Стрессовое собеседование — самый страшный сон любого кандидата. Основная его цель — вывести человека из его зоны комфорта и заставить показать истинное лицо, которое может проявиться в сложных рабочих ситуациях.

Смысл стрессового собеседования не заключается в том, чтобы заставить вас страдать, хотя многие соискатели могут с этим не согласиться. Такое собеседование — это эффективный способ спрогнозировать результативность работы человека под нагрузкой. Кандидат, который уверенно и спокойно справляется с давлением интервьюера, оставит далеко позади кандидата, который может работать только в своей зоне комфорта.

Способы проведения стрессовых интервью

  • Провокационные или агрессивные вопросы: Даже скромный интервьюер может проверить ваше самообладание, задав вопросы вроде «Почему вас увольняли?».
  • Агрессивное поведение интервьюера: Человек, который вас собеседует, будет вести себя резко, грубо и совершенно недружелюбно, будет активно использовать язык тела и жестов. Своим поведением он постарается вывести вас из равновесия.
  • Неожиданное поведение интервьюера: Интервьюер может вести себя странно. Например, задать один и тот же вопрос несколько раз, делая вид, что не понимает ваши ответы. При этом его будет интересовать то, как вы сможете объясниться, не теряя самообладание.
  • Собеседование с задачами на логику: Подобные собеседования становятся все более популярными. Разумеется, вы не можете знать ответы на вопросы типа «Сколько весит весь лед на хоккейном поле?». Ваша задача заключается в том, чтобы объяснить, как это можно узнать.
  • Ситуационное собеседование: Этот тип собеседования все чаще практикуется в современных организациях. Суть его заключается в построении определенных ситуаций с непростыми решениями. А кандидату нужно описать модель своего поведения или конкретное решение этих ситуаций. При этом проверяются ваши знания, аналитические способности, умение расставлять приоритеты и предвидеть проблемы.

Как реагировать

  • Уточняйте вопросы и характер ожидаемых ответов. Это поможет выиграть время, чтобы сориентироваться и подумать. Не стесняйтесь задавать вопросы, иногда это именно то, что от вас ждут.
  • Говорите и делайте после того, как все обдумаете.
  • Сосредоточьтесь на пути решения задачи или проблемы. Это не обязательно должен быть правильный ответ, возможно, правильного ответа нет в принципе.
  • Будьте честны, открыты и спокойны. Не бойтесь эмоционального прессинга — это часть игры.


60 коментарів

Сергей Черкашин 11.06.2012, 14:29
Первые три метода просто вульгарны и примитивны как первый советский трактор. Они могут "расколоть" только тех, кто очень редко ищет работу.
Александр Синкевич, Mobik 11.06.2012, 17:52
Первый советский трактор, для своего времени, был изготовлен на должном уровне и вовсе не был примитивным аппаратом. Кандидата который редко ищет работу раскалывать в общем то и не нужно — необходимо проверить соответствие знаний и способностей кандидата его должности. Для профессионалов по поиску лучшей доли — такое стрессовое собеседование в самый раз. Отличный фильтр! На самом деле, кандидата после прохождения собеседования ждет «стрессовая» работа, где нужно все же работать и решать проблемы, а не профессионально избегать выполнения работы и обходить проблемы.
Сергей Черкашин 11.06.2012, 20:31
Мы живем в своем времени. А методы, как и техника, устаревают морально и физически.

Лет 10 назад меня подобные собеседования шокировали. Сейчас, в лучшем случае, вызывают сдержанную иронию, а порой недоумение и разочарование в собеседнике (когда ожидаешь то него чего-то более серьезного, чем шоу).

Когда опытный человек осознает, что им пытаются манипулировать, то подобные попытки уже вряд ли проканают.
Майя Романова 11.06.2012, 17:30
Если бы я столкнулась с таким поведением на собеседовании, то сделала вывод, что человек , являющийся в данный момент лицом представляющим предприятие, где я собираюсь работать, является неадекватным и некомпетентным работником.
Тимофей Назаренко 12.06.2012, 22:37
а я бы еще и в рыло дал!!!
1 1 16.07.2012, 19:34
Правильно! Молодец!
Александр Коваленко 04.10.2016, 12:16
если бы попался мужик -- да, а женщину в рыло бить нельзя, а можно только плюнуть
Вадим Дубинин 11.06.2012, 18:07
Хорошо, если "соискатель" "раскусил" "кадровика" и принял
"правила игры"..Ты на "чужом поле" и сумей сыграть .
Предложение не "в тему"-дать дельные советы молодым специалистам и рядовым гражданам по эффективной нейтрализации разнообразного и "разнокалиберного" хамства в нашей повседневной жизни..
Сергей Шевченко 11.06.2012, 18:41
"Агрессивное поведение интервьюера: "
"Неожиданное поведение интервьюера: "

Типичные пункты быдла-руководителя, которое берет сотрудника и такими вопросами предупреждает кандидата: "я иногда могу нажраться до поросячего визга или кокаина нанюхаться с братвой, и в такие дни могу быть невменяемым, могу сотрудницу завалить в кабинете, могу в ж0пу вы$%ать тебя же, так что мне нужны преданные люди, которые не будут выносить "ссору из избы" если что. Хотя когда я трезвый, то руководитель "так себе", а когда выпью совсем король, поэтому мне нужно чтобы меня понимали мои сотрудники."

Самое плохое в таких тенденциях, что психологи становятся "шестерками-локеями" у таких руководителей. И вместо того чтобы защищать психологическое и психическое здоровье сотрудников (ведь они люди самые ранимые, они и так в категории наемных, а в странах СНГ это как рабы у феодалов), они делают то, что им говорят, и не важно на какой стороне правда и где "зло и добро".
Мария Матюк 13.06.2012, 17:45
Знаешь, не всегда. Я проходила раз стрессовое собеседование - и реально подумала, что руководитель с ума сошел - повторяет дважды вопросы, не слышит ответов, провоцирует на панику...))
А потом оказался нормальным человеком,просто проверял на стрессоустойчивость))
Сергей Шевченко 11.06.2012, 18:48
Но это одна сторона. А как быть с таким вариантом:
У человека была трудная семья, глупые родители, человек вырос в страхе и подавленности, постоянная агрессия отца формировала ненависть и агрессию в ответ. И человек всю жизнь боролся с дуростью и идиотизмом, идущим от агрессии от других и старался самому обходить и избегать агрессию от себя. И вот он пришел на собеседование,
а человеку нервы вытрепали, агрессию "затянули"/зарядили как пружину, извели такими тестами и не взяли на работу. Как быть такому человеку? Ведь такой человек с психологической стороны может быть подавлен длительное время. И чем больше таких вещей будет происходить тем больше ненависти к людям будет и рано или поздно любя "сжатая пружина" даст сдачи. Там и интервьюеры могут пойти в землю и работодатели.

К чему такие правила создавать?!
Может быть если на фирме много стрессов, может быть такой фирмы вообще не должно быть? Не годится такая фирма для общества с такими нравами и правилами.
Мушик Алена 11.06.2012, 21:13
Мне кажется, просто сейчас мало работы и много работников, поэтому есть повод по патентоваться у "великих начальничков"... Видела видео, так там вообще "стрессовое интервью" это когда работодатель может швырнуть в лицо бумажкой, плюнуть, вылить стакан воды на кандидата, при этом он "должен" ничего не заметив продолжить спокойно беседу, или даже поблагодарить, как ему было приятно (в офисе слишком жарко, я так рад что вы меня облили)...Боже, к чему мы идем?! Я в шоке! Если честно - меня эти собеседования так раздражают! После них настает такая апатия, появляется некая неуверенность в себе (когда проходишь десятки таких собеседований, и смотришь что никому не нужны твои знания и опыт... А зовут тебя только для количества анкет, типа выбирая из множества кандидатов..). Просто в эти фирмы не нужны работники, а интервьюеру необходимо чем то заниматься, вот и устраивают "мнимые" конкурсы... Когда фирме нужен реально работник, это видно и при простом собеседовании, а не в анкетировании и т.п.
Сергей Черкашин 11.06.2012, 21:35
Да, противно... Служить бы рад - прислуживаться тошно. Вся эта мерзость рассчитана либо на людскую безысходность, либо на беспринципность. В общем, на то, что многие согласны на все((((......
Сергей, Wilkinson 19.06.2013, 15:18
Сергей, полностью с Вами согласен на все 100%. Вы умный человек и предельно точно, детально изложили нынюшнюю ситуацию при собеседовании. Спасибо огромное!!! Многие люди с Вами одного я того же мнения, как и я.
Сергей Шевченко 11.06.2012, 18:54
Или, к примеру, руководитель не здоров на голову - нравится ему людей мучить. И то, что было на собеседовании, то окажется каждодневной нормой работы такого сотрудника. Как быть с таким положением дел? Ведь фактически здесь формы психологического насилия, которые могут превратить сотрудника в психически больного человека. Человеку испортили здоровье и такие психологи "шестерки-локеи" сделают все, чтобы оградить такого руководителя от проблем с законом.

Что на этот счет скажите?
Сергей Черкашин 11.06.2012, 20:14
Порой рациональнее сменить руководителя, чем бесконечно перебирать под него раболепный (деликатная формулировка звучит как "стрессоустойчивый") штат всех сотрудников компании. Текучка кадров врядли улучшит рабочие процессы. Но это только если руководитель наемный и не является последней инстанцией.
Виталий Силяев 11.06.2012, 22:40
При таком собеседовании больше всего меня напрягло,что и по морде-то этому напыщенному козлу не дашь - он на своей территории...Хотя мог!..
Сергей Черкашин 12.06.2012, 11:07
Да надо было. Вы бы ничего не потеряли.
Петр Подгорный 13.06.2012, 23:46
Сергей Шевченко, 11.06.2012, 18:54 "Что на этот счет скажите?"
Я бы сказал: Не ходите дети в Африку гулять. Если у Вас нервы Штирлица, то можно решиться принять их предложение. Лично я никакого хамства стараюсь не допускать. При бестактном выпаде начальника корректно но твердо объясняю в чем он не прав. Благо попадаются люди с юмором и способностью принимать критику. Думается, надо вести себя с достоинством на беседе. Ваша моральность дадут Вам приоритет. И еще. Попытайтесь переломить ситуацию для себя лично. Возьмите интервью под контроль. Вы успокоитесь и увидите, что сей ПРЫСЧ такой смешной и можно вести беседу в своем русле, созерцая его умственные движения. Это интересно. Ведь Вы меняетесь местами и уже рассматриваете его под лупой. И хам это видит!Ну, а что может быть глупее предложения поведать этому маленькому человечку о своих слабых сторонах?? Не дождутся! А вообще многие коллеги своими замечаниями верно подметили интересные аспекты этой проблемы. Дякую.
Сергей Шевченко 11.06.2012, 18:57
Фирма, в которой стресс и агрессия зачислены в формы работы, такая фирма не будет успешной. В ней не понимают ЧТО делает фирму успешной.
Сергей Черкашин 11.06.2012, 20:18
Это да. Кнут (страх) может мотивировать только к тому, чтобы не сделать и даже не предпринимать ничего лишнего, за что будешь наказан. Мотивировать к инициативе, а стало быть и к развитию, может только пряник.
Сергей Шевченко 12.06.2012, 18:38
В принципе да.
Но не любой "пряник" является показателем.

Умный, культурный и образованный руководитель не будет прибегать к агрессии и стрессу, ему это не зачем. Такой руководитель ценит и бережет людей, которые ему подчинены и доверили ему свои годы жизни и силы, и зарабатывают ему деньги. К тому же такие люди относятся к жизни выше денег. Тут уж жлобскому и босотному руководяшему быдлу не понять этого. Глупый руководитель может только с чиновниками деньги воровать. Там все определено за него, поэтому там хоть попугая посади в руководящее кресло и фирма будет работать сама.
Онуфрів Анастасія 11.06.2012, 20:36
мені здається, що той, хто "розкусить" такого кадровика не буде боятися ні страшного шефа, ні кого б то не було. Головне вміти грати по правилах, так і самому можна до шефа вирости
Сергей Шевченко 12.06.2012, 18:42
"Раскусить" то Вы "раскусите", а вот что Вы будете делать в реальной такой ситуации?
Там ведь будет все серьезно, а там не получится обмануть, притвориться.
Надія Якимчук 27.06.2012, 01:29
моя ти розумничка!:)
Роман Топорков 11.06.2012, 20:37
Порадовали комментарии, особенно Сергея Шевченко, а то читал и глазам своим не верил. Людей учат, как лучше встать и как стать скотиной и повысить таким образом свои потребительские свойства на скотобойне.
Роман Топорков 11.06.2012, 20:44
Хотя, перечитав советы, подумал, что комментаторы свой негативный опыт наложили на чистый, как слеза, текст.

"Собеседование с задачами на логику: Подобные собеседования становятся все более популярными..." – да на зоне всегда были популярны такие задачки.
Виталий Силяев 11.06.2012, 22:42
Всем своим видом показывают,что мы для них - быдло.
Бухарова Ирина 11.06.2012, 23:45
Александр Македонский перед строем новобранцев демонстрировал окровавленную голову врага, тех, кто падал в обморок автоматически отсеивали. Таким примитивным образом определялись типы темперамента кандидата в войско. Мы далеко ушли от этих времён. Для того чтобы понять пригоден кандидат на занимаемую должность достаточно быть настоящим психологом, любить людей и не устраивать цырк в угоду себе. Стрессовые штучки - хороши в спорте и армии.
Владимир Рулько 12.06.2012, 08:47
Полиграф забыли упомянуть. :)
Сергей Черкашин 12.06.2012, 09:48
Полиграфа Полиграфовича Шарикова?)))
Андрей Ментешинов 12.06.2012, 11:02
И в результате положительного прохождения такого собеседования на предприятиях нет толковых сотрудников.
Сергей Черкашин 12.06.2012, 11:13
Толковых они отсеивают, а выбирают приспособленцев. Толковых приспособленцев.
Сергей Шевченко 12.06.2012, 18:45
С ними проще, они без особых жизненных принципов и ориентиров, что угодно могут своровать и сделать фирме деньги. И такому руководителю с ними проще - чуть что "пошел вон", чуть что "вот премию выплачу".

Типичный такой руководящий "автомат".
Надія Якимчук 27.06.2012, 01:32
чудово
Шандренко Сергей 12.06.2012, 11:19
…а многие некомпетентные кадровики способны превратить в стрессовое самое рядовое собеседование.

Не успеешь войти в офис, откуда-то из под стола злобное шипение: «Вы опоздали на две минуты!»

Потом протягивают пустой бланк, в котором зачем-то требуется продублировать (!) информацию из резюме. А когда не оказывается при себе ручки – такая гримаса, от которой бы даже тираннозавр-рекс обмочился со страху.

Затем загоняют на «групповуху» со студентками-третьекурсницами: как будто не могут найти достаточно времени для компетентной и дружелюбной беседы с глазу на глаз…

Хотя вообще чем чаще хожу на собеседования, тем больше вхожу во вкус: всегда прикольно в очередной раз испытать себя на стрессоустойчивость… А кадровика – на профпригодность!

Тем более, есть с чем сравнить: доводилось работать и собеседоваться в очень приличных конторах - дай бог здоровья их руководству. :)
Андрей Копылов 12.06.2012, 11:33
Есть работа, которая связана с нервотрепкой не по вине работодателя, а по своей специфике. Т.е. сотруднику приходится сталкиваться с недовольством, претензиями клиентов. Это сфера обслуживания и продаж, например. Иногда не нужно было и стрессовое собеседование проводить, из человека двух связных слов не вытянешь. Но стресса непонятно что будет с работником, если с ним будут общаться с претензией. Другое дело, что потом имеет смысл кандидата вывести из состояния стресса, тогда и репутация компании сохранена будет, и человеку приятно осознавать, что над ним не просто так издевались.
Сергей Черкашин 12.06.2012, 12:08
Да, таких профессий хватает. Я сам продажник. Только для более компетентного подбора кадров нужен и более компетентный кадровик. Хороший психолог без признаков звездной болезни, умудренный жизненным опытом и научившийся разбираться в людях, а не вчерашний студент - теоретик успеха. И не гопник, возомнивший себя хозяином жизни. А преднамеренно хамские методы вербовки будут вызывать только отвращение.
Marina Makovskaya 14.10.2016, 22:11
Невероятно приятно читать разумные комментарии.Знаете,у меня два высших образования,хорошистка.Второе образование,я посвятила менеджменту и экономике,чтобы воплотить свою мечту:стать грамотным менеджером по работе с персоналом.Грызла гранит науки ночами,с 16 лет изучаю психологию...и что вы думаете?Никто даже на собеседование не пригласил.А я и дипломную работу писала,и законы учила.Я была бы фанат своей работы,но,увы,нет знакомств.Перебиваюсь простыми работами,хотя отлично разбираюсь в физиогномике,психиатрии,графологии,психологии.Плюнула на все.И просто живу так,как Бог дает.
Сергей Черкашин 15.10.2016, 00:37
Так ведь и я всю жизнь перебиваюсь. От авантюры к авантюре. Без роду и племени. Знания и навыки не имеют решающего значения, если нет межличностного контакта, симпатий, привязанностей, родства и прочих общностей. Зачастую кандидата выбирают не по профессиональным признакам, а по признаку личных симпатий.
Бухарова Ирина 12.06.2012, 12:15
Как нас плавно вгоняют в стандарты. Люди имеют право на эмоции. Любимое дело, хорошая зарплата - залог успеха, а стрессы всегда будут.
Леонид Белкин 12.06.2012, 15:04
А может просто послать такую компанию. Там где могут позволить с соискателем такое, непонятно что творится внутри. Можно предположить что хамство - это норма поведения. так что соскателю решать, а подходит ему это предприятие или нет
Бухарова Ирина 12.06.2012, 16:08
Биороботы и биомасса - это не про нас! Послать - это то что нужно, уважаю!
Сергей Шевченко 12.06.2012, 18:40
Отсутствие качественных высокооборазованных, культурных людей не хватает на руководящих должностях в стране, поэтому и получается в правилах "что есть то есть".

Руководитель глупый, агрессивный, но он руководитель, и ничего не поделаешь, его нужно слушать и выполнять его указания.
Сергей Черкашин 12.06.2012, 23:41
Копать траншею от него и до обеда?))
Бухарова Ирина 12.06.2012, 20:20
Любому руководителю приятно работать с грамотными профессионалами, а не с затравлеными кроликами. Выбор за нами принимать условия игры или нет. Эксперементов в жизни хватает, есть желание участвуйте, нет, байкотируйте.
Сергей Шевченко 13.06.2012, 19:19
Стрессы, агрессия и т.п. все это не главное, чтобы использовать это при собеседовании при приеме на работу. Как делают в правильных фирмах, где руководители имеют ум, а не рот для питья коньяка и облизывания любовниц - они берут на работу сотрудников по знаниям и способностям. Потом, если появляется необходимость работы со стрессом, то специально проводят тренинги на фирме, приглашают специалистов, моделируют ситуации, дают анализ причин со стороны клиента/сотрудника, чтобы сотрудники понимали причину и умели правильно и быстро находить выход.

В быдло-руководлителей из быдло-общества такое не дано для понимания, поэтому "мартышки" про подбору персонала кувыркаются в угоду заказчику. Все просто. Надеюсь больше этот вопрос не о чем обсуждать. Разве что есть время и хочется потрепаться..
Бухарова Ирина 13.06.2012, 20:13
Я не думаю, что руководитель знает какими техниками пользуются менеджеры по персоналу. Им важен факт приёма, а каким образом - это другой вопрос. Факт преподносят под своим субьективным соусом, снимая в случае чего с себя ответственность: "я, его и так и этак", "а он гад оказался", "не виноватая я!". Важно как народ относится к этой теме. От нас зависит приживётся этот бардак или нет.
Ольга Бондарчук 15.06.2012, 10:34
Петр Подгорный, 13.06.2012, 23:46

The BEST!!!!!! Если бы все кандидаты себя так вели на собеседовании, не было бы сейчас это грустной статистики:"87% украинцев мечтают сменить работу" Ситуация стала бы несколько иной: уже б работодатели искали работников для работы, а не работник - работу.

А вообще, скажу так, когда застаивается руководящий персонал в успешной компании - это неминуемо ведет к бешеной текучке остальных кадров,бьющей все рекорды. А через 10-ок лет от компании с мировым именем(по крайней мере в нашей стране, так точно) кроме названия может ничего не остаться. ОНИ Ж НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО НА КОНУ ИСЧЕРПЫВАЕМОСТЬ ТРУДОВОГО РЕСУРСА,ведь, как не крути - демографическая ситуация - это про нас и один раз пришедший сотрудник и ушедший разочарованным НИКОГДА не наступит на те же грабли еще раз. ИМХО.
Надія Якимчук 27.06.2012, 01:40
ви усі молодці! бажаю усім успіхів!!! ви мега!
1 1 16.07.2012, 19:43
Помповое ружье решает многие проблемы ;)
Мария, Вента ЛТД, ООО 28.08.2012, 10:08
Исходя из собственного опыта, хочу добавить: чем лучше работа,тем больше требований к соискателю ( имейте ввиду). И наоборот- на откровенно плохие условия труда и маленькую ЗП берут всех без разбора и без стрессового интерью.Стресс у вас начнется потом, когда приступите к выполнению должностных обязанностей ).
Sergiy Semenyuk 04.09.2012, 18:50
Стрессовое собеседование — самый страшный сон любого кандидата. — самый страшный сон любого кандидата. Чушь собачья. Было такое и со мною. Только никто не говорит о том, что и мы выбираем. Стрессовое собеседование, или коллектив душевно больных людей, с которыми предстоит работать каждый день??? Я сделал свой выбор
Вероника Белюговская 03.06.2015, 23:26
Стрессовое собеседование - это полный бред! Несколько лет назад впервые столкнулась с такой формой собеседования при трудоустройстве. Абсолютно не была к этому готова, так как просто с этим раньше не сталкивалась. Сначала меня даже напугала эта немолодая тётенька, которая вела себя, на мой взгляд, неадекватно (даже если это и было частью игры). Но потом я быстро сориентировалась и начала использовать методы НЛП, в частности, "отзеркаливание" (копировала её жесты, телодвижения, манеру говорить, начала откровенно прикалываться над ней, использовать шутки, иронию, юмор). Тётенька начала агрессировать, а потом и вовсе заткнулась. Я уже заранее знала, что не буду работать в этой компании потому что ИМЕННО Я ЭТОГО НЕ ХОЧУ!. Поэтому я превратила это стрессовое интервью в развлекуху для себя, чтобы не очень сожалеть о зря потерянном времени. Стрессы есть в абсолютно любой, даже неквалифицированной работе, и как человек на них будет реагировать можно проверить только в процессе самой работы.
Сергей Черкашин 04.06.2015, 09:05
Вот и отлично. Совместили приятное с полезным. Хотя бы поразвлекались.
Вероника Белюговская 04.06.2015, 12:17
Ну, да. Отработала методы психологической защиты, получила от этого моральное удовлетворение, теперь имею представление о том, что такое "стрессовое интервью". Правда, после того собеседования я на подобные больше не попадала.
Сергей Черкашин 04.06.2015, 17:15
Да и не стоит наступать дважды на одни и те же грабли.
Вероника Белюговская 05.06.2015, 01:10
Да, наверное. Только ведь стрессовые интервью создают не соискатели, а работодатели. Так что, когда идёшь на очередное собеседование, никогда не знаешь, каким оно будет.
Сергей Черкашин 05.06.2015, 08:48
Можно либо перехватывать инициативу в свои руки, без особых церемоний и соплей (что посеет, то и пожнёт), либо побыстрее выходить из этого цирка. В зависимости от собственных целей.
Вероника Белюговская 05.06.2015, 22:28
Да, я так и делаю. В зависимости от настроения и наличия свободного времени. Если настроение игривое и куражное, и есть время, то я развлекаюсь. Если настроение "не очень" и времени нет - разворачиваюсь и ухожу.

Щоб залишити коментар, потрібно увійти.