Как работают те, кто помогает составлять резюме, можно ли получить консультацию бесплатно, самые распространенные ошибки соискателей, гарантии и этические вопросы, связанные с резюме — об этом Work.ua рассказал Роман Руссу, создатель и Project Manager студии профессионального резюме ProResume.


Как это работает

— Чем занимается студия профессионального резюме?

Мы помогаем соискателям в оформлении и составлении резюме, консультируем, как результативно искать работу, как правильно вести себя при контакте с работодателем.

— Любая услуга стоит денег?

Изначально идея создания студии социальная. Среди нас есть опытные HR-менеджеры, переводчик, SMM-менеджер. Для нас это больше хобби — у всех есть постоянная работа. Поэтому есть как коммерческая, так и социальная составляющая проекта.

Социальная часть — это как раз бесплатная консультация по тому, как резюме выглядит на данном этапе, как его можно оптимизировать, на какую зарплату клиент может рассчитывать и как вести себя на собеседовании с его вводными данными. Мы говорим, что все изменения он может сделать сам, а может обратиться к нам за помощью, которую мы предоставим в течение 24-х часов.

— Что вы выделяете к услугам?

Самое важное на что стоит обратить внимание — к каждому клиенту индивидуальный подход, то есть каждое профессиональное резюме является уникальным. Что касается технической работы по составлению резюме, то это:

  • составление профессионального резюме;
  • размещение резюме на сайтах поиска работы;
  • перевод резюме на английский язык;
  • оформление эффективного профиля LinkedIn.

Для студентов или людей с минимальным опытом работы действует чисто символическая оплата труда.

— Почему студия именно «профессионального резюме»?

Мы можем сделать техническое резюме, согласно четкому заказу клиента. А можем сделать профессиональное резюме, которое бы соответствовало внутреннему желанию и темпераменту человека. Это помогает переосмыслить вопрос выбора профессии. После обращения любой клиент получает 3 вопроса от студии и живет с ними день:

  • кем мечтали быть в детстве;
  • 3 вакансии, которые нравятся сейчас, и не важно, связаны они с вашей нынешней деятельностью или нет;
  • вопрос, который часто задают на собеседованиях, но в личной беседе на него отвечают совсем по-другому: чем бы хотели заниматься лет через 5-10?

Пока клиенты думают над ответами, мы разбираем его резюме, находим информацию о нем в открытых источниках и даем обратную связь.

— Беретесь за все случаи?

Безнадежность определяется во время работы с клиентом, когда он не понимает, зачем он это делает, и не готов «лечиться». Были случаи, когда обращались родители студента с просьбой составить резюме. Но сам клиент не проявлял никакой инициативы. Такие случаи мало интересны.


Самые распространенные ошибки и частые клиенты

— Кто чаще всего обращается за вашими услугами?

Если говорить о сферах деятельности, то это чаще всего топы или специалисты в менеджерском консалтинге, продажах, маркетинге. Также это бухгалтеры, юные HR-менеджеры без достаточного опыта. Еще у нас есть клиенты с уникальными знаниями или опытом работы — аграрии, представители государственных организаций.

— А есть какая-то группа соискателей, которым помощь человека извне обязательно нужна?

Да, это практически все квалифицированные специалисты, топ-менеджеры и уникальные сотрудники с высокой стоимостью на рынке, и у которых отсутствует понимание того, как искать работу, или есть желание сэкономить время и обратиться к профессионалам.

— С какими распространенными ошибками встречаетесь в работе?

Это действительно распространенные ошибки, о которых постоянно говорят: фото, грамотность, адреса почтовых ящиков, лишняя информация. Они случаются из-за того, что люди думают, что так будет классно. Эти ошибки вызывают улыбку в плане внутренних коммуникаций, но в реальной ситуации могут привести к отказу. Мы предупреждаем об этом клиентов.

Например: фотография с отдыха, адрес почтового ящика топ-менеджера «милашка1517», ник в соцсети «superman», указание причины увольнения, уникальные должности «кандидат в директора», множество форматов и шрифтов в резюме, перерывы в стаже и нерелевантный опыт работы, несоответствие написанного в резюме к реальности.

Гарантии, обратная связь, вопросы этики

— Каковы преимущества студий, подобных вашей?

Помогают люди, которые знают кухню работы рекрутеров изнутри. Это как отдел продаж и закупок: при переходе с одного отдела в другой становитесь более сильным игроком. Люди, обращающиеся к таким специалистам, становятся более сильными соискателями. 

— Вы даете клиентам гарантии, что с таким резюме они точно получат приглашение на собеседование или предложение о работе в конкретные сроки?

Конкретных гарантий, что вы найдете работу, от нас получить нельзя. Мы даем все инструменты для того, чтобы качественно искать работу. Резюме увеличивает шансы на 30-40%, в некоторых случаях и больше. Другими словами, мы вас учим ловить рыбу и увеличиваем шансы — а дальше дело случая. Соискатели должны это понимать.

— Получаете обратную связь от клиентов? Какова она?

В среднем по статистике фидбеков работу находят за 3-5 месяцев поиска.

— Этический вопрос по отношению к коллегам-рекрутерам: вы предоставляете в лучшем свете кандидатов, при этом не врете или не приписываете должностей, которых не было?

За все время существования студии и все написанные резюме могу гарантировать, что ни в одном нет лжи — только правда. Вопрос в подаче этой правды и есть уровнем профессионализма. Например, можно сказать об уровне владения английским языком «владею свободно», а можно «уровень advanced С2». Говорим одно и то же, а восприятие разное. Под каждую должность и сферу деятельности используются определенные термины, которые будут понятны и близки конкретному рекрутеру.

— Когда HR просматривает резюме, он задумывается о том, сам человек составил резюме или нет? Или просто руководствуется тем, зацепило резюме или нет?

Этот рынок в Украине практически не развит, рекрутеры редко задумываются об этом, да и зачем?

— Как думаете, есть ли смысл вводить обучение написания резюме системно? В ВУЗах, например?

Существует определенные нормы и стандарты в экономически развитых странах по составлению и написанию резюме, это является частью мировой бизнес-культуры. Основы и сейчас закладываются в некоторых ВУЗах, но над стандартами еще стоит работать. Это упростит и понимание со стороны молодых специалистов, которые только начали искать работу, и со стороны рекрутеров и HR-менеджеров, которые отвечают за подбор персонала.