Как правильно воспринимать критику начальника

Как правильно воспринимать критику начальника
Не лучшая реакция на критику — паниковать и принимать оборонительную позу. Work.ua знает, какой сценарий восприятия критики хорош.

Критика — самый прямой и простой путь к росту и развитию. Но даже если критика имеет благие намерения, у нас возникает естественное желание защитить себя от прямого нападения на наше эго, как нам кажется. 

Work.ua предлагает алгоритм, который поможет абстрагироваться и перестать чувствовать неловкость от критики руководителя.

1. Выведите критику на внешний уровень

Отстранитесь от вашего эго, чтобы посмотреть на критику объективно. Для этого представьте себе, что критика направлена на кого-то другого — на человека, который, по случайности, имеет то же имя, что и вы, и занимается тем же, что делаете вы.

2. Выслушайте всё, что вам скажут

Вы уже напомнили себе, что контролируете ситуацию. Теперь можно спокойно всё выслушать. Обращайте внимание не на форму, а на содержание. Рациональные зёрна в сказанном могут быть всегда. Если вдруг вам захочется отреагировать — делать это можно только после глубокого вдоха и вдвое продолжительнее выдоха. Эмоции не должны брать верх.

3. Отделите факты от мнений

Убедитесь, что вы понимаете разницу между фактом и мнением. Если вы превысили бюджет по проекту на 10 тысяч гривен — это факт. Вы недостаточно общаетесь с коллегами — это мнение. Не стоит отвечать мнением на мнение. Хорошо, если у вас получится реагировать фактами на всё сказанное.

4. Сосредоточьтесь на том, что именно от вас хотят и что следует предпринять

В ответ на критические замечания не отделывайтесь краткими: «Будет сделано, шеф!» или «Понял». Лучше скажите руководителю: «Спасибо, что вы указали мне на это». Затем переспросите, правильно ли вы поняли, какие шаги нужно предпринять, чтобы решить проблему, на которую вам указали. Наводящие вопросы помогут вам получить ещё больше полезных подсказок.

5. Поблагодарите критикующего

Таким образом у вас появится человек, который, не стесняясь, укажет вам на недостатки. А вашей задачей будет только вовремя исправить их.

6. Находите в критике пользу

Слушайте и обсуждайте то, что стало объектом критики, вычленяйте нужное вам, извлекайте из ситуации как можно больше пользы. Деб Брайт, глава компании Bright Enterprises, которая специализируется на наставничестве директоров и консультирует такие компании, как Disney, считает так же:

«Никто не строит карьеру, получая только похвалу. На самом деле, если вы давно не слышали конструктивной критики, это значит, что вы, возможно, ничему не учитесь»


Work.ua советует прибегать к этому алгоритму всякий раз, когда вас критикуют. Будьте мудрее и находите в критике подсказки, которые могут показать правильное направление для развития.


Також читайте

Коментарі (29)

Дмитрий Иванофф, 30.03.2015, 18:40
"Как правильно воспринимать критику начальника"???
Зависит от уровня вашей зарплаты. Если это зарплата 1000 баксов в месяц, тогда слушай внимательно и соглашайся. А в конце критики - поблагодари!
Но если речь идёт о минимальной зарплате... Да, а что у нас с законом о свободном ношении огнестрельного оружия?
Елена Куль, 30.03.2015, 18:54
Вот именно. Согласна на все 100%. А то такое ощущение - чем меньше платят, тем больше критикуют.
Дмитрий Федоряка, 30.03.2015, 19:06
При зарплате в 1000 уе - критики особой нет. Есть спокойный разбор недочетов. Критика - это когда 1500 грн и постоянно фигня какая-то...
Оксана Фетисова, 02.04.2015, 23:19
Согласна на 1000000 %!!!!
Владимир Зализный, 30.03.2015, 19:56
Да по-моему сегодня очень многие его носят, и даже ездят на нем, и увы многие не по своей воле...
Игорь Савченко, 31.03.2015, 08:48
Очень правильно замечено.
Елена Удод, 31.03.2015, 09:54
Супер....
Валентин Кулик, 30.03.2015, 18:54
Дмитрий Иванофф поддерживаю, респект.
Ольга Химич, 30.03.2015, 19:02
Да, все это верно только в том случае, когда руководитель адекватен.
Оксана Мазуренко, 30.03.2015, 19:18
Ольга, золотые слова☝☝☝
Владимир Зализный, 30.03.2015, 19:52
А трехэтажный мат, да ещё при женщинах - это критика?
Алена Сорокина, 30.03.2015, 21:30
Нужно оговорить, что это относится к адекватной критике.

Бывают такие боссы, которые критикуют для того, чтобы унизить подчиненного. Или по принципу - чем больше раскритикую, тем за меньшие деньги и худшие словия человек будет готов работать, и сильнее стараться, лишь бы не уволили. Бывает, что босс позволяет себе оскорбления, переходит на личности. К такому манипулятивному поведению нужен другой подход.
Виктор Стручков, 31.03.2015, 09:39
Из практики советую мужчинам на неофициальных встречах коллектива, где и "бос" присутствует, разобраться с босом 1 на 1 и решить все основные проблемы. Как правило работает, бос кардинально меняет отношение к тебе, но есть и риск остаться без работы. Но как по мне - лучше без работы чем быть тряпкой на работе.
Татьяна Жежер, 31.03.2015, 22:30
Відповідно до частини 1 статті 175 КК безпідставна невиплата заробітної плати та інших установлених законом виплат працівникам більше ніж за один місяць, вчинена роботодавцем умисно, карається штрафом від ста до трьохсот неоподатковуваних мінімумів доходів громадян (від 1700 грн. до 5100 грн.) або позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до п’яти років, або виправними роботами на строк до двох років, або позбавленням волі на строк до двох років, з позбавленням права обіймати певні посади чи займатися певною діяльністю на строк до трьох років.
Галина Нех, 30.03.2015, 21:48
веселее когда начальница не в глаза говорит, а через остальных сотрудников, мол типа та вот такая сякая (с матом включительно) ничего не делает, а после к начальнику повыше, вот мол понабирали тупеньких-тупеньких..... а затем в кабинете, типа тебя нет, передает задание через сотрудников..... так интересно наблюдать..... и ждать кто следующий.... да вот кто-то понимает, а кто-то маслица в огонь подливает..... и все это счастье за 1500 грн. получаешь....
Галина Мартынюк, 30.03.2015, 22:03
Тут была статья про разные категории начальников. Есть такие, с которыми не стоит работать, например, жадины. Вот они то чаще всего критикуют, но с целью занизить Вам зарплату. В таком случае, Ваша задача вовремя определить реальные причины критики. Если начальник жмот, то надо по-тихому увольняться, чтобы выплатил зарплату. Ведь бывают и такие, которые специально провоцируют своих работников, чтобы не выплачивать зарплату.
Алеся Ветрова, 30.03.2015, 23:20
Согласна с предыдущими комментариями. А что делать, как избежать подобных прецедентов? Что-то перспектива всю жизнь вкалывать за копейки и учиться конструктивно глотать горькую пилюлю не улыбается. Может, в фриланс податься?
Марина Ковалева, 30.03.2015, 23:27
Советы хорошие, правильные и не надо передергивать на частные случаи, когда начальник, мягко сказано: не прав. "Сосредоточьтесь на том, что именно от вас хотят и что следует предпринять". Если критика объективна. то все пункты уместны, а если нет, то действовать надо по обстоятельству не перед кем не пресмыкаясь.
Ирина Тищенкова, 31.03.2015, 08:01
Абсолютно всегда и во все времена, и в любое время года, и в любой организации коллектив живет по принципу "ты начальник, я - дурак". Исключений нет. Не хотите быть всю жизнь дураками, становитесь начальниками. Ответ очевиден
Ирина Тищенкова, 31.03.2015, 08:11
Адекватной критика в принципе не может быть. Начальник - живой человек и осуществляет перенос своих эмоций на деловые вопросы. Подчиненный может только выбрать - обижаться или не обижаться. А то, что все боссы критикуют, чтобы зарплату меньше платить, так это кристальная правда, к бабке не ходи. И не надо тут говорить, что бывают отличные начальники и человеколюбцы. Бывают только откровенные пофигисты (если капитал не свой вкладывал в бизнес), либо озабоченные успешностью предприятия церберы. А действия всех работников всегда и при любых обстоятельствах рассматриваются под лупой и гипертрофируются промахи, заслуги же остаются едва замеченными. Любую заслугу босс прертянет на себя и объявит всем и высшему руководству, что это он такой молодец. Все это уже тысячу раз пройдено. А кто этого не понимает, тот просто еще молодой и мало его жизнь мордой по батарее водила
Сергей Проскура, 31.03.2015, 19:14
Так уж повезло.сам работал на госслужбе/ушел с язвой.Имею техническое образование,работа в радость,работаю без усталости.Начальник-замполит советской армии.Обьективность-о чем вы говорите,только дрязги между спецами вносит.И мы его искренне игнорируем.А жена работает в налоговой службе.Работают до 20,00.выходят и в выходные,конверты за свои покупают..Да,и с отпусками напряженка,по 70 дней за прошлые года.Начальница,кстати,была на дурке два месяца,больничный с обычной больницы.На планерках курит и пьет пиво.Трудновато разграничить обьективное и субьективное.Автору статьи респект-чтиво для потенциальных неудачникови несостоявшихся личностей
.
Тамара Куликова, 31.03.2015, 11:17
Мне 51 год, трудовой стаж летом будет 35 лет (работаю с 16 лет). Может быть, мне везло, но критика в мой адрес всегда была конструктивной, зря никто не обижал. Зарплата, правда, не очень, но это полностью мой промах: в своё время надо было получать хорошее образование.
Елена Сердюк, 31.03.2015, 15:02
Если у человека Эго огромных размеров, то любую критику, даже конструктивную, он будет воспринимать как наезд и реагировать обидами и оправданиями. Отстраниться от Эго не получится у многих - сразу эмоции берут верх. Кмк, как раз такие и попадаются в руки тем, кто особо с ними не церемонится. Наверное так нужно, для развития личности.
А вообще мне начальники хорошие попадались, по голове не всегда гладили,но более-менее адекватные, так скажем .А период моего "начальничества" стыдно вспоминать. Бедные мои подчиненные. Врагу не пожелаю такого "начальника", как я . Ужас-ужас.
Сергей Тимченко, 03.04.2015, 19:52
Не стоит близко к сердцу воспринимать критику и реагировать на нее эмоционально. Лучшее, что можно сделать - это выводы.
Владимир Зализный, 05.04.2015, 11:34
Ага:-) Только выводы разные бывают... И так бывает выведет иная критика из себя, что никаких эмоций не хватает...
Татьяна Михальчук, 03.04.2015, 22:26
А если хорошо работаешь.а потом на больничный с ребенком,у которого темп.40 на 5 дней.Выходишь, а тебе:"Нам такие сотрудники,которые ходят на больничный не нужны.Мы уже ищем человека."Причем это официальное трудоустройство, и начальник такой же работник как и я,т.е. работа на дядю.Хоть бы зарплата была бы,а то копейки и еще ,что просить и унижаться не увольняйте меня.Просто хамство и наглость,Уволилась и все.Просто с такими работать -себя не уважать.Все вернется и ей.На все воля божья.
Алла Люблинская, 15.04.2015, 11:02
«Спасибо, что вы указали мне на это» - аж тошнит от такого подобострастия. Не терпела бы такого лицемера и подхалима.
Сергей Шевченко, 08.05.2015, 14:58
А вот как быть в такой ситуации:

Руководитель лично вам поручает/принуждает вас делать работу (которую запрещено по КЗоТу: токарю запрещено делать работу слесаря, к примеру), работу опасная которая может создать аварию на предприятии (а то и вовсе вас убить) сделать вас бомжом от уплаты причененного ущерба предприятию от вашего вмешательства), вы говорите что это не моя работа, а вам в ответ такой руководитель "Ты просто не хочешь работать"?
Игорь Коваленко, 29.02.2016, 22:52
ЗУ "Об охране труда" Статья 6." ..Работник вправе отказаться от порученной работы, если создалась производственная ситуация, опасная для его жизни или здоровья либо для окружающих его людей, или для производственной либо окружающей среды..." то же, согласно европейским директивам стандарта OHSAS ." В первом случае это должно быть прописано в инструкции по Охране труда, во втором в договоре ГПХ, в третьем если предприятие сертифицировано по стандарту OHSAS выполнение требования п. 4.4.4.

Додати коментар

Щоб додати коментар потрібно увійти.
Залишити коментар