В таких случаях начинаются «крестовые походы» на социальные сети: «злые админы» закрывают доступ, а руководство направо и налево выписывает штрафы и вводит в бой весь арсенал карательных мер. При этом из социальных сетей можно извлечь пользу: они могут быть хорошим подспорьем в работе маркетологов и HR-ов.

Классические социальные сети

Они предназначены для всех, не объединяют пользователей по конкретному признаку (профессии, хобби, национальности и т. д.). В нашей стране на слуху две социальные сети:

  • Vk.com — нынешний лидер русскоязычного сегмента. Аудитория — преимущественно молодежная. Считается, что здесь не пишут (и не читают) длинных сообщений.
  • Odnoklassniki.ru — бывший лидер по количеству пользователей. Аудитория более взрослая.

При этом на пятки локальным лидерам наступает лидер мировой — Facebook.com. Хотя по сравнению с первыми двумя количество русскоязычных пользователей невелико, особенность (и привлекательность) Facebook заключается в бурном развитии. Существует мнение, что сегодня здесь более «качественная» аудитория: люди, у которых есть знакомые за границей, часто путешествующие, представители СМИ, интернет-деятели, бизнесмены, которые ведут дела с зарубежными компаниями и т. д. Это далеко не конец списка, но основные принципы работы классических соцсетей одинаковые.

Чем полезны?

Прежде всего возможностью найти интересующего кандидата и составить о нем общее представление (это, по сути, должно быть первым шагом HR при работе с сетями). Можно узнать интересы, посмотреть фотографии, ознакомиться с кругом общения и т. д. Источником более полезной информацией является список групп, в которых состоит ваш «подопечный», и его активность в них. Получение этой информации — вопрос времени и усидчивости. При сборе информация в этих соцсетях возникают три проблемы:

  1. Закрытые группы. С ними все просто — в 90% случаев, если аккаунт не пустой, вам не откажут в принятии, хотя порой достаточно названия группы, чтобы сделать определенные выводы.
  2. Аккаунты, доступные только для друзей. Самый простой способ просмотреть профиль — стать другом, но для этого требуется подтверждение от пользователя, чего можно добиться далеконе всегда. Впрочем, при желании просмотреть такиеаккаунты не составляет никакого труда, например,зная структуру ссылок социальной сети и id человека. Тонны подобной информации есть в Интернете, но вопрос этичности такого подхода открыт.
  3. Невозможность при помощи поиска обнаружить активность человека во всей сети целиком. Решается путем ручного перебора, но если группа большая, то это может стать сизифовым трудом, ирешения проблемы пока нет.

Также полезным источником информации может стать использование человеком конкретных приложений (и их количество). Сомневаюсь, что стоит брать на работу человека, который играет в массу таких «забав». У Facebook есть довольно развитый функционал трансляции в него активности человека в Интернете (записи в блоге, твиттере и т. д.), так что он может стать полезным в плане «вся информация в одном месте». Еще у него есть функция Like, смысл которой заключается в возможности одобрить контент (запись, комментарий, фото, видео и т. д.) других пользователей. Соответственно, вы можете увидеть, что «лайкает» человек, и составить о нем мнение. Важно обращать внимание и на то, когда человек проявляет активность: если он «гуляет» в сети в рабочее время, стоит задуматься о целесообразности его приема в компанию.

Социальные бизнес-сети

Кладезь информации для менеджера по персоналу. Они созданы для ведения деловых дискуссий, поиска новых контактов, работы и сотрудников. В России наиболее популярны такие социальные сети:

  • LinkedIn.com — позиционирует себя как «сеть для поиска и установления деловых контактов». Публика тут деловая, но есть один большой минус — отсутствие русскоязычного интерфейса.
  • Moikrug.ru — один из сервисов Яндекса, по своей сути аналог LinkedIn, на мой взгляд, наиболее удачный. Вообще изначально не позиционировалась как сеть бизнес-направленности, но сегодня уже на главной странице вас встречают ссылки: вакансии, резюме, услуги и компании.

Помимо этого существуют Professionali.ru, Plaxo и пр., но для общего понимания полезности бизнес-сетей этих примеров хватит.

Чем полезны?

Прежде всего именно своей бизнес-направленностью — после получения информации о человеке на уровне «классики» (если хотите, первичного отбора), эти сети позволяют раскрыть его профессиональные качества. Алгоритм сбора данных примерно такой:

  1. Сам профиль можно сравнить с тем, что кандидат пишет в резюме (кстати, не сомневаюсь, что в ближайшем будущем резюме умрут как класс и будут заменены такими профилями).
  2. Рекомендации — опция, позволяющая советовать специалистов. К рекомендациям стоит относиться по принципу «доверяй, но проверяй» (впрочем, это касается любой информации), потому что их можно получить, просто попросив друзей «черкнуть пару строк».
  3. Запрос отзыва о человеке — что-то вроде строчки в резюме «поручители», только онлайн.
  4. Группы — принцип тот же, что и в классических сетях, но группы сегментированы по бизнес-интересам. Здесь можно сложить впечатление о профессиональных качествах человека.
  5. События, в которых участвует пользователь. Советую походить по ссылкам и внимательно изучить найденное. Закрытых аккаунтов тут не существует, просто потому что они противоречат самой идее сетей. Кстати, в некоторых из них есть полезная функция, которую я называю «кросс-продажа». Вам показывают список профайлов людей, которых обычно «просматривают вместе с этим аккаунтом», то есть предлагают альтернативу, схожую по профессиональным навыкам.

Другие интернет-источники

Блоги (livejournal.com, diary.ru, blogspot.com, blog.ru, liveinternet.ru и т. д.) и микроблоги (twitter, chikchirik, tumbler и т. д.) полезны по ряду причин:

  • В них человек более раскрепощен, потому что даже если он выложил ссылку на свой блог в профиле соцсети, использование ника создает иллюзорное ощущение анонимности. В блогах меньше официоза и больше «живых» сообщений.
  • Блоги индексируются поисковиками, поэтому можно с легкостью обнаружить следы активности человека вне рамок его блога. Например, для этого можно использовать сервис ЯППБ (Яндекс поиск по блогам) — blogs.yandex.ru. Жмите расширенный поиск, заполняйте поля и читайте, например, комментарии вашего подопечного к другим блогам.
  • Можно автоматически получать оповещения о сетевой активности людей. В ЯППБ выберите «RSS-поток по запросу…» и внесите его в свою RSS-ленту. В Google.Alerts введите интересующий вас запрос (например, имя человека) и адрес почты, на который хотите получать результаты по нему. Помимо этого существует множество платных и бесплатных сервисов мониторинга в сети.

Соцсети позволяют узнать о человеке намного больше, чем резюме и собеседования. Сегодня пользователи очень беспечно относятся к безопасности личной информации. Затратив минимум усилий, можно узнать, например, где живет человек, когда бывает дома, каков его достаток и т. д. А ведь использовать эти данные можно по-разному. На Западе, кстати, об этом уже задумываются, у нас нет — пока не грянет первый гром, когда креститься поздно. Кроме того, социальные сети недостаточно используются именно в интересах бизнеса, а конкретно — HR.

Знакомы ли вам менеджеры по персоналу, которые создали и раскрутили собственную группу для интересующих профессионалов? Вряд ли. А ведь можно сделать эту группу удобным источником поиска сотрудников. Поэтому в самом ближайшем будущем нас ждут новые инструменты и опыт.


Источник: naim.ru