая свои ощущения, респонденты отмечают, что «работать не хочется, даже в офис приходить стоит больших усилий над собой». Женщины испытывают стрессовое состояние на фоне непростой ситуации в коллективе чаще, чем мужчины: 23% против 18%. Тяжелее остальных сокращение сослуживцев переживают работники в возрасте 25-30 лет (24%). Можно также отметить, что наличие семьи и детей помогает не упасть духом: среди неженатых и бездетных респондентов число тех, кто сетует на потерю трудоспособности в связи с сокращениями коллег, больше, чем среди наших семейных сограждан (21% против 19%).

В отличие от них 27% респондентов проявили сдержанность и невозмутимость. Мужчины реагируют на потери в рядах коллег гораздо спокойнее дам (30% против 23%). Достаточно спокойно относятся к уходу сослуживцев сотрудники 40-50 лет, респонденты с высокими доходами, а также граждане, состоящие в браке (по 30%).

Вместе с тем, готовы работать лучше, чтобы избежать сокращения, лишь 14% опрошенных. Трудовым оптимизмом отличается молодежь в возрасте до 23 лет. Однако при этом респонденты признаются, что к трудовым подвигам их подстегивает не столько сокращение коллег, сколько отсутствие подходящих вакансий.

Стоит отметить, что в сложившихся рыночных условиях нервничают не только сотрудники компаний, проводящих сокращение персонала. По свидетельству 35% сотрудников компаний, которые пока не прибегали к оптимизации кадров, атмосфера в их коллективах все равно напряженная. Радоваться тому, что их не сократили, респондентам мешает сокращение заработной платы, объемов производства или продолжительности рабочей недели. «Работы стало в два раза больше, а зарплата – меньше», – сетуют они.