Неужели внешние данные, занимающее последнее место в списке неформальных требований, могут сыграть столь значимую роль? Насколько сильна эта, далеко не всегда очевидная для соискателя связь между внешностью и работой? И что на самом деле пытаются сказать работодатели, включая в объявление о вакансиях избитые шаблоны — «привлекательная внешность», «европейский тип»?

Наталья Клещина,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Многое зависит от места, которое будет занимать человек в компании. В первую очередь, презентабельная внешность важна для сотрудников, которые представляют компанию перед внешними клиентами, — это секретарские позиции, а также PR−менеджеры, менеджеры по продажам. Для сотрудников back-офиса это не играет особой роли. Бывают случаи, когда людей не берут работать торговыми представителями по причине излишнего веса, но это больше связано с наличием медицинских противопоказаний, чем с физическим
недостатком.

Кроме того, внешний вид сотрудников — элемент корпоративной культуры: в одних компаниях предпочитают людей европейского типа, в других хотят видеть яркий американский типаж, а где-то этому вообще не придается значения. Главное — новый человек должен гармонично вписаться в коллектив.
Однажды мы искали девушек-ресепшеонисток ростом не ниже 170 — это требование было связано с тем, что высота стойки ресепшн не позволяла, чтобы за ней работали люди низкого роста.

Как правило, акцент на внешних данных соискателей делается в компаниях, работающих в сфере услуг — для производственных и торговых организаций подобные требования менее характерны».

Татьяна Петрякова,
HR−директор
Media Arts Group

«Желание выбрать кандидата, соответствующего собственным представлениям о "хорошем" сотруднике, существовало всегда. В каких-то профессиях действительно важна приятная или спортивная внешность, в каких-то это не имеет никакого значения, важны только профессиональные навыки.

Такие стереотипы как "внешность европейского типа" — это удобные термины, которые коротко, но емко дают представление о целом ряде требований к внешним данным. Например, человек, обладающий "презентабельной внешностью", изначально внушает доверие, уважение, симпатию и пр. Работая в рекламном, а не модельном агентстве, при подборе персонала нам практически не приходится ориентироваться на подобные требования. Нас больше интересуют профессионализм, опыт и желание кандидатов работать именно в нашей компании. Возможно, подобные требования можно выдвигать к кандидатам на позиции личных помощников первых лиц компаний, но все-таки даже в этих случаях нас в первую очередь будут интересовать данные соискателя как профессионала. Так или иначе, при выборе будущего сотрудника для нас важна не столько внешность, сколько его способность вписаться в нашу команду».

Руслан Ильясов,
директор по персоналу
компании Alcoa

«Для меня понятие "привлекательности" кандидатов сводится к "бизнес−впечатлению" как внешнему, так и внутреннему. Что касается физической красоты, то я считаю это совершенно необязательным — наоборот, в рабочей обстановке она даже может стать помехой, отвлекать от решения основных задач. Все-таки на работу мы приходим работать, и какая разница, какого цвета волосы и глаза у человека? Главное, чтобы он был хороший работник.

Если во время первого телефонного разговора рекрутер задает вопрос: "Как вы выглядите?" — надо четко для себя определить, противоречит это вашим моральным принципам, или нет? Если да, то следующий вопрос — готовы ли вы поступиться своими моральными принципами ради того, чтобы работать в такой компании. Я знаю людей, которые после первого собеседования сразу говорили: "Это компания не моя, я не смогу здесь работать". При этом есть соискатели, которых не смущают некорректные вопросы на интервью, им, по большому счету, все равно, главное — найти работу.

Во время поездок в Штаты я обратил внимание, что там соискатели практически не указывают в резюме свой пол, возраст, национальную принадлежность и не прикрепляют к нему фотографию. В нашей же стране еще нет серьезной законодательной базы относительно этого вопроса, и работодатели часто позволяют себе задавать некорректные вопросы кандидатам. Это говорит о том, что у нас рынок еще недостаточно цивилизованный.

Но ситуация постепенно меняется: сегодня, несмотря на огромное количество предложений от работодателей, хороших специалистов становится все меньше — и уже соискатели начинают диктовать условия. И по мере усиления этой тенденции работодателям придется повышать уровень своей цивилизации и перенимать у западных коллег хорошие манеры в общении с кандидатами».

Джозеф Блашко,
директор отдела по работе с персоналом
«Бритиш Американ Тобакко Россия»

«При подборе персонала мы руководствуемся принципами этики и профессионализма, поэтому для нас внешность не играет роли. Процесс отбора основывается исключительно на оценке менеджерского потенциала и профессиональных навыков, которые являются ключевыми для конкретной позиции. Один из наших корпоративных принципов — "Сила в разнообразии" — подразумевает, что мы ценим индивидуальность и открыты для совершенно разных типов людей. Мы считаем, что команда людей с разнообразным опытом и личностными особенностями является одной из самых сильных сторон нашей компании. Для нас важно только одно: чтобы человек выглядел чисто и опрятно. Мы считаем, что это элемент профессионального подхода и уважения к работодателю. Это единственное минимальное требование, соответствие которому мы ожидаем от кандидатов и транслируем рекрутинговым агентствам, работающим с нами. Более того, в нашей компании допускается свободный стиль одежды. Исключение составляют только те сотрудники, которые общаются с внешними аудиториями, и то только в те дни, когда проходят деловые встречи».

Мария Попис,
консультант кадрового агентства
The Russian Connection

«Говоря о внешности соискателей, надо различать физические внешние данные и то, как человек выглядит на собеседовании. Привлекательность — это сугубо индивидуальное восприятие. Ни один профессионал в области рекрутмента не позволит себе формировать мнение на основании личных ощущений "нравится, не нравится". Задача рекрутера — оценить профессиональные навыки, компетенции и возможность вписаться в корпоративную культуру.

Привлекательность взрослого человека — это не столько дар природы, сколько результат его собственных усилий. Люди, которые умеют хорошо себя подать, не могут не вызывать уважения. А вот потертые джинсы и неопрятная прическа могут существенно снизить шансы на получение желаемой позиции, даже если по профессиональным требованиям человек полностью соответствует портрету идеального кандидата. На собеседовании мы всегда рассказываем соискателям, какой стиль и дресс-код приняты в компании, и дальше — все зависит от них, воспользуются они этой информацией или нет».

На первом собеседовании перед рекрутером стоит очень непростая задача — максимально объективно оценить кандидата за короткий промежуток времени. И внешний вид, хотя и является второстепенным фактором, может сыграть решающую роль. При виде человека, не приложившего усилий для того, чтобы хорошо выглядеть на интервью, напрашиваются вполне логичные выводы: это или отсутствие интереса к работе в компании, или элементарное неуважение к собеседнику, или отсутствие желания нравиться окружающим.
Отправляясь на собеседование, не упустите ни одной детали. Ведь человек, для которого карьера — серьезная работа, учитывает все нюансы, способствующие успеху.


Источник: The Career Forum